
Научный рецензируемый журнал «Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика» является подписным периодическим печатным изданием, в котором публикуются материалы, содержащие результаты фундаментальных, проблемно-ориентированных научных исследований в таких областях, как русский язык, теория языка, сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание, теория и методика профессионального образования, общая психология, психология личности, история психологии, социальная психология.. Основное содержание журнала составляют научные статьи, научные обзоры, научные рецензии и отзывы.
Журнал зарегистрирован в качестве средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-80884 от 21.04.2021).
Учредитель журнала – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
Журнал издается в печатной форме с периодичностью 4 номера в год. Обязательные экземпляры журнала направляются в Информационно-телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). Журнал «Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика» в печатной форме распространяется на всей территории Российской Федерации, а также за ее пределами по подписке. Подписной индекс по объединенному каталогу «Пресса России» - 44292.
Журнал включен в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК Минобрнауки России по следующим группам научных специальностей:
- 5.3.1. общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
- 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки).
- 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки).
- 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).
Журнал открыт для всех заинтересованных лиц и организаций. Редколлегия журнала постоянно работает над расширением круга авторов, привлекая ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Редакционной коллегией журнала принимаются к рассмотрению только ранее нигде не опубликованные и не предназначенные к одновременной публикации в других изданиях статьи.
Журнал придерживается политики открытого доступа. Полнотекстовые версии статей доступны на сайте журнала, научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Редакционная политика основывается на соблюдении требований публикационной этики.
Публикация статей в журнале для авторов БЕСПЛАТНА. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов.
Целевая аудитория: научные работники, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, экспертное сообщество, молодые ученые, аспиранты, докторанты, заинтересованные представители широкой общественности.
Текущий выпуск
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статья посвящена изучению рецепции архетипического сюжета о встрече с таинственным существом в некоторых сказках русских писателей ХХ века, которое приводит к пониманию того, насколько по-разному были продолжены фольклорная и литературная традиции в соответствии с художественными задачами, поставленными писателями.
Цель и актуальность нашей работы определены необходимостью изучения того, как А.Н. Толстой, Л.А. Чарская, М.А. Осоргин переосмыслили в своем творчестве один из архетипических сюжетов, а также исследования национальных традиций детского чтения и создания более полной истории русской художественной литературы. Исследование базируется на комплексном подходе, включающем применение сравнительно-исторического, историко-литературного, описательно-аналитического методов.
Проанализированы художественные образы сказок А.Н. Толстого, Л.А. Чарской, М.А. Осоргина; определено их индивидуально-авторское содержание, отражающее синтез фольклорного, мифического и реалистического планов повествования. Показано, что в соответствии с традицией в рассмотренных литературных сказках сохранены основные художественные образы, основные мотивы (встреча с мистическим существом, несоблюдение запрета и последующее наказание, нарушение границы между космосом человека и миром нечистой силы) и элементы архетипического сюжета о водяной деве (русалке). Установлено, что, несмотря на видимое совпадение образов главных героев, сюжетных линий, мотивов, хронотопов с мифологическими, фольклорными, литературными канонами, авторы, чьи сказки составляют материал исследования, разработали сюжеты и создали художественные образы, которые обладают неповторимо индивидуальными качествами и характеристиками.
В работе рассматриваются различные подходы к изучению правового перевода и соответствующие им исследовательские концепции.
Цель исследования – выявить существенные отличия между разными исследовательскими подходами, сопоставить семантические особенности терминологических единиц на китайском и русском языках, обосновать трансформационную теорию как наиболее эффективную теоретико-методологическую базу правового перевода, показать прагматическую эффективность формально-семантических преобразований как способов достижения адекватности перевода.
Методы. Для создания обзора исследований правового перевода применяются общенаучные методы синтеза, анализа и сравнения. Сопоставительный анализ терминологических единиц на исследуемых языках осуществляется с использованием дефиниционного анализа, компонентного анализа.
