Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск
Том 11, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF
10-24 158
Аннотация

   Актуальность данной работы определяется назревшей необходимостью определения четких структурных и семантических параметров деловой фразеологии современного английского языка с целью их препарирования для востребованных типологических классификаций в перспективных научных проектах ближайшего будущего.
   Работа посвящена изучению количественных и семантических характеристик терминов фразеологического свойства со структурой «существительное + существительное» в современном деловом английском языке с целью (а) выявления наиболее продуктивной грамматической структуры деловой терминологии, представляющей собой – ввиду переосмысления компонентного состава – фразеологические единицы, (б) выявления терминов-фразеологизмов с полным переосмыслением компонентов и терминов-фразеологизмов с частичным переосмыслением компонентов и определение их количественного соотношения в современном фразеоконе, (в) выявление наличия парадигматических отношений в изучаемой языковой подгруппе.
   Объект исследования – это термины-фразеологизмы из области экономики, маркетинга, финансов, кредита и др., извлеченные из одного из новейших и наиболее авторитетных словарей делового английского языка Longman Business English Dictionary.
   Предмет исследования – характер переосмысления компонентов в сочетании слов, которое послужило прототипом термина-фразеологизма изучаемой сферы и системные парадигматические отношения внутри подгруппы.
   В процессе выборки объекта исследования применялся метод фразеологической идентификации, предложенный профессором А. В. Куниным. В ходе исследования структуры и семантики избранных терминов-фразеологизмов применялся метод фразеологического анализа и описания и методики анализа дефиниций.
   Выводы. На основе семантического и квантитативного анализа выявляется количество терминов-фразеологизмов данной грамматической структуры с полным переосмыслением компонентов и с частичным переосмыслением компонентов, а также их процентное соотношение. Выясняется также наличие таких парадигматических отношений, как синонимия и полисемия, и определяется их процентный объем.

25-37 131
Аннотация

   В статье представлены результаты исследования семантики полисемичных прилагательных размера современного французского языка на уровне парадигматики и синтагматики. При описании семного состава анализируемых единиц использовались метод компонентного анализа, а также метод трансформации. Анализ содержания одноуровневых единиц на уровне парадигматики дополнялся анализом их функционирования на уровне синтагматики. Предлагаемый перекрестный анализ семантики прилагательных на уровне парадигматики и синтагматики в качестве метода выявления собственно семантики и системы значений полисемичного слова имеет основанием семантическую близость прилагательных, объединенных в одну лексико-семантическую группу, и обусловленность их употребления в составе именных сочетаний с существительными, значение которых включает признаки пространственной характеристики. Нa уровне синтагматики происходит взаимное высвечивание определенных семантических признаков в содержании значения обоих членов именного словосочетания, благодаря чему уточняется значение многозначного прилагательного и развертывается содержание значения определяемого имени. При этом изучение содержания отдельной единицы и / или лексико-семантического варианта слова проводится параллельно с анализом связей, которые устанавливаются между единицами в рамках группы. Исследование проводилось на аутентичном текстовом материале с использованием ономасиологического и семасиологического подходов. Также использовались толковые словари современного французского языка в качестве лексикографических источников. Достоверность полученных результатов проверялась также путем опроса носителей французского языка, преподавателей кафедры лексикологии французского языка МПГУ, г. Москва (ранее МГПИ им. Ленина). Итогом проведенного исследования стал вывод о том, что именно сопоставительный анализ достаточно большого числа лексических единиц, описывающих определенное семантическое пространство в его целостности, позволяет получить адекватное описание содержания отдельных значений прилагательных. Сопоставительный анализ функционирования лексем одновременно на уровне парадигматики и на уровне синтагматики позволяет решить задачу дифференциации различных значений полисемичного слова и закономерностей их использования в именных словосочетаниях.

38-53 582
Аннотация

   Глобальное информационное пространство охватило все сферы жизнедеятельности человека, однако практика работы в вузе показывает, что, несмотря на технологически продвинутые формы коммуникации, ее результаты, связанные с анализом информации, представленной в виде мультимодальных текстов, зачастую ниже желаемого уровня, что свидетельствует об отсутствии у обучаемых необходимых компетенций, умений и навыков обработки больших объемов данных, то есть об отсутствии мультиграмотности. В ходе формирования мультиграмотности с целью повышения эффективности процесса коммуникации в мультимодальной цифровой среде, следует опираться не столько на умения и навыки компьютерной грамотности, сколько на умения аналитико-синтетической обработки информации. На данный момент данная проблема остается нерешенной.

