Альтернативные средства интенсификации процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты проведенного исследования по повышению эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции к силовому пресечению противоправных проявлений и нейтрализации активного сопротивления со стороны нарушителя за счет альтернативных педагогических технологий, направленных на формирование тактико-технических умений обращения с аэрозольным распылителем. В работе приводятся результаты анализа технических характеристик газовых баллончиков, эффективности поражающих факторов в зависимости от погодных условий, химического состава ирританта, что позволяет понять тактические и физиологические особенности воздействия рабочего вещества на человека при применении данного вида специальных средств в различных тактических условиях. Значительную часть исследования занимают результаты анкетирования сотрудников патрульно-постовой службы полиции как субъектов, наиболее часто применяющих аэрозольные распылители для пресечения преступлений и административных правонарушений. Данные результаты послужили фундаментом для построения научной гипотезы и дальнейшей ее проверки экспериментальным путем.
Актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между насущной необходимостью в повышении эффективности действий сотрудников полиции по пресечению преступлений и административных правонарушений с применением аэрозольного распылителя и отсутствием педагогической технологии формирования умения по применению аэрозольного распылителя в различных тактических условиях.
Цель исследования: определить необходимость разработки педагогической технологии, направленной на формирование тактических умений эффективного применения аэрозольного распылителя сотрудниками полиции при силовом пресечении преступлений и административных правонарушений, а также экспериментальная проверка эффективности разработанной педагогической технологии.
Методология: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, анализ (теоретические); интервьюирование, тестирование (диагностические); педагогический эксперимент, метод экспертных оценок (эмпирические).
На основании полученных результатов научного исследования авторы предлагают педагогические средства и методы, позволяющие повысить профессиональную готовность полиции к эффективному применению данного аэрозольного распылителя в различных тактических ситуациях оперативно-служебной деятельности.
Об авторах
Ю. Н. КириченкоРоссия
Юлия Николаевна Кириченко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра тактико-специальной подготовки
308024
ул. Горького, д. 71
Белгород
А. А. Тарасенко
Россия
Александр Алексеевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, начальник кафедры
кафедра тактико-специальной подготовки
308024
ул. Горького, д. 71
Белгород
Е. Н. Ламанов
Россия
Евгений Николаевич Ламанов, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра теории и истории государства и права
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Амельчаков И. Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации / И. Ф. Амельченков // Профессионал. – 2007. – № 6. – С. 39–41.
2. Кустов П. В. Содержание профессиональной подготовки сотрудников полиции к служебной деятельности в условиях повышенного риска / П. В. Кустов, Н. Н. Силкин // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.11 (30). – С. 112-114.
3. Тарасенко А. А. Ο подготовке сотрудников ОВД к применению специальных газовых средств / А. А. Тарасенко, А. С. Еремина // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов Всероссийской конференции, Орел, 19 мая 2022 года. – Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2022. – С. 189-193.
4. Применение веществ раздражающего действия в целях самозащиты / А. С. Ведмеденко [и др.] // Бревитер: коротко о главном. – 2008. – № 1. – С. 37-39.
5. Санкин Ю. И. Жидкий состав раздражающего действия для средств самозащиты / Ю. И. Санкин, Н. Н. Чуваткин // Патент на изобретение RU 2381205 C1, 10. 02. 2010. Заявка № 2008128652/02 от 14. 07. 2008.
6. Хомяков Э. Г. Специальные средства правоохранительных органов / Э. Г. Хомяков. – Ижевск.: Издательский дом "Удмуртский университет", 2020. – 122 с.
7. Попов Г. И. Биомеханика двигательной деятельности / Г. И. Попов, А. В. Самсонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
8. Процесс формирования и совершенствования двигательных действий: особенности и приоритеты / С. Н. Никитин [и др.] // Автономия личности. – 2010. – Т. 1. – № 1. – С. 6–12.
9. Теория и методика физической культуры / под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
10. Томилов В. Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте / В. Н. Томилов. – Самара: Офорт, 2007. – 115 с.
11. Васильев В. В. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников Российской полиции / В. В. Васильев, Е. А. Вызулин ; под ред. Н. С. Нижник // Российская полиция: три века служения Отечеству : материалы юбилейной Международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции, Санкт-Петербург, 23–25 апреля 2018 года. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. – С. 1484–1487.
12. Батырев В. В. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях / В. В. Батырев. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – 212 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кириченко Ю.Н., Тарасенко А.А., Ламанов Е.Н. Альтернативные средства интенсификации процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):134-143.
For citation:
Kirichenko Yu.N., Tarasenko A.A., Lamanov E.N. Alternative Means of Intensifying the Process of Professional Training of Police Officers in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):134-143. (In Russ.)