Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск
Том 12, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF
10-16 262
Аннотация

   В статье раскрываются особенности манифестации языкового явления, рассматривается инверсия в текстах англоязычных СМИ Нигерии.

   Новизна подходов заключается в исследовании инверсии через прагматическую призму на примере публицистических текстов СМИ Нигерии.

   Проведенный анализ был сфокусирован на таком синтаксическом феномене, как инверсия. К настоящему времени инверсия является достаточно изученным явлением. Впервые должное внимание такому явлению, как инверсия, начало уделяться только в XX веке. Автор приходит к выводу о том, что инверсия представляет научный интерес с точки зрения прагматического использования и исследования различных единиц коммуникации, включая язык СМИ. Особенность английской инверсии в материалах медиатекстов нигерийского английского языка – это недостаточно изученная область, но крайне важная с точки зрения реализации компонента эмоционального выражения в общении. Анализ инвертированного предложения показывает, что с его помощью выражается эмоциональная составляющая процесса коммуникации. Проблема экспрессивности инверсии волновала многих исследователей, поскольку посредством включения данного лингвистического явления в различные письменные тексты и устные выступления выражается индивидуальное отношение спикера к предмету речи. В ходе работы систематизируется теоретический материал исследования, при этом особое внимание акцентируется на специфике манифестации языкового явления. Практический материал исследования представляет собой анализ англоязычных текстов СМИ Нигерии.

17-25 151
Аннотация

   В статье поднимается вопрос о нестандартном употреблении времени Imparfait de l’indicatif, которое, начиная с XVIII века и по настоящее время, является одним из наиболее встречающихся во французском языке. В рамках исследования используются следующие методы анализа языка: описательный, сравнительно-исторический, сопоставительный и стилистический. Предлагается краткий обзор научных подходов к пониманию данного явления в речи, его осмыслению в рамках теории предельных и непредельных глаголов с целью рассмотрения имперфекта не как результата вытеснения passé simple в литературной речи, а как новой грамматической формы с беспрецедентным смысловым оттенком. Предпринимается попытка обосновать стилистическое использование Imparfait de l’indicatif в предложении с опорой на лексико-грамматические и синтаксические аспекты исследования, при которых лексические значения слов служат основанием для направления обобщения, возникающего при их грамматизации. А поскольку язык, будучи орудием нашего познания, включает в себя стилистически окрашенные слова (словосочетания и грамматические конструкции в том числе), стилистика становится особым познавательным аспектом языка, охватывающим как область лексики, так и область грамматики. Это дает право на рассмотрение ряда грамматических явлений и форм, в том числе Imparfait de l’indicatif, в рамках стилистического анализа. Приводятся доказательства того, что с помощью подобного комбинированного анализа возможно более точно разграничить временные вариации в литературном и разговорном языках. Исследование носит прикладной характер, но его результаты позволят расширить понимание природы Imparfait de l’indicatif в истории французской грамматики, прояснить некоторые особенности употребления грамматических форм данного времени в современном языке, и, возможно, побудят лингвистов к дальнейшему изучению этого явления.

26-34 139
Аннотация

   В статье рассмотрена специфика формирования интердискурсивного пространства современной рок-поэзии.

   Целью данной статьи является анализ образцов русской рок-поэзии, рассматриваемых как неотъемлемая часть произведений поэтического дискурса и как результат взаимодействия разного типа дискурсов – исторического и поэтического – в рамках особой интердискурсивной формации.