   Цель данной работы состоит в проведении комплексного обзора зарубежных исследований по заявленной проблематике с целью выявления тенденций в области исследований мультимодальности.
   Задачи, поставленные авторами, включали сбор, анализ, классификацию и систематизацию данных, представленных в зарубежных научных трудах; уточнение понятий «мультимодальный текст» и «мультимодальный анализ»; выявление способов и алгоритмов реализации мультимодального анализа при работе с научными текстами, представленными в цифровой мультимодальной среде с целью повышения эффективности коммуникации.
   Работа над поставленной задачей требует применения таких общенаучных методов, как сбор и обработка информации (аналитико-синтетическая обработка), методы классификации и систематизации. Полученные в ходе анализа результаты показали, что вопросы, касающиеся мультимодальных текстов, мультимодальной среды и мультиграмотности, рассматриваются с различных позиций: мультимодальность как явление и как подход к его изучению; мультимодальный текст – это сочетание сразу нескольких модусов, а понятие «грамотность» расширяется до «мультиграмотности», то есть умения «читать мир». Мультимодальный анализ трактуется как анализ, поиск и извлечение семиотических паттернов в мультимедийных базах данных, чтобы исследовать отношения между семиозисом, текстом и контекстом, паттернов, которые раскрывают индивидуальные, общественные, культурные и глобальные паттерны создания смысла. В исследованиях, имеющих практическую направленность, предлагаются различные модели реализации мультимодального анализа, такие как четырехкомпонентная модель Дж. Альвареза, модель Ф. Серафини и «Модель развития мультимодальной грамотности» К. Даниельссона и С. Селандера. Ряд авторов анализирует работу студентов и детей с мультимодальными текстами, но в них исследуется скорее восприятие, нежели способы обработки информации. Таким образом, при наличии обширной теоретической и практической базы, касающейся мультимодальной коммуникации, в проанализированных работах не приведены алгоритмы выполнения мультимодального анализа. В связи с этим, поднятая авторами проблема остается актуальной, а исследование – перспективным и требует разработки процедуры и алгоритма реализации мультимодального анализа для повышения эффективности процесса обучения с использованием научных мультимодальных текстов.

54-67 143
Аннотация

   В статье делается попытка установить мотивационную структуру ценности итэҕэл (вера) и определить ее мотивационную значимость. На основе феноменологического подхода к действию как на избирательное активное переживание и интерпретацию на основе предыдущего опыта, деятельностной теории установки, деятельностной теории двумодальной структуры мотивации и теории речевой деятельности определяются параметры для психолингвистического анализа массива вербальных реакций, полученных в ассоциативном эксперименте на слово-стимул итэҕэл (вера) как индикатора духовности: характер регулирующей функции; доминантные эмоции и оценка как мотивационная основа ценности; степень удовлетворенности и «сила» мотивационных образований как характер установки; характер и механизм актуальной установки, связанной с социальной ценностью. С помощью типологизации данных ассоциативного эксперимента по выделенным параметрам на основе интегративной модели актуального личностного смысла определены эмоции и потребности, связанные с итэҕэл (вера), а также характер ее роли в идентификационных процессах; полученная модель актуального личностного смысла итэҕэл (вера) анализируется в сравнении с проанализированной ранее моделью веры; делается вывод о наличии признаков ценностно-смыслового самоопределения личности в речевых действиях, связанных с итэҕэл, которые вместе с актуализацией этнического компонента в содержании понятийного компонента свидетельствуют о значимости итэҕэл как этнической ценности; в содержании модели веры такие признаки отсутствуют; психолингвистический анализ ценностей позволяет выявить специфику смыслообразования – как обобщенное «национальное» содержание ценностей, их консолидирующую эмоциональную составляющую, так и его преломление в этническом сознании во взаимодействии с содержанием традиционных ценностей.

