Трудовая мотивация персонала как фактор повышения эффективности процесса управления в образовательной организации
Аннотация
Актуальность деятельности руководителя по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизации системы образования. Эффективно управлять профессиональной деятельностью сотрудника возможно через понимание его ведущих мотивов и стимулирование его трудовой деятельности. Однако на сегодняшний день наблюдается существенное противоречие между необходимостью планирования и развития системы трудовой мотивации сотрудников и второстепенностью мотивации как функции управления организацией. Настоящее исследование было посвящено выявлению ведущих мотивов профессиональной деятельности научно-педагогических работников вуза с целью повышения эффективности управления коллективом через планирование системы трудовой мотивации. В статье представлен теоретический анализ понятий «трудовая мотивация», «мотивационная готовность», «инновационная мотивация», «внутренние и внешние мотивационные факторы». В результате эмпирического исследования было выявлено, что ведущими мотивами для педагогов являются внутренние мотивы. Это значит, что научно-педагогические работники осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес к творческой самореализации и желание посвятить себя обучающимся является приоритетным. Они демонстрируют готовность к инновационной деятельности, испытывают удовлетворение от самого педагогического процесса и результатов собственной работы. Однако и внешние положительные мотиваторы являются для педагогов чрезвычайно важными. В частности, сотрудники крайне чувствительны к внешним оценкам своей деятельности со стороны руководства и коллег, к материальным стимулам и поощрениям, гибкому рабочему графику. Таким образом, система мотивации сотрудников должна опираться на знание их ведущих мотивов. Это позволит руководителям образовательных учреждений даже при ограниченном количестве организационных ресурсов эффективно влиять на эффективность труда.
Об авторах
Е. А. НикитинаРоссия
Елена Александровна Никитина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября д. 94
Курск
А. А. Кузнецова
Россия
Алеся Анатольевна Кузнецова, кандидат психологических наук, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, заведующий кафедрой
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса, д. 3
Курск
Ф. Маррелла
Италия
Фабрицио Маррелла, профессор
30123
Дорсодуро 3246
Венеция
Список литературы
1. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: МГУ, 2007. – 168 с.
2. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Издательство «ПиVestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universitetaтер», 2000. – 416 с.
3. Марадзе Л. М. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ / Л. М. Марадзе, А. А. Кузнецова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 308–313.
4. Лепешова Е. М. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е. М. Лепешкова // Школьный психолог. – 2007. – № 9. – С. 43.
5. Биссенек Н. П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов / Н. П. Биссенек // Управление ДОУ. – 2009. – № 7. – С. 92–95.
6. Подымова Л. С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности / Л. С. Подымова, Л. А. Долинская. – М.: МПГУ, 2014. – 207 с.
7. Удалов А. С. Стимулирование персонала / А. С. Удалов // Персонал Микс. – 2001. – № 1. – С. 25.
8. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 84–86.
9. Бакурадзе А. Б. Мотивация труда педагогов / А. Б. Бакурадзе. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с.
10. Комиссарова Т. Д. Управление человеческими ресурсами / Т. Д. Комиссарова. – М.: Дело, 2002. – 312 с.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Е.А., Кузнецова А.А., Маррелла Ф. Трудовая мотивация персонала как фактор повышения эффективности процесса управления в образовательной организации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):168-177.
For citation:
Nikitina E.A., Kuznetsova А.А., Marrella F. Labor Motivation of Personnel as a Factor of Increasing the Efficiency of the Management Process in an Educational Organization. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):168-177. (In Russ.)