   Материалом исследования выступили тексты современной рок-поэтессы Маргариты Анатольевны Пушкиной. Методы исследования: метод дискурсивного анализа, в основе которого лежит выделение лексических и синтаксических доминант в поэтических текстах современной рок-поэтессы М. А. Пушкиной. Проанализирована специфика представления исторического события в текстах различных дискурсивных формаций – институциональной (исторический дискурс) и персональной (поэтический дискурс). Выделены и рассмотрены языковые маркеры исторического и поэтического дискурсов в анализируемых примерах, а также специфика репрезентации реального исторического события в текстах современной рок-поэзии. Выявлено, что современные дискурсологические исследования имеют дело с изучением взаимопроникновения разных типов дискурса и на основе такого взаимодействия создания качественно нового образца поэтического текста. При этом ведущим методом при исследовании текстов разной жанровой и дискурсивной принадлежности является метод дискурсивного анализа. Указанный метод при анализе поэтических текстов позволяет определить степень проникновения элементов исторического дискурса в образцы современной рок-поэзии, создает благоприятную среду для оказания необходимого влияния на создание объекта исследования. Отмечается способность исторического дискурса внедрять в сознание адресата текста необходимую историческую информацию посредством поэтического текста. По результатам проведенного исследования было доказано, что тексты рок-поэзии являются своеобразным синтетическим образованием, которое возникает на стыке дискурсов разного типа и выступает в качестве нового интердискурсивного продукта вербальной и когнитивной деятельности человека.

35-49 141
Аннотация

   В статье исследуется одно из писем Г. Гессе и выявляется своеобразие представлений писателя о личности и судьбе художника. Прозаическое наследие данного автора изучено достаточно подробно, в меньшей мере внимание ученых было приковано к его эпистолярному наследию.

   Цель исследования – проанализировать выбор художником жизненного пути, изучить проблему творчества и особой одаренности человека, ведущей к самопожертвованию, в понимании Г. Гессе.

   В связи с этим авторами проведен комплексный анализ письма «Юный гений» (Ответ восемнадцатилетнему юноше)». В работе применены методы наблюдения, контекстуального и компаративного анализа, систематизации материала. Письма Г. Гессе вводились в контекст литературоведческих и лингвистических исследований как документы исторического и автобиографического комментирования, фактического подтверждения, соотнесения философских постулатов в художественных произведениях с исповедальными размышлениями в письмах к родным, друзьям, иным другим адресатам. Вместе с тем эпистолярный жанр, столь востребованный в XX в. до наступления «электронных» времен, имеет самоценность. Он открывает внутренний мир художника, позволяет услышать именно его голос, объективные проявления его личности: выражение разнообразных идей, эмоций, состояний, вкусов, откровенных оценок своих и чужих поступков. Кроме того, письма великих художников показывают речевой этикет определенной эпохи, содержат этические принципы, эстетические предпочтения, воспоминания, отражают языковые изменения, связанные с возрастом, и многое другое. Особое внимание исследователями было уделено системе нравственных и художнических ценностей писателя, особенностям его стиля в эпистолярном жанре. Впервые предпринята попытка компаративного анализа писем Г. Гессе и Л. Н. Толстого, обращенных к начинающим авторам, и выявлены точки соприкосновения в их представлениях о творчестве, этических принципах художника. Авторы видят особенность манеры изложения размышлений писателей в форме исповеди-проповеди.

50-57 326
Аннотация

   Статья посвящена обзорному анализу пейзажных зарисовок в художественной прозе А. П. Гайдара (на примере повести «Тимур и его команда», рассказов «Голубая чашка» и «Р. В. С.»). В целом язык художественной прозы писателя изучен недостаточно. В данный момент ведется активное изучение актуализированного лексикона произведений Гайдара, отдельных аспектов его языка. Но полностью идиолект автора не изучен.

   Актуальность исследования обусловливается тем, что в данный момент нет анализа пейзажных зарисовок в произведениях Гайдара.

   Целью работы является обзорный анализ языковых средств выразительности, с помощью которых создаются описания природы в нескольких произведениях.
   Это позволяет обозначить задел для дальнейшего лингвистического анализа данного аспекта. В ходе исследования применялись методы наблюдения, сплошной выборки, контекстуального анализа, систематизации языкового анализа. Проведенный анализ дает представление о пейзажных зарисовках в прозе Гайдара, их составе. Они создаются при помощи эпитетов, метафор, олицетворений и синтаксического параллелизма. Выявлено, что описание природы позволяет писателю сопоставлять ее состояние с ходом повествования. В рассказе «Р. В. С.» спокойствие природы противопоставлено бурной, неспокойной жизни в русле Гражданской войны. В повести «Тимур и его команда» описания природы используются реже, они олицетворяют спокойную жизнь дачного поселка, в котором происходит действие. В «Голубой чашке» автор использует развернутые описания природных пейзажей. Проведенный анализ пейзажных зарисовок позволяет сделать вывод о том, что изображение природы неразрывно связано с основным действием и помогает писателю решить художественную задачу.