68-78 148
Аннотация

   Статья посвящена сравнительному анализу особенностей вербализации концепта «дочь» в английской и русской фольклорной лирике. Изучение фольклорной лирики дает возможность понять многие явления конкретной лингвокультуры, в том числе постичь историю, быт, национальный характер представителей той или иной лингвокультурной общности. Воссоздать фольклорную картину мира можно на основе анализа художественного мира устно-поэтических произведений. Анализ фольклорных текстов с помощью описательного, сопоставительного, полевого, методов а также методики компьютерной обработки текста показал наличие лексики, манифестирующей концепты «дочь / daughter» в русских и английских народных песнях. В анализе учитывается частотность лексем, их синтагматические отношения в тексте, место выбранного концепта в фольклорной картине мира, которая является художественным отражением ментальности определенного коллектива, его мировидения. Анализ подкрепляется примерами из контекстов с использованием лексики, эксплицирующей исследуемый концепт. Авторами была выявлена базовая структура концептов «дочь / daughter», его общие и специфические характеристики, зафиксированных средствами обоих языков, а также отношения к обозначаемому ими явлению в обеих культурах. Особое значение уделялось межъязыковому сопоставлению средств вербализации исследуемого концепта, так как именно при сравнении единиц разных языков происходит сравнение языковых картин мира, имеет место проявление специфических черт языкового сознания разных народов, но (что самое главное) выявляются общие, универсальные черты. В статье делается вывод об этническом своеобразии в вербализации концептов «дочь / daughter» в языке английской и русской фольклорной песни. Полученные выводы авторы представляют в виде лексико-семантических полей, вербализующих концепты «дочь / daughter» в двух языках.

79-94 219
Аннотация

   Данная статья является продолжением серии публикаций результатов экспериментального изучения образов базовых русских цветообозначений (ЦО) с позиции психолингвистики. В работе мы опирались на работы А. А. Залевской (психолингвистическая теория о слове), Ф. Шарифиана (теория культурного знания), исследования Е. И. Горошко и О. В. Сафуановой (работы по изучению цвета и цветонаименований), а также на работы по изучению фразеологизмов с компонентом зеленый. В представленной статье предлагается многоаспектное изучение образа русского ЦО зеленый в языковом сознании представителей современной молодежи. В качестве методов экспериментального исследования были использованы психолингвистические методики (свободный ассоциативный эксперимент и семантический дифференциал), лингвистические методы (дефиниционный анализ) и методы статистической обработки данных (факторный анализ).

   Предметом исследования послужил образ как отражение предметов и явлений материального мира в языковом сознании индивида.
   Описанные в работе ассоциативные эксперименты были проведены с разницей в одиннадцать лет. Это, а также сопоставление с данными Русского ассоциативного словаря позволило провести исследование образа ЦО зеленый как в синхронном, так и в диахронном аспекте. В ходе работы также было показано гендерное отличие восприятия образа рассматриваемого ЦО испытуемыми мужского и женского пола, рассмотрены гендерные особенности ассоциативного поля ЦО зеленый и динамика его изменения. Используемая в работе комплексная методика исследования является универсальной и может быть использована для изучения образов различных слов в языковом сознании представителей разнообразных языков и культур.

95-101 225
Аннотация

   В данной статье рассматриваются и анализируются особенности идиолектов американских политических деятелей на примере выступлений бывших президентов США Билла Клинтона, Барака Обамы и Дональда Трампа. Анализируемые фрагменты содержат ряд лексических особенностей, формирующих идиолекты выше обозначенных политиков. Примечательно, что данные речевые особенности, к которым можно  отнести использование стилистических приемов, таких как градация, повтор или конкретизация, а также лексических средств, таких как эмфатический усилитель и использование описательных прилагательных, во многом продиктованы уровнем образования, социальной и партийной принадлежностью политического деятеля. В данной статье мы будем руководствоваться как узким, так и широким пониманием термина идиолект и будем анализировать речевые особенности бывших президентов США, рассматривая их в качестве языковых личностей. Несмотря на схожесть используемых ими стилистических приемов, что особенно ярко проявляется в выступлениях представителей от демократической партии США, прослеживаются и явные отличия, присущие идиолекту Дональда Трампа – представителя от республиканской партии США. Не оставляет сомнения тот факт, что бывший президент США – яркая политическая фигура, не соответствующая классическому представлению о политике, как в своих поведенческих, так и речевых проявлениях. Использование в своей речи элементов молодежного сленга придает его выступлениям новое звучание, делает их более эмоционально наполненными и запоминающимися. При этом Трамп берет на вооружение и стандартные для представителей демократической партии приемы, способствующие максимально полному воздействию на аудиторию.