Результаты. Рассмотрены лингвистический и коммуникативно-функциональный подходы по ключевым параметрам. Охарактеризованы основные исследовательские аспекты изучения правового перевода. Результаты сопоставления юридической лексики в разных лингвокультурах показывают, что неэквивалентность понятий обусловливается расхождением языковой специфики, несоответствием понятий по юридической дефиниции и наличием культурно-специфичных компонентов. Эффективность применения трансформационной концепции в правовом переводе подтверждена.
Заключение. Делается вывод о необходимости учета специфичных характеристик переводимого материала для выбора переводческого подхода. Доказывается, что в связи с расхождением словообразовательных характеристик и грамматических правил употребления юридической лексики сопоставленных языков, а также в силу несовпадения юридических дефиниций в разных системах прав, для точной передачи содержания правового текста необходимо применение алгоритмичных переводческих операций, которые осуществляются в рамках трансформации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статья посвящена раскрытию особенностей работы с материалом песен военной тематики в целях развития социокультурной компетенции при обучении иностранцев русскому языку.
Актуальность исследования определяется необходимостью рассмотрения вопросов использования песен военной тематики для развития социокультурной компетенции, что отвечает установкам современной методики обучения русскому языку как иностранному на овладение языком в условиях диалога культур, а также на формирование положительного образа России в сознании инофонов.
Цель работы – раскрыть дидактический потенциал песен военной тематики в лингвообразовательном процессе, доказать эффективность использования таких песен как дидактического средства для развития социокультурной компетенции иностранных обучающихся, рассмотреть организацию работы с применением указанного материала на занятиях по русскому языку как иностранному.
Интеграция материалов песен военной тематики с целью совершенствования социокультурной компетенции иностранцев проводилась на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в рамках обучения русскому языку как иностранному на предвузовском этапе. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, обобщение), опытное обучение, а также метод опроса и статистический метод. Материалом исследования являются тексты песен военной тематики, разработанная система заданий к ним, а также результаты опроса обучающихся, проведенного в рамках опытного обучения.
Использование песенного материала военной тематики в лингвообразовательном процессе с иностранными обучающимися представляется дидактически перспективным для развития их социокультурной компетенции. Продуманная работа с выбранным учебным средством в рамках трех последовательных этапов (подготовительного, основного и завершающего) и с опорой на диалог культур позволяет формировать и расширять знания инофонов о русских традициях, истории, менталитете русского народа, подкрепляя их интерес к стране, ее языку, народу и культуре, способствуя формированию положительного образа России в сознании иностранцев.
Актуальность определяется востребованностью изучения возможностей VR-технологий в процессе преподавания учебного курса «Туристский потенциал Курской области». В условиях современного образования, где традиционные методы обучения нередко оказываются недостаточными для полного усвоения материала, внедрение VR-технологий становится особенно востребованным. Именно они способны создать иммерсивную среду, позволяющую студентам не только визуально, но и эмоционально погрузиться в изучаемый предмет, что значительно повышает интерес и мотивацию к обучению. В этом контексте статья имеет практическую и теоретическую значимость. Целью работы является показ места VR-технологий при освоении студентами направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело», профиль «Ресторанная деятельность», дисциплины «Туристский потенциал Курской области».
Задачи вытекают из темы исследования и состоят в том, чтобы: 1) продемонстрировать возможности и преимущества VR-технологий в образовательном процессе; 2) оценить эффект от применения VR-технологий для формирования практических умений у студентов направления подготовки 43.03.03
«Гостиничное дело», профиль «Ресторанная деятельность»; 3) сформулировать предложения по широкому использованию VR-технологий в образовательном процессе.
Методология исследования включает в себя методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, дополненные методами наблюдения, беседы и анкетирования.
Результатом исследования стало выявление перспективных направлений применения VR-технологий в образовательном процессе при изучении дисциплины «Туристский потенциал Курской области», что включает разработку методических рекомендаций и предложений по внедрению этих технологий в обучение. Таким образом, использование VR-технологий может существенно обогатить учебный процесс, сделав его более интерактивным и эффективным. При освоении студентами дисциплины «Туристский потенциал Курской области» место VR-технологий сложно переоценить. Именно они способны качественно продемонстрировать региональные туристские ресурсы благодаря интерактивности и визуализации.