58-67 109
Аннотация

   Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что исследование бинарных оппозиций, их функционирования и особенностей вербализации в языковой и мифопоэтической картинах мира конкретного автора призвано помочь реконструировать модель мира, сформировавшуюся в его сознании.

   Известные на данный момент работы, анализирующие творчество А. Платонова в этом аспекте (напр., работы М. А. Дмитровской «Язык и миросозерцание А. Платонова» (1999), К. А. Баршта «Поэтика прозы Андрея Платонова» (2005), Ю. А. Сухомлиновой «Бинарные оппозиции в творчестве Андрея Платонова» (2005), В. В. Мароши «Роль мифологических оппозиций в мотивной структуре прозы А. Платонова» (1991), И. В. Сосновской «Открытие смысла художественного произведения через систему бинарных оппозиций (по повести А. Платонова «Сокровенный человек»)» (2017) и др.), на наш взгляд, недостаточно полно освещают проблему, которой посвящено настоящее исследование.
   Целью нашей работы является рассмотрение функционирования бинарной оппозиции «земля – небо» в романе А. Платонова «Чевенгур» и выявление индивидуально-авторского своеобразия мифопоэтической картины мира писателя.
   Задачи. Рассмотреть семантический потенциал бинарной оппозиции «земля – небо» в романе А. Платонова «Чевенгур» с точки зрения выявления авторских особенностей вербализации.
   Методология. Методом сплошной выборки из рассматриваемого романа были отобраны случаи употребления автором лексем, вербализующих оппозицию «земля – небо», проведен сопоставительный
анализ с данными национальной языковой картины мира, отраженными в словарях.
   Результаты. Анализ функционирования бинарной оппозиции «земля – небо» и способов ее лексической объективации в романе А. Платонова «Чевенгур» позволяет сделать вывод, что в языковой картине мира писателя находит отражение мифопоэтическая картина мира, в соответствии с которой земля, при правильном с ней обращении, выступает в роли матери, кормилицы и защитницы, может укрывать,
предоставлять убежище. Небо в рассматриваемом романе – это структура, способная выполнять функции земли, поскольку по отношению к земле небо вторично. Небо может изменяться в зависимости от того, что происходит на земле.
   Вывод. Для лексической объективации оппозиции «земля – небо» автором используются лексемы земля, небо, которые вводятся в художественный текст романа «Чевенгур» с приращением смысла.

68-81 181
Аннотация

   Автор исследует проблему перевода цветонаименований в языковой паре итальянский – русский.
   Актуальность исследования определяется символической функцией цветонаименований в современной итальянской художественной литературе и ее важностью для представления авторского содержания.
   Проблема перевода терминов цветонаименований рассматривается на материале художественного романа У. Эко «Имя розы» (“Il nome della rosa”) на итальянском языке и его перевода на русский язык, выполненным Е. А. Костюкович. Действие выбранного для анализа произведения разворачивается в монастыре, а потому при интерпретации текста вообще и цветонаименований как его компонентов для более глубокого понимания авторского замысла важно опираться на религиозные догматы и прецедентные религиозные тексты, а при переводе необходим предпереводческий анализ, который позволит определить символическое содержание каждого актуализированного смыслового компонента текста и осуществить адекватный перевод. Значительное место уделено репрезентации религиозной символики через цветонаименования, поскольку для анализа выбран текст с высоким индексом насыщенности цветовыми терминами. Такой материал позволяет выявить наиболее частотные цветонаименования, определить их художественную функцию, символическое содержание, смысловое взаимодействие и обосновать некоторые переводческие решения. В ходе интерпретации терминов цветонаименования использовались дефиниционный, компонентный и этимологический анализ, с помощью которого установлено содержание терминов цветонаименования в оригинальном тексте, обоснована авторская мотивация выбора способа их перевода на русский язык, предложены схемы предпереводческого анализа. Полученные в ходе проведенного исследования данные могут быть применены при переводе текстов сходной тематики с итальянского языка на русский язык, особенно произведений с высоким уровнем символизации терминов цветонаименования.