102-110 129
Аннотация

   Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью психолингвистических особенностей сознания подростков, а также новизной изучаемого материала.

   В ходе проведения исследования изучаются особенности формирования когнитивных структур в сознании современного школьника в контексте освоения первого иностранного языка. Последние современные исследования по формированию ментальных репрезентаций в основном были проведены со взрослыми, а, следовательно, категория школьников – искусственных билингвов (в терминологии В. И. Беликова и Л. П. Крысина) изучена недостаточно, что позволяет говорить об актуальности темы исследования. Ориентируясь на работы Е. Н. Гуц, Н. В. Антоновой, мы поставили цель выявить когнитивные структуры в языковом сознании школьника. В связи с этим были выбраны широкозначные слова to act, to claim, to support, support, to deliver, delivery, to expose, exposure для исследования. В рамках настоящей статьи представлен анализ когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами, на материале глагола to support, который изучается в курсе английского языка в 6 классе по программе, составленной для школ с углубленным изучением английского языка. Данная лексическая единица была выбрана для исследования в связи со своей востребованностью в современном мире, что подтверждается использованием этого глагола в СМИ, речах политиков, на страницах интернет-изданий. В статье рассмотрены значения глагола и представлен комплексный анализ значений глагола, проведено сравнение значений, изученных в рамках школьной программы, и значений, зафиксированных в словаре. Исследование проводилось среди учащихся средней и старшей школы, испытуемые обучались в классах разной профильной подготовки. На основе анализа эмпирической базы получены характерные тренды, определяющие специфику работы со словом на каждом этапе обучения в школе и позволяющие моделировать изменение соответствующих когнитивных структур. В результате анализа реакций зафиксирован преобладающий характер взаимоотношений стимула и ассоциата, составлена структура когнитивного образования, репрезентируемого широкозначным глаголом to support. В выводах представлены итоги эксперимента и область применения результатов исследования.

111-124 159
Аннотация

   Развитие экспорта образования для России имеет особую важность для повышения конкурентоспособности национальной экономики на международной арене, особенно с нашим стратегическим партнером по внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности - КНР. Для наших двух стран экспорт образовательных услуг имеет также значение образовательного бизнеса, и, как показывает практика, КНР достигло значимых результатов в данном виде предоставляемых услуг.
   Цель работы состоит в изучении перспективы экспорта российского высшего образования и практики российско-китайского образовательного сотрудничества с учетом перспективных направлений продвижения российского образования.
   Методы. Метод анализа документальных и правовых источников применялся для исследования нормативной базы сотрудничества РФ и КНР в сфере образования; статистический метод использовали для анализа показателей экспорта образовательных услуг между РФ и КНР на основе The Institute of International Education, Института статистики ЮНЕСКО.
   Результаты. Образовательное сотрудничество между РФ и КНР идет по восходящей линии, но РФ не в полной мере использует тот потенциал, который имеют российские вузы и образовательные организации (Россотрудничество). Необходима государственная поддержка разных направлений образовательного сотрудничества, которые способны приносить реальный доход стране.
   Выводы. Миссия дальнейшего продвижения идей образовательного сотрудничества между РФ и КНР будет реализовываться на практике в ближнесрочной перспективе в рамках федерального проекта «Экспорт образования». Перспективы экспорта российского образования зависят от проведения последовательной политики министерств Российской Федерации, занимающихся разработкой и реализацией национальных и федеральных проектов в области образования.