Статья посвящена лингвокультурологическому аспекту в обучении русскому языку как иностранному. Включение в практику обучения РКИ аутентичных неадаптированных фрагментов из художественных и публицистических произведений в качестве учебного текста способствует развитию лингвокультурной компетенции иностранных граждан, обучающихся в курских вузах.
Актуальность данного исследования определяется формированием и развитием лингвокультурной компетенции и адаптации иностранных граждан в условиях новой социокультурной среды.
Объектом исследования является культурный ландшафт курского региона, представленный в рассказах и очерках Е.И. Носова.
Целью исследования является разработка модели занятия с включением неадаптированных фрагментов из произведений Е.И. Носова, характеризующих курский культурный ландшафт, способствующих пониманию культурно-ценностного пространства региона и адаптации иностранных обучающихся в условиях новой лингвокультуры.
В процессе исследования использовались методы моделирования и описания, педагогического наблюдения над учебным процессом и метод анкетирования.
Авторами исследования была разработана анкета, которая предполагает анализ понимания инофонами неадаптированных фрагментов текста, понимание ими особенностей ландшафта курского региона. Опрос по результатам работы с фрагментами из произведений Е.И. Носова показал понимание иностранными обучающимися природного своеобразия курского региона и отношение к природному ландшафту.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования. Умение разрешать конфликты является одним из ключевых показателей эффективности в социальной сфере. В конфликте всегда участвуют две или более стороны, каждая из которых имеет собственную стратегию поведения. Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации, целей и интересов, а также от ценностных ориентаций сторон. Целью нашей работы является исследование влияния ценностных ориентаций студентов на выбор стратегии поведения в конфликте, что поможет лучше понимать, как студенты принимают решения в конфликтных ситуациях и каким образом можно достичь взаимовыгодного результата с сохранением отношений между сторонами. В работе мы исследовали ценностные ориентации студентов, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте и выявили связь между этими показателями.
Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: Тест Томаса-Килманна (ThomasKilmann Conflict Mode Instrument, TKI) на выявление ведущей стратегии поведения в конфликте, Портретный ценностный опросник (Portrait Value Questionnaire, PVQ-RR) Ш. Шварца в адаптации Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова; коэффициент ранговой корреляции Пирсона.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что для студентов являются значимыми ценности, связанные с групповыми отношениями (благожелательность, чувство долга), самостоятельность, возможность самим принимать решения, безопасность и гедонизм. Наименее значимыми ценностями для студентов по результатам исследования оказались власть, доминирование. Обнаружена умеренная положительная связь между стратегией соперничества и ориентацией на власть, доминирование, между стратегией приспособления и ориентацией на межличностный конформизм, толерантность. Мы выявили умеренную отрицательную корреляционную связь между типами ценностей «власть»,
«самостоятельность» и стратегиями «приспособление», «компромисс».
Заключение. Таким образом, была эмпирически обнаружена и статистически доказана взаимосвязь между ценностными ориентациями и стратегиями поведения в конфликте у студентов. Ведущей стратегией поведения в конфликте у студентов в нашем исследовании являлся компромисс, что объясняется выраженностью ценностей благожелательности и толерантности.
Цель исследования. Современные социальные медиа создают принципиально новый формат формирования идентичности, который нуждается во всестороннем изучении. Целью данной работы стало теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей формирования социокультурной идентичности современной молодежи и анализ влияния масс-медиа среды на этот процесс.
Методы: сбор и анализ информации по данной теме, диагностический опрос, анкетирование. В экспериментальном исследовании были использованы: анкета «Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения»; «Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ)» Крупенко О.В., Фролова О.В., методика Дж. Винни «Гражданская идентичность» в модификации Шакуровой М.В.
