Психолого-педагогическое сопровождение как инструмент работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха
Аннотация
Каждый год растет число детей, имеющих нарушения в развитии. Потеря слуха (врожденная или приобретенная) оказывает влияние на развитие личности. В частности, данная категория детей имеет задержку и психического, и речевого развития. Основополагающим фактором развития ребенка является семья – первичный институт социализации, где ребенок получает первые знания, умения и навыки. Особенности детей с нарушениями в развитии приводят к изменениям семейного уклада, внутрисемейных отношений, что в последствии сказывается на развитии самого ребенка. Существует множество проблем социального, юридического, педагогического характера, с которыми сталкиваются родители при появлении ребенка с нарушениями слуха. Низкий уровень родительской компетентности является немаловажной проблемой в процессе воспитания, обучения особенного ребенка. Совокупность проблем, а также личностные притязания родителей часто приводят к стрессу, депрессиям, в последствии – к психоэмоциональному истощению, «выгоранию». Для воспитания детей с потерей слуха требуется достаточный уровень компетентности матерей в понимании мотивов их поведения и управления ими. Одна из важнейших задач в воспитании и обучении детей с нарушением слуха – психолого-педагогическое сопровождение семьи, в которой воспитывается ребенок. В педагогическом взаимодействии «образовательное учреждение – семья» компетенция родителей состоит в том, чтобы доверять образовательному учреждению; активной педагогической позиции; добровольности и осознанности родителей во взаимодействии с образовательным учреждением; выработке потребности пополнить свои педагогические знания и возможности; долгосрочных партнерских отношениях между семьей и учреждением. В данной статье приводится пример психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, как эффективный инструмент взаимодействия родителей и школы.
Об авторе
А. В. СтуловаРоссия
Анна Васильевна Стулова, аспирант
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса, д. 3
Курск
Список литературы
1. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей / Н. В. Анисимова [и др.] – М.: Феникс, 2010.
2. Артамонова Е. И. Компетентностный подход в современном педагогическом образовании / Е. И. Артамонова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных материалов III Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2016.
3. Башкирова И. Л. Воспитание слышащих детей в семьях неслышащих родителей / И. Л. Башкирова // Специальная психология. – 2017. – № 5.
4. Забрамная С. Д. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" / С. Д. Забрамная О. В. Боровик. – М.: Владос, 2003.
5. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – М.: Феникс, 2010.
6. Методика Рокича «Ценностные ориентации». (Тест Милтона Рокича / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича / Опросник ценности по Рокичу). URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu. (дата обращения: 01. 07. 2017).
7. Молчанова Л. Н. Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления / Л. Н. Молчанова, А. В. Стулова // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1. – С. 344-353.
8. Романова О. Б. Организация психологической помощи для детей и подростков с нарушениями слуха и зрения / О. Б. Романова // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 2.
9. Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом / О. И. Романчук. – М.: Генезис, 2010.
10. Стулова А. В. Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, "По морю счастья всей семьей» / А. В. Стулова // Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т. 18. – № 51.
11. Ткачева В. В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева. М., 2014.
12. Шипицына Л. М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л. М. Шипицына. – М.: Речь, 2009.
Рецензия
Для цитирования:
Стулова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение как инструмент работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):200-209.
For citation:
Stulova A.V. Psychological and Pedagogical Support as a tool for Working with a Family Training a Child With Hearing Impaired. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):200-209. (In Russ.)