82-92 125
Аннотация

   В статье проводится сопоставление ассоциативных полей концептов «культура» / «cultura» / «culture», «этикет» / «etichetta» / «étiquette», «нравственность» / «morale» / «moral» в русской, итальянской и
французской лингвокультурах.

   Цель исследования – проанализировать ассоциативные поля трёх разных лингвокультур, и, на основе сопоставления результатов, составить выводы о сходствах и различиях данных лингвокультур.

   Мы обратились к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, большому толковому словарю русского языка Кузнецова и толковому словарю Ефремовой с целью определения точных значений стимулов. Эксперимент был проведён среди случайных людей в возрасте от 18 до 24 лет. Методом ассоциативного эксперимента было получено ассоциативное поле из 150 реакций на стимулы культура, этикет и нравственность. В результате анализа полученных в ходе трёх ассоциативных экспериментов данных были составлены выводы о сходствах и различии исследуемых лингвокультур. Помимо ассоциативных экспериментов, было произведено сравнение общих реакций стимулов (общие реакции стимулов культура и нравственность; культура и этикет; этикет и нравственность; культура, этикет и нравственность), сравнение результатов экспериментов (частотность общих реакций) среди русских и итальянских респондентов лингвокультур, а также среди русских и французских респондентов лингвокультур. Была установлена высокая часточность общих реакций между русской, итальянской и французской лингвокультурами, что говорит об их тесной связи. На основе полученных данных, был сделан вывод, что представители русской, итальянской и французской лингвокультур демонстрируют как общие, так и различные черты в структуре и содержании «концептов» представления стимулов культура / cultura / culture, этикет / etichetta / étiquette, нравственность / morale / moral, о чём нам говорят результаты проведённых ассоциативных экспериментов.

93-103 158
Аннотация

   Пандемия коронавируса явилась экстралингвистическим фактором, который оказал в той или иной мере влияние на значение ряда слов. В сознании индивида актуализируется значение, отражающее ситуацию «здесь и сейчас». Предпринятое исследование психолингвистического значения стимула «щиток» посредством свободного ассоциативного эксперимента осуществлялось в два этапа, отличие которых заключалось в форме подачи стимула: первый эксперимент проводился со словом-стимулом «щиток», стимулом для второго эксперимента послужила картинка с изображением щитка как индивидуального средства защиты. Основу или ядро полученных ассоциаций в первом эксперименте составили реакции, демонстрирующие одно из лексикографических значений лексемы «щиток», а именно устройство, оснащенное измерительной и сигнальной аппаратурой, т. е. в индивидуальном сознании актуализировалось значение щитка-распределителя или электрического щитка. Во втором эксперименте на картинку с изображением средства защиты в качестве стимула были получены реакции преимущественно так или иначе связанные с коронавирусной инфекцией. Картинка дала возможность испытуемым «сузить» поиск значения (смысловую актуализацию в сознании). Полученные результаты в очередной раз подчеркнули существующее в психолингвистике утверждение о том, что психолингвистическое значение шире, чем лексикографическое. Важным при организации и проведении психолингвистического эксперимента является способ восприятия испытуемыми предъявляемого стимула. Особое внимание заслуживает появление дополнительного значения рассматриваемой лексемы, не зафиксированного в лексикографических источниках, под влиянием пандемии коронавирусной инфекции как экстралингвистического фактора.

104-115 131
Аннотация

   Статья посвящена изучению особенностей переосмысления М. А. Осоргиным архетипического сюжета о морской деве и рыбаке.

