Формирование грамматической компетенции студентов-журналистов на основе использования просодических характеристик грамматических структур
Аннотация
Особую актуальность на сегодняшний день представляют исследования, посвященные анализу различных подходов к обучению грамматике, так как грамматическая компетенция является одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции. Следовательно, знание грамматики – это не просто знание формальных правил, но и умение применять эти правила в реальном общении, используя адекватные коммуникативной ситуации лексические, морфологические, синтаксические и фонологические средства. Бесспорно, необходима такая организация процесса иноязычного образования, в которой каждый из его аспектов будет формироваться с учетом коммуникативного статуса и естественных механизмов его усвоения. Достижение данной цели возможно с учетом соблюдения общих закономерностей познания в процессе обучения. Авторы подробно рассматривают вопрос о том, какие общие закономерности познания актуальны при формировании грамматической компетенции. Также в статье рассматриваются и анализируются требования современной методики обучения иностранному языку с учетом специфики речемыслительных процессов и комплексного интерактивного характера усвоения разных аспектов иностранного языка. Утверждается, что формирование грамматической компетенции – это особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит накопление подсознательных образов и представлений. Именно этот процесс представляется базовым для формирования грамматической компетенции. По данным психо- и нейролингвистики, механизмы речепорождения на глубинном уровне связаны с произносительными основами речи. В ходе обучения грамматике процессы грамматического и просодического оформления высказывания должны взаимодействовать. Организация такого взаимодействия требует выявления структуры речевой деятельности, этапов порождения речевого высказывания в реальном общении.
Об авторах
О. Ю. ЧерниковаРоссия
Ольга Юрьевна Черникова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной лингвистики
305040
ул. 50 лет Октября д. 94
Курск
М. В. Громенко
Россия
Мария Викторовна Громенко, кандидат филологических наук, доцент
кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
305040
ул. 50 лет Октября д. 94
Курск
Список литературы
1. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.
2. Пассов Е. И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея / Е. И. Пассов. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. – 240 с.
3. Хомская Е. Д. Нейропсихология : 4-е издание / Е. Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
4. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. – М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 285 с.
6. Павлова С. В. Формирование произносительных основ иноязычной речи: методология и стратегия / С. В. Павлова. – Курск, 2002. – 164 с.
7. Налимов В. В. Вероятностная модель языка / В. В. Налимов. – М., 1974.
8. Lynne T. Diaz-Rico, Katrin Z. Weed. The Crosscultural, Language and Academic Development Handbook, Massachusetts, 1995.
9. Аверьянов А. Н. Системное познание мира / А. Н. Аверьянов. – М., 1985.
10. Налимов В. В. В поисках смыслов / В. В. Налимов. – М.: Прогресс. 1993.
11. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Ф. де Соссюр. – М.: Прогресс, 1990.
12. Карташев В. А. Система систем : Очерки общей методологии / В. А. Карташов. – М: Прогресс-Академия, 1995.
13. Симонов П. К. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание / П. К. Симонов // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. – М., 1985.
14. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989.
15. New Headway, Elementary, Students’ book, Third edition, Soars J., Soars L., 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Черникова О.Ю., Громенко М.В. Формирование грамматической компетенции студентов-журналистов на основе использования просодических характеристик грамматических структур. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(4):144-153.
For citation:
Chernikova O.Y., Gromenko M.V. Formation of Students' Grammatical Competence Based on the use of Prosodic Characteristics of Grammatical Structures. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(4):144-153. (In Russ.)