Результаты. Формирование социокультурной идентичности личности в настоящее время осуществляется в контексте новой социокультурной реальности, которая формируется под влиянием постоянного развития цифровых технологий и масштабного информационного влияния масс-медиа на личность. Особая роль при этом отводится Интернет-площадкам, мессенджерам, системам поиска и передачи информации, которые прочно вошли в повседневную жизнь и влияют на социокультурную идентичность нового поколения. СМИ и цифровые технологии становятся основой для формирования нового типа культуры и коммуникации и опосредованно определяют специфику самоидентификации личности. Формирование социокультурной идентичности молодежи может быть как процессом осознанного выбора и адаптации к культурным ценностям и нормам, так и результатом воздействия внешних обстоятельств и стихийного влияния социокультурной среды. Молодежь формирует свою социокультурную идентичность под влиянием различных факторов, но наиболее значимыми для них являются Интернетресурсы, социальные сети, средства массовой информации. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что в настоящее время влияние СМИ на формирование идентичности личности крайне велико, поскольку современное общество все больше зависит от средств массовой информации, которые определяют ценности, убеждения и представления о мире, способствуют созданию социальных образов и стереотипов, определяющих во многом то, как люди видят, оценивают и представляют себя и других.
Заключение. В настоящее время существенным образом изменяется процесс самоидентификации личности. Существенную роль в этом играет массовая культура, развитие новых форм коммуникации и изменение культурных практик, включающих практики дистанционного и виртуального общения и взаимодействия. Массовая культура, медиа и цифровая культура разнопланово влияют на самоидентификацию современной молодежи. Современные масс-медиа позволяют молодым людям получать информацию о себе и окружающем мире намного быстрее, чем прежде и в максимально полном объеме. Социальные сети, блоги, видеохостинги и другие платформы позволяют молодежи создавать и продвигать свой образ, делиться своими идеями и убеждениями и строить свою собственную онлайн-идентичность. Однако возможны и негативные последствия влияния указанных факторов, например, формирование негативных стереотипов, создание искаженных или ложных форм для идентификации.
Реформирование правоохранительных органов, безусловно, является важным стабилизирующим фактором. Реформа правоохранительных органов, хотя и важна, не может быть единственным инструментом для полноценной оптимизации морально-психологической составляющей работы сотрудников. Однако, несмотря на его важность, оно не способно в полном объеме решить проблему оптимизации морально-психологической составляющей служебной деятельности. Изучение особенностей межличностных конфликтов среди сотрудников уголовно-исполнительной системы является важным и необходимым шагом для повышения эффективности работы этой системы и сбережения психического здоровья ее представителей. В современных реалиях наблюдается рост числа конфликтов в коллективе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это явление обусловлено не только высоким уровнем стресса и напряженности на работе, но и теми трудными ситуациями, с которыми сталкиваются сотрудники в процессе своей профессиональной деятельности. Разнообразие мнений, подходов к выполнению служебных обязанностей и различия в характерах участников также вносят свою лепту в возникновение недопонимания.
Для успешного разрешения конфликтов крайне важно открыто обсуждать возникающие проблемы, а не скрывать их. Это позволяет создать условия для конструктивного диалога. Использование методов управления конфликтами и развитие навыков общения могут значительно улучшить атмосферу в коллективе. Формирование обстановки взаимопонимания и взаимодействия способствует развитию сотрудничества и, в конечном итоге, повышает общую продуктивность работы.
Цель: исследование межличностных столкновений в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы с целью определения основных причин, способствующих развитию конфликтов.
Исследование психологии конфликтов способствует пониманию основных механизмов, лежащих в основе межличностных противоречий. Это знание, в свою очередь, дает возможности для создания эффективных стратегий, направленных на их разрешение и смягчение негативного влияния. Сотрудники уголовно-исполнительной системы работают в условиях повышенного стресса, нестабильности и риска. Это может приводить к усилению конфликтов и негативно сказываться на работе коллектива. Сотрудники уголовно-исполнительной системы несут ответственность за безопасность как заключенных, так и за собственную безопасность. Частые конфликты приводят к ухудшению психологического состояния сотрудников, повышению уровня стресса и утомляемости, а также к проблемам в личной жизни. Изучение особенностей межличностных конфликтов поможет разработать эффективные методы их профилактики и разрешения, что повысит стабильность и эффективность работы уголовно-исполнительной системы. В рамках эмпирического исследования были изучены социально-психологические особенности межличностных конфликтов среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. На разных этапах проведения исследования применялись методы: теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы.
.
