Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Профилактика конфликтов в студенческой группе

Аннотация

   Противоречивые ситуации и столкновения интересов в ходе образовательной деятельности сопровождают адаптацию и самоутверждение обучающихся. Особенно остро данные процессы протекают на начальном этапе вхождения в студенческий коллектив. Конфликты могут быть не только конструктивными, но и препятствующими успешной социализации молодых людей и разрушающими организационные структуры. Перед преподавателями и кураторами стоит задача минимизировать ущерб и негативные последствия конфликтных ситуаций.

   Актуальность исследования продиктована необходимостью поиска способов воздействия со стороны преподавательского состава на процессы урегулирования и профилактики конфликтов в студенческой среде с использованием комплекса психолого-педагогических методов воздействия.
   Цель исследования – определить эффективность разработанных авторами рекомендаций для педагогов и студентов, направленных на формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов и их профилактики.
   Проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий и формирующий эксперимент. Данная статья раскрывает итоги второго этапа, после использования разработанных для кураторов рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов. В исследовании приняли участие студенты факультета строительства и архитектуры Юго-Западного государственного университета. После проведения формирующего эксперимента выявлена эффективность разработанных рекомендаций, реализующаяся в снижении уровня конфликтности, повышении показателей благополучия психологического климата и снижении индекса конфликтности в личных и деловых взаимодействиях в экспериментальной группе.

Об авторах

Т. Ю. Копылова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Юрьевна Копылова, кандидат психологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Т. О. Цурик
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Олеговна Цурик, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры

факультет строительства и архитектуры

кафедра архитектуры, градостроительства и графики

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



С. М. Цурик
Юго-Западный государственный университет
Россия

Софья Михайловна Цурик, магистрант

кафедра коммуникологии и психологии

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Е. А. Карху
Юго-Западный государственный университет
Россия

Елизавета Андреевна Карху, магистрант

кафедра архитектуры, градостроительства и графики

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Гришина Н. В. Психология конфликта : 2-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Гришина. – М.: Питер, 2008. – 538 с.

2. Никулина И. В. Психологические особенности студенческого возраста / И. В. Никулина. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. – 100 с.

3. Копылова Т. Ю. Оценка российскими и иностранными студентами удовлетворенности своим поведением и эмоциями в различных жизненных ситуациях как показатель эффективности саморегуляции / Т. Ю. Копылова, С. М. Цурик // Архитектоника региональной культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета. – Курск, 2019. – С. 120-125.

4. Титкова Л. С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее: По материалам социологического исследования вузов Приморского края : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Л. С. Титкова. – Владивосток, 2004. – 18 с.

5. Кокорева А. А. Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп / А. А. Кокорева, Н. С. Решетникова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-uchebnaya-gruppa-kak-raznovidnost-malyh-sotsialnyh-grupp (дата обращения: 04. 08. 2022).

6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.

7. Валуйкова В. Е. Психолого-педагогические условия предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде / В. Е. Валуйкова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2019. – № 2 (83). – С. 195–198.

8. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса / Л. И. Савва [и др.] ; под общей ред. Л. И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 345 с.

9. Якимова А. А. Причины и факторы конфликтов в студенческой группе / А. А. Якимова, И. Н. Дворникова. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/prichiny-i-faktory-konfliktov-v-studencheskoj-gruppe.html (дата обращения: 04. 08. 2022)

10. Воронич Е. А. Технология управления конфликтами в общеобразовательной организации / Е. А. Воронич // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-upravleniya-konfliktami-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 05. 08. 2022).

11. Тест Томаса - Килмена, адаптация Н. В. Гришиной «Стратегии поведения в конфликте». URL: https://psylaser.ru/practice/practice-psychology-conflict/psychological-tests-psychology-conflict/conflict-strategies.html (дата обращения: 05. 08. 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Копылова Т.Ю., Цурик Т.О., Цурик С.М., Карху Е.А. Профилактика конфликтов в студенческой группе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):225-236.

For citation:


Kopylova T.Yu., Tsurik T.O., Tsurik S.M., Karkhu E.A. Prevention of Conflicts in the Student Group. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):225-236. (In Russ.)

Просмотров: 280


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)