Профилактика конфликтов в студенческой группе
Аннотация
Противоречивые ситуации и столкновения интересов в ходе образовательной деятельности сопровождают адаптацию и самоутверждение обучающихся. Особенно остро данные процессы протекают на начальном этапе вхождения в студенческий коллектив. Конфликты могут быть не только конструктивными, но и препятствующими успешной социализации молодых людей и разрушающими организационные структуры. Перед преподавателями и кураторами стоит задача минимизировать ущерб и негативные последствия конфликтных ситуаций.
Актуальность исследования продиктована необходимостью поиска способов воздействия со стороны преподавательского состава на процессы урегулирования и профилактики конфликтов в студенческой среде с использованием комплекса психолого-педагогических методов воздействия.
Цель исследования – определить эффективность разработанных авторами рекомендаций для педагогов и студентов, направленных на формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов и их профилактики.
Проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий и формирующий эксперимент. Данная статья раскрывает итоги второго этапа, после использования разработанных для кураторов рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов. В исследовании приняли участие студенты факультета строительства и архитектуры Юго-Западного государственного университета. После проведения формирующего эксперимента выявлена эффективность разработанных рекомендаций, реализующаяся в снижении уровня конфликтности, повышении показателей благополучия психологического климата и снижении индекса конфликтности в личных и деловых взаимодействиях в экспериментальной группе.
Об авторах
Т. Ю. КопыловаРоссия
Татьяна Юрьевна Копылова, кандидат психологических наук, доцент
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Т. О. Цурик
Россия
Татьяна Олеговна Цурик, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры
факультет строительства и архитектуры
кафедра архитектуры, градостроительства и графики
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
С. М. Цурик
Россия
Софья Михайловна Цурик, магистрант
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Е. А. Карху
Россия
Елизавета Андреевна Карху, магистрант
кафедра архитектуры, градостроительства и графики
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Гришина Н. В. Психология конфликта : 2-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Гришина. – М.: Питер, 2008. – 538 с.
2. Никулина И. В. Психологические особенности студенческого возраста / И. В. Никулина. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. – 100 с.
3. Копылова Т. Ю. Оценка российскими и иностранными студентами удовлетворенности своим поведением и эмоциями в различных жизненных ситуациях как показатель эффективности саморегуляции / Т. Ю. Копылова, С. М. Цурик // Архитектоника региональной культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета. – Курск, 2019. – С. 120-125.
4. Титкова Л. С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее: По материалам социологического исследования вузов Приморского края : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Л. С. Титкова. – Владивосток, 2004. – 18 с.
5. Кокорева А. А. Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп / А. А. Кокорева, Н. С. Решетникова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-uchebnaya-gruppa-kak-raznovidnost-malyh-sotsialnyh-grupp (дата обращения: 04. 08. 2022).
6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
7. Валуйкова В. Е. Психолого-педагогические условия предупреждения межличностных конфликтов в студенческой среде / В. Е. Валуйкова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2019. – № 2 (83). – С. 195–198.
8. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса / Л. И. Савва [и др.] ; под общей ред. Л. И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 345 с.
9. Якимова А. А. Причины и факторы конфликтов в студенческой группе / А. А. Якимова, И. Н. Дворникова. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/prichiny-i-faktory-konfliktov-v-studencheskoj-gruppe.html (дата обращения: 04. 08. 2022)
10. Воронич Е. А. Технология управления конфликтами в общеобразовательной организации / Е. А. Воронич // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-upravleniya-konfliktami-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 05. 08. 2022).
11. Тест Томаса - Килмена, адаптация Н. В. Гришиной «Стратегии поведения в конфликте». URL: https://psylaser.ru/practice/practice-psychology-conflict/psychological-tests-psychology-conflict/conflict-strategies.html (дата обращения: 05. 08. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Копылова Т.Ю., Цурик Т.О., Цурик С.М., Карху Е.А. Профилактика конфликтов в студенческой группе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):225-236.
For citation:
Kopylova T.Yu., Tsurik T.O., Tsurik S.M., Karkhu E.A. Prevention of Conflicts in the Student Group. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):225-236. (In Russ.)