   Актуальность исследования определена необходимостью осознания трансформации традиционного сюжета и претворения его характерных черт в литературной сказке одного из выдающихся представителей литературы первой волны русской эмиграции, привлечения внимания исследователей к несправедливо ушедшим в забвение страницам литературного творчества писателя, осмысления национальных традиций детского чтения и создания более полной истории русской художественной литературы.

   Исследование базируется на комплексном подходе, включающем применение сравнительно-исторического, историко-литературного, описательно-аналитического методов. Проанализированы художественные образы сказки М. А. Осоргина; определено их индивидуально-авторское содержание, отражающее синтез сказочного и реалистического планов повествования. Показано, что, в соответствии с пониманием литературного архетипа как «вечного образа» с его типологической устойчивостью и высокой степенью обобщения как универсального принципа мышления вне зависимости от национальной и культурной принадлежности, писатель решает средствами художественной литературы морально-этические проблемы и утверждает общечеловеческие нравственные ценности. Доказано, что образы Царицы-Жемчужины и рыбака актуализируют аксиологический аспект интерпретации рассматриваемой литературной сказки и позволяют понять иерархию ценностей писателя. Установлено, что, несмотря на видимое совпадение образов главных героев, сюжетных линий, мотивов, хронотопа с мифологическими, фольклорными, литературными канонами, М. А. Осоргин разработал сюжет и создал художественные образы, которые обладают неповторимо индивидуальными качествами и
характеристиками.

116-133 222
Аннотация

   Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. В статье в словообразовательном и историко-этимологическом аспектах рассматриваются имена существительные религиозной семантики на -ние, зафиксированные в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII века.

   Актуальность работы обусловлена функциональной значимостью данного класса слов для формирования религиозного стиля русского языка XVIII века и вместе с тем отсутствием к настоящему времени специальных лингвистических исследований, связанных с изучением религионимов-субстантивов на -ние.

   В работе были использованы методы стилистического, морфемного, словообразовательного, историко-этимологического и дефиниционного анализа, а также метод семантического поля. В ходе исследования проанализированы особенности словообразовательной структуры религионимов-субстантивов на -ние и их словообразовательные параллели, определены и охарактеризованы лексемы данного класса дериватов, являющиеся новообразованиями русского языка XVIII века. Исследование словообразовательного типа на -ние выявило структурное различие основ, с которыми к концу XVIII в. мог соединяться этот суффикс при образовании имен существительных религиозной семантики. При этом отмечено, что наиболее продуктивной производящей базой является простая основа инфинитива славянского происхождения I или V классов. Показано, что в результате конкуренции рассматриваемых словообразовательных форм, в которую были активно вовлечены новообразования религиозной семантики на -ние, происходит дифференциация их значений. Религионимы-субстантивы на -ние начинают вытеснять из языкового употребления XVIII века параллельные им образования со значением отвлеченного действия, оставляя за собой функцию его репрезентации в русском языке в качестве основной. Отмечено, что, несмотря на ощутимую конкуренцию, обусловленную наличием синонимичных словообразовательных форм, имена существительные религиозной семантики на -ние прочно заняли свою нишу в лексической системе религиозного стиля русского языка, образовывая в нем к концу XVIII века особый пласт абстрактной конфессиональной лексики.

134-143 164
Аннотация

   В статье представлены результаты проведенного исследования по повышению эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции к силовому пресечению противоправных проявлений и нейтрализации активного сопротивления со стороны нарушителя за счет альтернативных педагогических технологий, направленных на формирование тактико-технических умений обращения с аэрозольным распылителем. В работе приводятся результаты анализа технических характеристик газовых баллончиков, эффективности поражающих факторов в зависимости от погодных условий, химического состава ирританта, что позволяет понять тактические и физиологические особенности воздействия рабочего вещества на человека при применении данного вида специальных средств в различных тактических условиях. Значительную часть исследования занимают результаты анкетирования сотрудников патрульно-постовой службы полиции как субъектов, наиболее часто применяющих аэрозольные распылители для пресечения преступлений и административных правонарушений. Данные результаты послужили фундаментом для построения научной гипотезы и дальнейшей ее проверки экспериментальным путем.
   Актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между насущной необходимостью в повышении эффективности действий сотрудников полиции по пресечению преступлений и административных правонарушений с применением аэрозольного распылителя и отсутствием педагогической технологии формирования умения по применению аэрозольного распылителя в различных тактических условиях.
   Цель исследования: определить необходимость разработки педагогической технологии, направленной на формирование тактических умений эффективного применения аэрозольного распылителя сотрудниками полиции при силовом пресечении преступлений и административных правонарушений, а также экспериментальная проверка эффективности разработанной педагогической технологии.
   Методология: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, анализ (теоретические); интервьюирование, тестирование (диагностические); педагогический эксперимент, метод экспертных оценок (эмпирические).
   На основании полученных результатов научного исследования авторы предлагают педагогические средства и методы, позволяющие повысить профессиональную готовность полиции к эффективному применению данного аэрозольного распылителя в различных тактических ситуациях оперативно-служебной деятельности.

