Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Компетентностная модель профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 (контрольный этап формирующего эксперимента)

Аннотация

   Вынужденный переход в цифровой образовательный формат в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 вызвал изменение квалификационных требований в образовательной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов, что обеспечило необходимость разработки и внедрения компетентностной модели его профилактики. В исследовании приняли участие 40 педагогов из ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» в возрасте от 21 года до 65 лет с длительностью стажа профессиональной деятельности до 43 лет, вошедшие по результатам диагностики в контрольную и экспериментальную группы (по 18 человек в каждую). Реализация констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента предусматривала диагностику эмоционального выгорания педагогов и содержания их социально-психологической компетентности и оценку результатов с помощью статистических методов математического анализа («Statistica 11.0»). Разработанная в соответствии с компетентностной моделью профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций программа направлена на снижение его выраженности через оптимизацию уровня сформированности их социально-психологической компетентности в межличностных отношениях. Реализованы лектории о феноменологии, генезисе, диагностике и способах профилактики эмоционального выгорания, а также практико-ориентированные кейсы по развитию социального и эмоционального интеллекта, формированию позитивных социально-психологических установок межличностного взаимодействия и мотивационной направленности, конструктивных копингов преодоления стрессовых профессиональных ситуаций. Оценка результатов ее внедрения засвидетельствовала значимое изменение выраженности эмоционального выгорания и социально-психологической компетентности педагогов экспериментальной группы в сравнении с контрольной и с результатами первичной диагностики, а значит, и ее эффективность.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса, д. 3

Курск

Researcher ID: AAF-9625-2019



А. А. Кузнецова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Алеся Анатольевна Кузнецова, кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса, д. 3

Курск

Researcher ID: AAI-5730-2020



Л. Н. Малихова
Курский государственный медицинский универсиет; Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Россия

Лариса Николаевна Малихова, аспирант, дефектолог, директор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса, д. 3

305035

ул. Чумаковская, д. 9

Курск



Список литературы

1. Джига Н. Д. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях пандемии COVID-19 и дистанционного образования / Н. Д. Джига // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN621.pdf

2. Zadok-Gurman, T., Jakobovich, R., Dvash, E., (...), Ganz, A. B., Lev-Ari, S. Effect of inquiry-based stress reduction (Ibsr) intervention on well-being, resilience and burnout of teachers during the COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021.18 (7), 3689. doi: 10.3390/ijerph18073689.

3. Форум по компетенциям учителей в условиях цифровой революции. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/teacher-competencies-in-the-digital-revolution-ru/ (дата обращения: 25. 09. 2022).

4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова –. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

5. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. URL: https://psytests.org/iq/guilford.html (дата обращения: 20. 12. 2018).

6. Опросник на эмоциональный интеллект: новые психометрические данные. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (дата обращения: 20. 12. 2018).

7. Тест О. Ф. Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. URL: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostikasocialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (дата обращения: 15. 05. 2021).

8. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (1994)» (адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой (2001). URL: https://studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Coping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (дата обращения: 01. 06. 2020).

9. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики : Вып. 3: Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири / Л. Н. Собчик. – М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. – 48 с.

10. Lauermann,F., & König J. Teachers’ professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and Instruction, 2016, 45, 9–19. doi: 10.1016/j.learninstruc.2016.06.006.

11. Puertas-Molero P., Zurita-Ortega F., Chacón-Cuberos R., (...), Castro-Sánchez M., González-Valero G. An explanatory model of emotional intelligence and its association with stress, burnout syndrome, and non-verbal communication in the university teachers // Journal of Clinical Medicine. 2018. 7 (12), 524. doi: 10.3390/jcm7120524.

12. Молчанова Л. Н. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности / Л. Н. Молчанова, А. А. Кузнецова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 212–228. doi: 10.32744/pse.2019.2.16.

13. Погодаева М. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий / М. В. Погодаева, Ю. В. Чепурко // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 51–72. doi: 10.15293/2658-6762.2202.03.

14. Слабинский В. Ю. Оценка эффективности тренинга проактивного поведения и индивидуальной психотерапии у лиц с разной степенью профессионального выгорания / Слабинский В. Ю. [и др.] // Экология человека. – 2019. – № 11. – С. 28–34. doi: 10.33396/1728-0869-2019-11-28-34.

15. Сорокоумова Г. В. Психологический тренинг как эффективный метод профилактики эмоционального выгорания педагогов / Г. В. Сорокоумова // Гуманизация образования. – 2019. – № 3. doi: 10.24411/1029-3388-2019-10037.

16. Schoeps K., Tamarit A., de la Barrera U., González Barrón R. Effects of emotional skills training to prevent burnout syndrome in schoolteachers | [Efectos de un entrenamiento en habilidades emocionales para prevenir el síndrome de burnout en profesores] // Ansiedad y Estres. 2019. 25 (1), pp. 7-13. doi: 10.1016/j.anyes.2019.01.002.

17. Uzodinma U. E., N. Onyishi, C., Ngwoke, A. N., (...), Moguluwa, S. C., Akanaeme, I. N. Effectiveness of rational emotive occupational health coaching in reducing burnout symptoms among teachers of children with autism // Science Progress. 2022. 105 (2). doi: 10.1177/00368504221100907.


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Малихова Л.Н. Компетентностная модель профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 (контрольный этап формирующего эксперимента). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):206-224.

For citation:


Molchanova L.N., Kuznetsova A.A., Malikhova L.N. Competence-Based Model for Prevention of Emotional Burnout of Teachers of Individual Educational Institutions in the Context of the COVID-19 Pandemic (control stage of the formative experiment). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):206-224. (In Russ.)

Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)