Влияние пандемии как экстралингвистического фактора на восприятие и актуализацию в сознании индивида лексических единиц
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Пандемия коронавируса явилась экстралингвистическим фактором, который оказал в той или иной мере влияние на значение ряда слов. В сознании индивида актуализируется значение, отражающее ситуацию «здесь и сейчас». Предпринятое исследование психолингвистического значения стимула «щиток» посредством свободного ассоциативного эксперимента осуществлялось в два этапа, отличие которых заключалось в форме подачи стимула: первый эксперимент проводился со словом-стимулом «щиток», стимулом для второго эксперимента послужила картинка с изображением щитка как индивидуального средства защиты. Основу или ядро полученных ассоциаций в первом эксперименте составили реакции, демонстрирующие одно из лексикографических значений лексемы «щиток», а именно устройство, оснащенное измерительной и сигнальной аппаратурой, т. е. в индивидуальном сознании актуализировалось значение щитка-распределителя или электрического щитка. Во втором эксперименте на картинку с изображением средства защиты в качестве стимула были получены реакции преимущественно так или иначе связанные с коронавирусной инфекцией. Картинка дала возможность испытуемым «сузить» поиск значения (смысловую актуализацию в сознании). Полученные результаты в очередной раз подчеркнули существующее в психолингвистике утверждение о том, что психолингвистическое значение шире, чем лексикографическое. Важным при организации и проведении психолингвистического эксперимента является способ восприятия испытуемыми предъявляемого стимула. Особое внимание заслуживает появление дополнительного значения рассматриваемой лексемы, не зафиксированного в лексикографических источниках, под влиянием пандемии коронавирусной инфекции как экстралингвистического фактора.
Об авторах
Е. А. КоневаРоссия
Евгения Александровна Конева, кандидат филологических наук, доцент
кафедра романо-германской филологии
305000
ул. Радищева, д. 33
Курск
Ю. Р. Мелихова
Россия
Юлия Рустамовна Мелихова, кандидат филологических наук, доцент
кафедра перевода и межкультурной коммуникации
305000
ул. Радищева, д. 33
Курск
Список литературы
1. Кронгауз М. А. SCREENLIFE в эпоху карантина / М. А. Кронгауз // Коммуникативные исследования. - 2020. - Т. 7. - № 4. - С. 735-744. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/screenlife-v-epohu-karantina.
2. Громенко Е. С. О «ковидно-коронавирусных» процессах в русском языке 2020 года / Е. С. Громенко, А. С. Павлова, М. Н. Приемышева // Studia Slavica. - 2020. - Т. 65. Вып. 1. С. 51-70. https://doi.org/10.1556/060.2020.00005
3. Северская О. И. Ковидиоты на карантикулах: коронавирусный словарь как диагностическое поле актуальных дискурсивных практик / О. И. Северская // Коммуникативные исследования. - 2020. - Т. 7. - № 4. - С. 887-906. https://doi.org/10.24147/2413-6182
4. Конева Е. А. Ассоциативное поле лексемы «маска» в языковом сознании носителей русского языка в период пандемии коронавирусной инфекции / Е. А. Конева, Ю. Р. Мелихова // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2021. - № 3 (42). - С. 98-109.
5. Конева Е. А. Специфика способа восприятия испытуемыми стимулов в ходе проведения ассоциативного эксперимента / Е. А. Конева, Ю. Р. Мелихова // Русский лингвистический бюллетень. - 2022. - № 2 (30). https://doi.org/10.18454/RULB.2022.30.13.
6. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избранные труды / А. А. Залевская. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.
7. Курганова Н. И. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значения живого слова / Н. И. Курганова // Вопросы психолингвистики. - 2019. - № 3 (41). - С. 24-37. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-41-3-24-37.
8. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2016. - № 3 (20). - С. 110-114.
9. Мягкова Е. Ю. Эмоциональная сфера человека и язык: подходык исследованию / Е. Ю. Мягкова ; под ред. Н. В. Уфимцевой, В. В. Красных, А. И. Изотова // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Вып. 40. - С. 118-124.
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 27-е изд., испр. / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2018. - 736 с.
11. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2017. - 800 с./
12. Уфимцева Н. В. Значение слова как отображение социокультурной реальности / Н. В. Уфимцева // Вопросы психолингвистики. - 2015. - № 3. - С. 83-92.
13. Громенко Е. С. «Коронный» потенциал русского языка начала 2020-х годов / Е. С. Громенко ; отв. ред. Н. В. Козловская ; Институт лингвистических исследований РАН // Новые слова и словари новых слов 2020 : сборник научных статей. - СПб.: ИЛИ РАН, 2020. - С. 45-62. https://doi.org/10.30842/9785604483862.
14. Русский язык коронавирусной эпохи / Т. Н. Буцева [и др.] - СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. - 610 c. URL: https://rusexpert.ru/public/knigi/26.RusYazKornvirusEpoc2021.pdf (дата обращения: 07. 09. 2022)
15. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 90-141.
16. Саломатина М. С. Психолингвистическое значение слова: опыт описания / М. С. Саломатина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - № 2. - С. 69-100.
Рецензия
Для цитирования:
Конева Е.А., Мелихова Ю.Р. Влияние пандемии как экстралингвистического фактора на восприятие и актуализацию в сознании индивида лексических единиц. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):93-103.
For citation:
Koneva E.A., Melikhova J.R. The Impact of the Pandemic as an Extralinguistic Factor on Perception and Actualization of Lexical Units in the Individual Language Consciousness. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):93-103. (In Russ.)