144-153 138
Аннотация

   Особую актуальность на сегодняшний день представляют исследования, посвященные анализу различных подходов к обучению грамматике, так как грамматическая компетенция является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции. Следовательно, знание грамматики – это не просто знание формальных правил, но и умение применять эти правила в реальном общении, используя адекватные коммуникативной ситуации лексические, морфологические, синтаксические и фонологические средства. Бесспорно, необходима такая организация процесса иноязычного образования, в которой каждый из его аспектов будет формироваться с учетом коммуникативного статуса и естественных механизмов его усвоения. Достижение данной цели возможно с учетом соблюдения общих закономерностей познания в процессе обучения. Авторы подробно рассматривают вопрос о том, какие общие закономерности познания актуальны при формировании грамматической компетенции. Также в статье рассматриваются и анализируются требования современной методики обучения иностранному языку с учетом специфики речемыслительных процессов и комплексного интерактивного характера усвоения разных аспектов иностранного языка. Утверждается, что формирование грамматической компетенции – это особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит накопление подсознательных образов и представлений. Именно этот процесс представляется базовым для формирования грамматической компетенции. По данным психо- и нейролингвистики, механизмы речепорождения на глубинном уровне связаны с произносительными основами речи. В ходе обучения грамматике процессы грамматического и просодического оформления высказывания должны взаимодействовать. Организация такого взаимодействия требует выявления структуры речевой деятельности, этапов порождения речевого высказывания в реальном общении.

154-167 238
Аннотация

   Добровольческая деятельность выступает одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики Российской Федерации. Исследователи утверждают, что на данный момент на территории России добровольчество находится на пике своего развития, и рассматривают деятельность волонтера как ресурсное пространство для развития эмоционального интеллекта и мотивации у студенческой молодежи. Реализация добровольческой деятельности требует затрат большого количества эмоциональных ресурсов и контроля над эмоциями, их понимание и своевременную проработку с целью не навредить благополучателям. Вместе с тем излишний эмоциональный контроль и накопление эмоций ведут к бесконтрольному их проявлению и психическому выгоранию. Изучение эмоционального интеллекта волонтеров раскрывает возможности рассмотрения его как фактора возникновения психического выгорания и ресурса его преодоления.

   Так, целью исследования является изучение взаимосвязей эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров, занимающихся профессионально-ориентированной и не связанной с профессией добровольческой деятельностью.

   В нем приняли участие 44 волонтера-медика в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, и 44 волонтера, не занимающихся профессионально-ориентированной добровольческой деятельностью, обучающихся в других учебных заведениях. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики исследования психического выгорания и эмоционального интеллекта. Обработка результатов осуществлялась с помощью методов описательной статистики, сравнительного (непараметрического критерия U Манна-Уитни), корреляционного и регрессионного видов анализа. Эмпирически доказано наличие статистически значимых корреляций между показателями эмоционального интеллекта и психического выгорания. Показатели межличностного эмоционального интеллекта свидетельствуют об эмпатичности волонтеров, занимающихся профессионально-ориентированной волонтерской деятельностью, об их понимании эмоций своих подопечных и знании, как при необходимости изменить эмоциональный фон. Способности понимать внутренние состояния других людей, поддерживать собственные желательные и контролировать нежелательные эмоции выступают фактором устойчивости и преодоления психического выгорания.