125--136 122
Аннотация

   В статье акцентируется внимание на проблемы становления и развития профессионала посредством освоения навыков, основанных на универсальных компетенциях. Глобализационные процессы выявляют проблемные векторы образовательной системы, внося коррективы в процесс подготовки будущих архитекторов, где ведущим методом становится проектность, базирующаяся на интеллектуальной деятельности, направленной на разработку смысловых и качественных показателей предметов и явлений. Профессиональное обучение архитекторов в целом ориентировано на приобщение к компоненту формирования научной картины мира через освоение процессов созидательной деятельности человека, а также проектирование различных материальных объектов. Определены единые опорные точки, на которых базируются ступени (площадки) проектной деятельности. Необходимо понимать, что любому проекту предшествует серьёзная исследовательская работа, предполагающая углублённое изучение систем и приёмов проектирования, источников творчества, расширение художественного языка архитектуры.Именно такая работа и формирует целый блок универсальных компетенций будущих профессионалов, влияющих на процессы творчества в сфере архитектуры и дизайна. Понимание обучающимися актуальной проблематики истории и теории архитектуры в контексте современных процессов в культуре, обществе, технологии, а не заучивание отдельных текстов становится перспективным образовательным вектором, обеспечивающим заинтересованность в совершенствовании архитектурной науки.

137-157 305
Аннотация

   Современное общество диктует свои требования к системе образования и преподавателю, который рассматривается как транслятор знания молодому поколению. Следовательно, важно, чтобы учитель не только своевременно адаптировался к изменяющимся условиям, но и был готов сам меняться и самосовершенствоваться, чтобы соответствовать новому статусу. Мы считаем, что современное профессиональное образование должно акцентироваться на подготовке будущих педагогических работников, обладающих не только первоклассными знаниями в своей сфере, но и являющихся высокомотивированными учителями с высоким уровнем ценностного отношения к педагогической профессии.

   Именно данный постулат и определяет актуальность нашего исследования.

   Процессом формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов можно и нужно управлять во время обучения в высшем учебном заведении. Разработанная нами педагогическая модель, отражающая процесс формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка, была апробирована на практике во время занятий студентов, обучающихся на факультете иностранных языков. Такая имплементация теоретических и методических вопросов на практике является педагогическим экспериментом в реальном времени.

   Таким образом, изучение теоретических и практических вопросов проведения педагогического эксперимента стало целью нашего исследования, для достижения которой были решены следующие задачи: 1) изучить педагогические условия практической имплементации педагогической модели; 2) проанализировать полученные в контексте апробации результаты.

   В качестве основных методов и методик, используемых в работе, были выбраны теоретический анализ и систематизация научных исследований, метод интерпретации и консолидации данных, полученных при проведении педагогического эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о валидности предложенной педагогической модели и созданного на её основе практикума. Важно отметить, что приведённый в статье педагогический эксперимент является частью комплексной опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка на этапе обучения в университете.

158-171 305
Аннотация

   В последнее время средства массовой коммуникации оказывают интенсивное психологическое воздействие на установки подростков с еще не полностью сформированной психикой, которой трудно адаптироваться под современные реалии и исключать воздействие интернета и социальных сетей на свою жизнь, а также выбирать средства массовой информации, несущие пользу для гармоничного и интеллектуального развития личности.
   Целью исследования явилось изучение влияния социальных сетей на формирование социально-психологических установок подростков.
   В статье представлен теоретический анализ понятий «социальные сети» и «социально-психологические установки», охарактеризованы функции и свойства социальных сетей, определены возможные риски влияния социальных сетей на социально-психологические установки подростков. В результате эмпирического исследования было выявлено, что у подростков, проводящих более двух часов в день в интернете, преобладают материальные, личностные и творческие социально-психологические установки. Для них ведущей является Я-направленность, обусловливающая, в качестве приоритетных, установки на быстрое обогащение, удовлетворение собственных интересов, достижение собственных целей. Особую значимость для них имеют социальный статус и престиж. Также у данной категории подростков была выявлена тенденция к увеличению показателя эгоизма, сильно выражена ориентация на деньги, за которые можно купить любую жизнь, любовь и счастье. Также эмпирическим путем были получены данные, подтверждающие статистическую достоверность полученных результатов о том, что есть прямая взаимосвязь между временем пребывания подростков в интернете (более двух часов в день) и степенью выраженности их негативных социально-психологических установок. Таким образом, подростки с преобладающими негативными социально-психологическими установками нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, которое представляет собой системно организованную профессиональную деятельность педагогов, направленную на создание психолого-педагогических условий, способствующих постепенному преобразованию негативных установок в адекватные, позитивные установки, способствующие формированию здоровой, гармонично
развитой личности подростка.