На сегодняшний день к Всемирной сети Интернет подключены миллиарды пользователей со всего мира. Современный пользователь обладает практически неограниченным и свободным доступом к сети Интернет, который стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Даже при наличии положительных качеств интернета, он имеет «подводные камни», одним из которых является избыточная зависимость пребывания в данной сети. Такое явление получило название «интернет-зависимость» или
«интернет-аддикация». Чаще всего такое явление, как «интернет-зависимость» свойственно для подростков, а также представителей студенческой молодежи. Большая часть студентов подвержена оказаться в группе риска интернет-зависимости. К причинам возникновения данной зависимости можно отнести постоянное времяпрепровождение во Всемирной сети Интернет и не способность вовремя отключиться. Также учитываются и такие особенности личности, как возрастные, психологические, индивидуальные и социальные, которые, в свою очередь, тоже оказывают влияние на возникновение интернет-зависимости. Представителям, у которых ярко выражена интернет-аддикция, чаще всего приписывают недостаток или же вовсе отсутствие социальных контактов в обществе, недостаточно развитую коммуникацию с людьми, одиночество и различные психологические нарушения. Ряд проведенных психологических исследований в области изучения интернет-зависимости показывают, что людям, страдающим данной зависимостью, присуща, депрессия, другие показывают, что данная взаимосвязь незначительна. Чтобы доказать или опровергнуть данные высказывания нами было организовано предварительное эмпирическое исследование, в котором мы изучали степень проявления депрессивных состояний у студенческой молодежи, страдающей интернет-аддикцией.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что у студентов, которые страдают интернет-аддикцией, есть вероятность возникновения депрессивных состояний в отличие от тех студентов, у которых отсутствует данная зависимость. Для проведения эмпирического исследования нами были использованы такие методики для проведения психологической диагностики, как: 1. Шкала интернет-зависимости Чена (CIAS), которая была разработана китайским ученым С. Ченом в 2003 году; 2. Шкала депрессии Бека-II, разработанная американским психиатром и психологом Ароном Беком в 1961 году.
В данном исследовании приняли участие студенты, которые обучаются в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» г. Курск, групп ЮР-33б (гуманитарное направление подготовки) и КС-21б (техническое направление подготовки). Общая выборка составила 50 человек в возрасте от 18 лет до 21 года.
В недавнем прошлом было принято считать, что квалифицированный специалист должен обладать набором профессиональных навыков, соответствующих его специализации. Однако процессы, происходящие в области модернизации и цифровизации современного общества, выдвигают принципиально другое требование: успешность специалиста определяется не только профессиональными компетенциями, но и, так называемыми, «надпрофессиональными компетенциями» (soft-skills). Спрос на мобильных и гибких работников, которые могут легко адаптироваться и осваиваться в рыночной системе, растет год от года. Однако многие молодые специалисты сталкиваются с проблемой отсутствия или недостаточной проработки гибких навыков, что затрудняет успешное продвижение по карьерной лестнице. В связи с этим, при реализации образовательного процесса в вузе особое внимание следует уделять развитию не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций, которые помогут выпускнику быстро адаптироваться к профессиональной среде. Востребованность надпрофессиональных навыков актуализирует поиск оптимальных и наиболее эффективных способов их развития для профессиональной деятельности.
Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил определить актуальный уровень развития надпрофессиональных компетенций студентов для разработки рекомендаций по развитию надпрофессиональных компетенций (soft-skills). В качестве предмета исследования выступили такие надпрофессиональные компетенции, как коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
.
