Сопоставительный анализ ассоциативных полей «культура», «этикет», «нравственность» в русской, итальянской и французской лингвокультурах
Аннотация
В статье проводится сопоставление ассоциативных полей концептов «культура» / «cultura» / «culture», «этикет» / «etichetta» / «étiquette», «нравственность» / «morale» / «moral» в русской, итальянской и
французской лингвокультурах.
Цель исследования – проанализировать ассоциативные поля трёх разных лингвокультур, и, на основе сопоставления результатов, составить выводы о сходствах и различиях данных лингвокультур.
Мы обратились к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, большому толковому словарю русского языка Кузнецова и толковому словарю Ефремовой с целью определения точных значений стимулов. Эксперимент был проведён среди случайных людей в возрасте от 18 до 24 лет. Методом ассоциативного эксперимента было получено ассоциативное поле из 150 реакций на стимулы культура, этикет и нравственность. В результате анализа полученных в ходе трёх ассоциативных экспериментов данных были составлены выводы о сходствах и различии исследуемых лингвокультур. Помимо ассоциативных экспериментов, было произведено сравнение общих реакций стимулов (общие реакции стимулов культура и нравственность; культура и этикет; этикет и нравственность; культура, этикет и нравственность), сравнение результатов экспериментов (частотность общих реакций) среди русских и итальянских респондентов лингвокультур, а также среди русских и французских респондентов лингвокультур. Была установлена высокая часточность общих реакций между русской, итальянской и французской лингвокультурами, что говорит об их тесной связи. На основе полученных данных, был сделан вывод, что представители русской, итальянской и французской лингвокультур демонстрируют как общие, так и различные черты в структуре и содержании «концептов» представления стимулов культура / cultura / culture, этикет / etichetta / étiquette, нравственность / morale / moral, о чём нам говорят результаты проведённых ассоциативных экспериментов.
Об авторе
Д. М. МироноваРоссия
Диана Михайловна Миронова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра теоретической и прикладной лингвистики
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения / Л. О. Бутакова // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82. – № 4. – С. 61–74.
2. Макки А. Специфика содержания ценности "famiglia" / "семья" в итальянской картине мира / А. Макки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2021. – № 2 (844). – С. 95–104.
3. Степыкин Н. И. Потенциал применения формализованных параметров для моделирования речевого действия / Н. И. Степыкин // Научный диалог. – 2021. – № 8. – С. 112–127.
4. Степыкин Н. И. Опыт моделирования ассоциативных полей (по материалам проекта «Мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости») / Н. И. Степыкин // Научный диалог. – 2021. – № 3. – С. 106–120.
5. Степыкин Н. И. Проект мультилингвального ассоциативного тезауруса вежливости : лексикографическое издание / Н. И. Степыкин, Д. М. Миронова. – Курск, 2020. – 205 с.
6. Хлопова А. И. Динамика содержания базовой ценности "Gesundheit" / "здоровье" в немецкой лингвокультуре / А. И. Хлопова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2021. – № 2 (844). – С. 118–129.
7. Архипова С. И. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. И. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 6–8.
8. Толковый словарь русского языка Ожегова. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov
9. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov.
10. Толковый словарь Ефремовой. URL: https://gufo.me/dict/efremova.
Рецензия
Для цитирования:
Миронова Д.М. Сопоставительный анализ ассоциативных полей «культура», «этикет», «нравственность» в русской, итальянской и французской лингвокультурах. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):82-92.
For citation:
Mironova D.M. Comparative Analysis of the Associative Fields "Culture", "Etiquette", "Morality" in Russian, Italian and French Linguistic Cultures. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):82-92. (In Russ.)