Специфика проявлений коммуникативных особенностей студентов как фактор конфликтности в межличностном взаимодействии
Аннотация
Цель исследования. Важность исследования конфликтности личности подтверждается работами российских и зарубежных ученых. Развитие коммуникативных качеств личности студентов является прочной основой формирования их профессионализма. Целью исследования мы ставим выявление коммуникативных особенностей в процессе межличностного взаимодействия и проверку их влияние на конфликтность студентов. В статье исследованы коммуникативные установки студентов. Показана их взаимосвязь с уровнем конфликтности. Выявлены преобладающие негативные установки в межличностнном общении студентов, которые приводят к конфликтам.
Методы. Методика «Диагностика типа коммуникативной установки» В. Бойко была использована для изучения проявления негативных установок в межличностном общении студентов. Для определения общего показателя агрессии и враждебности как специфики взаимодействия в межличностном общении мы выбрали методику «Опросник враждебности» А. Басса и А. Дарки. Степень общей конфликтности индивида позволяет определить методика «Личная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. Для установления связи между конфликтностью и негативными установками, а также индексами враждебности, агрессии как особенностями коммуникации в межличностном взаимодействии нами был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что значительное число студентов имеет ярко выраженные негативные установки в межличностном взаимодействии. Среди них высокие показатели наблюдаются по шкалам завуалированная и открытая жестокость, а также брюзжание. Несмотря на то, что у большинства студентов враждебность и агрессивность проявляются на низком и среднем уровнях, сумма баллов по отдельным видам реакций превышает номинал. Это говорит о развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность. Общий уровень конфликтности большинства студентов находится на среднем и низком уровнях, однако значительное число испытуемых показали высокие баллы по этой шкале, что коррелирует с показателями по шкалам агрессивность и наличием негативных установок.
Заключение. Таким образом, необходима коррекция негативных установок как фактора конфликтности студентов. Для этой цели нами разработана программа психологического тренинга, эффективность которой была доказана на практике и статистически.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. ИвановаРоссия
Татьяна Витальевна Иванова, кандидат психологических наук, доцент
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
О. Л. Ворошилова
Россия
Ольга Леонидовна Ворошилова, кандидат педагогических наук
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Бахтин М. М. Антрополингвистика: избранные труды / М. М. Бахтин. – М.: Лабиринт, 2010. – 255 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : 2-е изд / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2019. – 432 с.
4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность : 8-е изд. / А. А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 211 с.
5. Парыгин Б. Д. Социальная психология: истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин / Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 532 с.
6. Бодалева А. А. Психология общения : энциклопедический словарь : 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Психологический ин-т ; под общ. ред. А. А. Бодалевой. – М.: Когито-Центр, 2015. – 671 с.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
8. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2020. – 560 с.
9. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2000. – 360 с.
10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.В., Ворошилова О.Л. Специфика проявлений коммуникативных особенностей студентов как фактор конфликтности в межличностном взаимодействии. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):196-205.
For citation:
Ivanova T.V., Voroshilova O.L. The Specificity of Manifestations of Students' Communicative Features as a Factor of Conflict in Interpersonal Interaction. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):196-205. (In Russ.)