168-177 161
Аннотация

   Актуальность деятельности руководителя по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизации системы образования. Эффективно управлять профессиональной деятельностью сотрудника возможно через понимание его ведущих мотивов и стимулирование его трудовой деятельности. Однако на сегодняшний день наблюдается существенное противоречие между необходимостью планирования и развития системы трудовой мотивации сотрудников и второстепенностью мотивации как функции управления организацией. Настоящее исследование было посвящено выявлению ведущих мотивов профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза с целью повышения эффективности управления коллективом через планирование системы трудовой мотивации. В статье представлен теоретический анализ понятий «трудовая мотивация», «мотивационная готовность», «инновационная мотивация», «внутренние и внешние мотивационные факторы». В результате эмпирического исследования было выявлено, что ведущими мотивами для педагогов являются внутренние мотивы. Это значит, что научно-педагогические работники осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес к творческой самореализации и желание посвятить себя обучающимся является приоритетным. Они демонстрируют готовность к инновационной деятельности, испытывают удовлетворение от самого педагогического процесса и результатов собственной работы. Однако и внешние положительные мотиваторы являются для педагогов чрезвычайно важными. В частности, сотрудники крайне чувствительны к внешним оценкам своей деятельности со стороны руководства и коллег, к материальным стимулам и поощрениям, гибкому рабочему графику. Таким образом, система мотивации сотрудников должна опираться на знание их ведущих мотивов. Это позволит руководителям образовательных учреждений даже при ограниченном количестве организационных ресурсов эффективно влиять на эффективность труда.

178-195 215
Аннотация

   Библиометрический анализ литературы засвидетельствовал повышение интереса к изучению волонтерства в медицинской сфере. Наиболее актуальные направления исследования волонтеров: выгорание волонтеров в период COVID-19 и выгорание волонтеров-медиков. Выделена структура социально-психологических установок межличностного взаимодействия волонтеров-медиков: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. В формирующем эксперименте приняли участие 60 волонтеров-медиков в возрасте от 19 до 25 лет, занимающиеся волонтерской деятельностью в сфере медицины до 1 года. Базами исследования выступили ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России и АНО «ЦСПСКР «Феникс». Методы исследования: опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова), опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус и С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, тест ЭмИн (Д. В. Люсин), «Стиль саморегуляции поведения» (А. В. Моросанова). Математико-статистическую обработку информации (описательную статистику и сравнительный анализ) осуществляли с помощью компьютерной программы «Statistica 11.0» и метода структурно-психологического анализа А. В. Карпова. По результатам констатирующего этапа формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа профилактики психического выгорания волонтеров-медиков, занимающихся профессионально-ориентированной волонтерской деятельностью до 1 года. Программа профилактики психического выгорания волонтеров представляет собой групповой социально-психологический тренинг-интенсив.

   Целью тренинга является формирование резистентности волонтеров-медиков к психическому выгоранию путем повышения их психологической компетентности в вопросах межличностного взаимодействия, основных причин психического выгорания и методов их устранения.

   В ходе работы выявлено снижение уровня психического напряжения в группах, усвоение знаний о причинах психического выгорания и методах их проработки; произведена работа над резистентностью к психическому выгоранию волонтеров-медиков.

196-205 188
Аннотация

   Цель исследования. Важность исследования конфликтности личности подтверждается работами российских и зарубежных ученых. Развитие коммуникативных качеств личности студентов является прочной основой формирования их профессионализма. Целью исследования мы ставим выявление коммуникативных особенностей в процессе межличностного взаимодействия и проверку их влияние на конфликтность студентов. В статье исследованы коммуникативные установки студентов. Показана их взаимосвязь с уровнем конфликтности. Выявлены преобладающие негативные установки в межличностнном общении студентов, которые приводят к конфликтам.