172-180 187
Аннотация

   К будущему врачу предъявляются достаточно высокие требования к уровню профессиональных знаний, умений, навыков и индивидуально-личностным качествам. Для врача становится важным формирование профессионально-социальной культуры специалиста. Одним из важных компетенций врача является возможность социального познания и взаимодействие в социуме с различными категориями граждан, что во многом обусловлено социальным интеллектом.
   Целью исследования явилось изучение выраженности социального интеллекта студентов медицинского вуза.

   В статье представлен теоретический анализ понятия «социальный интеллект», охарактеризованы подходы к пониманию данного феномена. В результате эмпирического исследования выявлено, что уровень развития социального интеллекта большинства студентов соответствует среднему. Студенты способны путем логических рассуждений понимать мотивы поведения людей, могут прогнозировать поведение окружающих, способны понимать смысл вербальной и невербальной экспрессии, на основе чего могут проявлять ролевую пластичность. Наиболее сформированными являются способности к логическому обобщению, выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях и паттернах собеседника, понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. Несмотря на это затруднения у студентов проявляются на уровне интеграции вышеописанных способностей в сложных, неоднозначных ситуациях, при рассогласовании вербального и невербального контекста, а в профессии врача такие ситуации не редкость. Профессия врача выдвигает достаточно высокие требования к умениям, навыкам эффективного взаимодействия, планирования, контроля и коррекции своей деятельности зачастую в ограниченных сроках по времени принятия решения. Поэтому формирование социального интеллекта уже на этапе обучения имеет практическую значимость.

181-193 161
Аннотация

   Государственная поддержка, выделение грантовых средств, узаконивание понятия волонтерской деятельности, увеличение численности добровольцев актуализируют исследовательскую активность в изучении данного феномена. Развитие профессионально ориентированной волонтерской деятельности помогает в профессиональном становлении личности. Однако возникают различные проявления психического выгорания, отражающиеся на эмоциональном уровне. Изучение эмоционального интеллекта волонтеров раскрывает возможности рассмотрения его как фактора возникновения психического выгорания и ресурса его преодоления.

   Так, целью исследования является изучение взаимосвязей эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной
волонтерской деятельности.

   В нем приняли участие 88 волонтеров-медиков в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики исследования «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова) и «Эмоциональный интеллект ЭмИн» (Д. В. Люсин). Обработка результатов осуществлялась с помощью методов описательной статистики, сравнительного (непараметрического критерия H-Краскела-Уоллиса) и корреляционного видов анализа. Эмпирически доказано наличие значимых и высокозначимых корреляций между показателями эмоционального интеллекта и психического выгорания. Средние значения по шкалам, входящим в межличностный эмоциональный интеллект, свидетельствуют об эмпатичности волонтеров, об их понимании эмоций своих подопечных и знании, как изменить фон настроения при необходимости. Реализация волонтерской деятельности подразумевает контроль над эмоциями, их понимание и своевременную проработку с целью не навредить благополучателям, что помогает найти контакт и выстроить адекватные взаимоотношения. Вместе с тем это может способствовать излишнему контролю и накоплению эмоций, а в конечном итоге – бесконтрольному их проявлению и психическому выгоранию.

194-205 187
Аннотация

   Увеличение количества жертв школьной травли во многих странах Европы привело к изменению в законодательстве: назначение ответственности за буллинг участника образовательного процесса. В
педагогическом сообществе России ведется активная дискуссия о проблеме травли в школах. Высок риск стать жертвой буллинга у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   В этой связи целью исследования явилось изучение взаимосвязей личностных особенностей и риска буллинга среди подростков с легкой степенью умственной отсталости.