Повышение интереса к проблеме эмоционального выгорания преподавателей связано с большой текучестью кадров в учебных заведениях. Исследования демонстрируют, что распространенными причинами ухода являются эмоциональное выгорание и профессиональные деформации. Цель исследования – изучение особенностей связей эмоционального выгорания и социально-психологических установок личности на различных стадиях субъектогенеза молодых преподавателей. В нем приняли участие 64 преподавателя высшей школы из ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России и Юго-Западного государственного университета в возрасте от 22 лет до 36 лет, имеющих стаж профессиональной деятельности от года до 13 лет. В соответствии с критерием длительности профессиональной деятельности были сформированы три экспериментальные группы (молодые педагоги с длительностью стажа до 5 лет; молодые педагоги с длительностью стажа от 5 до 10 лет; молодые педагоги с длительностью стажа свыше 10 лет) из преподавателей высшей школы. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики диагностики социально-психологических установок личности и эмоционального выгорания. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы «Statistica 10.0». Эмпирически доказано, что эмоциональному выгоранию подвержены все молодые педагоги высшей школы, но наибольшее количество сложившихся симптомов и сформированная фаза «Резистенция» наблюдается у молодых педагогов со стажем деятельности от 5 до 10 лет. Выявлены особенности структуры социально-психологических установок молодых преподавателей: ориентация на процесс, а с увеличением стажа деятельности наблюдаются альтруистическая направленность, снижение рефлексии, сложности в контроле эмоций. Основные катализаторы эмоционального выгорания при стаже деятельности менее 5 лет – погруженность в работу и ориентация на процесс; от 5 до 10 лет – осторожность действий и эгоизм; более 10 лет – вступление в социальный контакт.
Актуальность настоящего исследования определена тем, что, конфликты как социальное явление в образовательном учреждении являются довольно частым явлением. Школа выступает ведущим социальным институтом в процессе обучения и воспитания молодого поколения. В связи с этим обучающийся, даже не являясь прямым участником конфликта, может чувствовать его негативные последствия и тем самым усваивать отрицательные стереотипы поведения. Перед коллективом педагогов особенно остро стоит проблема нахождения конструктивных способов разрешения конфликтов, которые, в свою очередь, могут негативно отразиться не только на личности самих обучающихся, но и на образовательном процессе в целом.
Цель данной статьи заключается в изучение взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности субъектов образовательного процесса.
Благодаря проведенному психологическому эксперименту были даны определения понятий субъектов образовательного процесса (педагога и обучающегося); выделены и охарактеризованы особенности протекания конфликтов в диаде учитель начальных классов – обучающийся; рассмотрена роль индивидуальных свойств личности педагога в образовательном процессе; проведено эмпирическое исследование взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности педагога; проанализированы особенности индивидуальных свойств обучающихся через призму стиля поведения педагога; осуществлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности педагога и обучающегося.
В исследовании применялись следующие методики: методика «Опросник для определения стиля руководства коллективом» А.Л. Журавлёва; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва; опросник «Опросник враждебности Басса-Дарки, BDHI».
В представленном психологическом исследовании были использованы различные методы анализа полученной информации, включая качественные и количественные подходы, а также математические методы обработки данных.
.
В современной социокультурной среде актуальность проблемы воздействия индивидуальной оценки собственной личности на формирование профессиональной идентичности в период юношеского возраста приобретает важное значение. Это связано с тем, что именно в этот период происходит активное формирование самосознания, когда молодые люди начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, а также определять свои жизненные приоритеты и цели. Индивидуальная самооценка играет ключевую роль в этом процессе, так как она является способностью субъекта формировать концепцию собственного "Я", анализировать собственные поступки, а также оценивать свои умения, навыки и личностные качества. Высокий уровень самооценки может способствовать более уверенным шагам в выборе профессии, в то время как низкая самооценка может привести к неуверенности и затруднениям в профессиональном самоопределении.
Цель исследования состоит в выявлении связи уровня самооценки с профессиональным самоопределением среди старшеклассников.
В данной работе был проведен библиометрический анализ проблемы, а также выполнено эмпирическое исследование, которое дало возможность глубже понять связь между этими явлениями.
Для достижения целей данного исследования были задействованы разнообразные методологические подходы, среди которых выделяются системный, социально-психологический и аксиологический, при этом особое внимание уделялось гуманистическому принципу, который стал основой для анализа и интерпретации полученных данных. Эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование и психодиагностические методы, сыграли ключевую роль в сборе данных, что дало возможность получить комплексные и многогранные сведения о влиянии самооценки на формирование и развитие профессиональной идентичности. Таким образом, сочетание различных методов и подходов обеспечило более полное и глубокое понимание исследуемой проблемы.