   Методы. Методика «Диагностика типа коммуникативной установки» В. Бойко была использована для изучения проявления негативных установок в межличностном общении студентов. Для определения общего показателя агрессии и враждебности как специфики взаимодействия в межличностном общении мы выбрали методику «Опросник враждебности» А. Басса и А. Дарки. Степень общей конфликтности индивида позволяет определить методика «Личная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. Для установления связи между конфликтностью и негативными установками, а также индексами враждебности, агрессии как особенностями коммуникации в межличностном взаимодействии нами был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена.

   Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что значительное число студентов имеет ярко выраженные негативные установки в межличностном взаимодействии. Среди них высокие показатели наблюдаются по шкалам завуалированная и открытая жестокость, а также брюзжание. Несмотря на то, что у большинства студентов враждебность и агрессивность проявляются на низком и среднем уровнях, сумма баллов по отдельным видам реакций превышает номинал. Это говорит о развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность. Общий уровень конфликтности большинства студентов находится на среднем и низком уровнях, однако значительное число испытуемых показали высокие баллы по этой шкале, что коррелирует с показателями по шкалам агрессивность и наличием негативных установок.

   Заключение. Таким образом, необходима коррекция негативных установок как фактора конфликтности студентов. Для этой цели нами разработана программа психологического тренинга, эффективность которой была доказана на практике и статистически.

206-224 151
Аннотация

   Вынужденный переход в цифровой образовательный формат в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 вызвал изменение квалификационных требований в образовательной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов, что обеспечило необходимость разработки и внедрения компетентностной модели его профилактики. В исследовании приняли участие 40 педагогов из ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» в возрасте от 21 года до 65 лет с длительностью стажа профессиональной деятельности до 43 лет, вошедшие по результатам диагностики в контрольную и экспериментальную группы (по 18 человек в каждую). Реализация констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента предусматривала диагностику эмоционального выгорания педагогов и содержания их социально-психологической компетентности и оценку результатов с помощью статистических методов математического анализа («Statistica 11.0»). Разработанная в соответствии с компетентностной моделью профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций программа направлена на снижение его выраженности через оптимизацию уровня сформированности их социально-психологической компетентности в межличностных отношениях. Реализованы лектории о феноменологии, генезисе, диагностике и способах профилактики эмоционального выгорания, а также практико-ориентированные кейсы по развитию социального и эмоционального интеллекта, формированию позитивных социально-психологических установок межличностного взаимодействия и мотивационной направленности, конструктивных копингов преодоления стрессовых профессиональных ситуаций. Оценка результатов ее внедрения засвидетельствовала значимое изменение выраженности эмоционального выгорания и социально-психологической компетентности педагогов экспериментальной группы в сравнении с контрольной и с результатами первичной диагностики, а значит, и ее эффективность.

225-236 254
Аннотация

   Противоречивые ситуации и столкновения интересов в ходе образовательной деятельности сопровождают адаптацию и самоутверждение обучающихся. Особенно остро данные процессы протекают на начальном этапе вхождения в студенческий коллектив. Конфликты могут быть не только конструктивными, но и препятствующими успешной социализации молодых людей и разрушающими организационные структуры. Перед преподавателями и кураторами стоит задача минимизировать ущерб и негативные последствия конфликтных ситуаций.

   Актуальность исследования продиктована необходимостью поиска способов воздействия со стороны преподавательского состава на процессы урегулирования и профилактики конфликтов в студенческой среде с использованием комплекса психолого-педагогических методов воздействия.
   Цель исследования – определить эффективность разработанных авторами рекомендаций для педагогов и студентов, направленных на формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов и их профилактики.
   Проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий и формирующий эксперимент. Данная статья раскрывает итоги второго этапа, после использования разработанных для кураторов рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов. В исследовании приняли участие студенты факультета строительства и архитектуры Юго-Западного государственного университета. После проведения формирующего эксперимента выявлена эффективность разработанных рекомендаций, реализующаяся в снижении уровня конфликтности, повышении показателей благополучия психологического климата и снижении индекса конфликтности в личных и деловых взаимодействиях в экспериментальной группе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)