   В нем приняли участие 43 обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 15-16 лет областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики риска буллинга и личностных особенностей, а для обработки результатов – компьютерные методы математико-статистического анализа. Полученные результаты имеют практическое значение и выступают основанием в организации профилактико-коррекционной работы с прогнозируемым буллингом. Аутичность обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, нерешительность и неспособность к принятию ответственных решений, застенчивость и скованность в межличностных отношениях способствуют усилению риска развития школьного буллинга. Повышение уровня межличностной тревожности увеличивает межличностную дистанцию, обеспечивает неконтролируемость группы, что снижает вероятность прекращения буллинга в ситуации его развития и определяет появление систематических аутсайдеров, иерархических и властных отношений.

206-217 279
Аннотация

   В статье представлена авторская программа психологического сопровождения зависимых на этапе их ресоциализации, основанная на активном использовании подходов и методов гештальт-терапии. Данная программа должна способствовать возвращению лиц, ранее употреблявших ПАВ, к социальным связям и функциям, которые были частично или полностью разрушены (семья, работа, профессия, навыки здоровой саморегуляции и нормального общения с окружающими). Представленная программа была апробирована на базе реабилитационного центра «Вершина - Орел». В статье изложены показания и противопоказания к гештальт-терапии с точки зрения ее использования в процессе ресоциализации зависимых. По мнению авторов, использование гештальт-терапии целесообразно тогда, когда аддикты способны критически относиться к своему поведению, осознают наличие зависимости и готовы взять на себя ответственность за работу по самоизменению. В статье рассматриваются некоторые организационные аспекты программы психологического сопровождения зависимых, основные этапы реализации программы и их содержание. Предложены темы групповых занятий (психологических часов) с аддиктами. Авторы указывают основные задачи гештальт-терапии зависимых, возможные запросы пациентов для индивидуальной работы, рассматривают специфику применения основных положений и психотехник гештальт-терапии в контексте ресоциализации зависимых. Предложен комплекс психодиагностических методик, с помощью которых можно изучить эффективность и особенности ресоциализации аддиктов. Успешность ресоциализации зависимых в результате осуществления авторской программы их психологического сопровождения исследовалась по целому ряду показателей проявления таких обобщенных параметров ресоциализации, как ценностные и смысложизненные ориентации, особенности самоотношения, самооценки и уровня притязаний, агрессивности в поведении и отношениях. Повторное исследование изучаемых показателей ресоциализации зависимых после реализиции программы сопровождения выявило положительную, статистически значимую динамику практически по всем показателям ресоциализации по сравнению с результатами первичного исследования. Полученные данные продемонстрировали достаточно высокую эффективность представленной программы.

218-229 191
Аннотация

   В статье выявляются и анализируются особенности протекания коммуникативных конфликтов в сфере гражданской авиации.

   Актуальность изучения проблемы возникновения, установления причин и эффективного разрешения коммуникативных конфликтов отрасли отечественной авиационной промышленности заключается в том, что обеспечение безопасных, результативных и востребованных полетов является первостепенной задачей любого государства. От индивидуальных умений и знаний по продуктивному разрешению коммуникативных конфликтов на борту авиалайнера зависит надежность авиационной отрасли.

   Целью данного исследования стало рассмотрение такого феномена, как коммуникативный конфликт в сфере гражданской авиации.

   Одним из ведущих показателей, оказывающих влияние на надежность авиаперелетов, выступает человеческий фактор. Знание причин и особенностей протекания коммуникативных конфликтов в сфере гражданской авиации способствует повышению конфликтоустойчивости членов экипажа, эффективному разрешению спорных ситуаций и в целом обеспечивает безопасность полетов. В работе представлены результаты проведения пилотажного психологического исследования, целью которого стали: анализ статистических данных, посвященных изучению основных проблем в коммуникациях; установление ведущих причин коммуникативных конфликтов в сфере гражданской авиации. Методологическую основу исследования составили подходы: системный, аксиологический, гуманистически ориентированный. Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований, посвященных проблеме коммуникативных конфликтов личности в сфере гражданской авиации; организационные методы; эмпирические методы; анкетирование, тестирование, опрос, психодиагностические методы. Полученные данные пилотажного исследования свидетельствуют о необходимости составления и внедрения программы мероприятий по психологической поддержке и сопровождению членов экипажа авиалайнера с целью разрешения конфликтов, снижения критических значений социальной напряженности и улучшения психологической атмосферы трудового коллектива.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)