Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Взаимосвязи личностных особенностей и риска буллинга у подростков с легкой степенью умственной отсталости

Аннотация

   Увеличение количества жертв школьной травли во многих странах Европы привело к изменению в законодательстве: назначение ответственности за буллинг участника образовательного процесса. В
педагогическом сообществе России ведется активная дискуссия о проблеме травли в школах. Высок риск стать жертвой буллинга у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   В этой связи целью исследования явилось изучение взаимосвязей личностных особенностей и риска буллинга среди подростков с легкой степенью умственной отсталости.

   В нем приняли участие 43 обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 15-16 лет областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики риска буллинга и личностных особенностей, а для обработки результатов – компьютерные методы математико-статистического анализа. Полученные результаты имеют практическое значение и выступают основанием в организации профилактико-коррекционной работы с прогнозируемым буллингом. Аутичность обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, нерешительность и неспособность к принятию ответственных решений, застенчивость и скованность в межличностных отношениях способствуют усилению риска развития школьного буллинга. Повышение уровня межличностной тревожности увеличивает межличностную дистанцию, обеспечивает неконтролируемость группы, что снижает вероятность прекращения буллинга в ситуации его развития и определяет появление систематических аутсайдеров, иерархических и властных отношений.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса 3

Курск

Researcher ID: AAF-9625-2019



А. В. Фомина
Курская школа-интернат № 3
Россия

Анастасия Викторовна Фомина, аспирант

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305046

ул. Смородиновая 2

Курск



Список литературы

1. Каждый третий ребенок сталкивается со школьной травлей. URL: https://rg.ru/2020/12/16/kazhdyj-tretij-rebenok-stalkivaetsia-so-shkolnoj-travlej.html (дата обращения 15. 03. 2021).

2. Личностные особенности подростков, участвующих в буллинге / Н. А. Лужбина [и др.] // Человеческий капитал. – 2019. – № 7 (127). – С. 178-184.

3. Обухова Ю.В. Образ сверстника – жертвы буллинга у школьников с разной выраженностью виктимного поведения / Ю. В. Обухова, В, О. Гурьева // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 118-134. doi: 10.21702/rpj.2017.2.7.

4. Янова Н. Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде / Н. Г. Янова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). – С. 189-197.

5. Черкасова С. А. Гендерные особенности проявления буллинга в подростковом возрасте / С. А. Черкасова // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее : сборник материалов X Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. – Тула, 2014. – С. 189-193.

6. Шалагинова К. С. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте / К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Залыгаева // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 4. – C. 62-71. doi: 10.17759/pse.2019240405.

7. Гребень Н. Ф. Личностные особенности подростков с умственной отсталостью легкой степени / Н. Ф. Гребень // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской заочной конференции ученых и практических работников. – Екатеринбург, 2019. – С. 25-29.

8. Николаенко Я. Н. Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости / Я. Н. Николаенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 286-290.

9. Скавычева Е. Н. Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся / Е. Н. Скавычева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Вып. 64 (4). – С. 202-204.

10. Kosir K., Klasinc L., Spes T. Predictors of self-reported and peer-reported victimization and bullying behavior in early adolescents: the role of school, classroom, and individual factors // European journal of psychology of education. 2020. 35, 2. P. 381-402.

11. Pengpid S., Peltzer K. Bullying victimization and externalizing and internalizing symptoms among in-school adolescents from five ASEAN countries Children and Youth Services Review, 2019, 106. doi?: 10.1016/j.childyouth.2019.104473.

12. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А. А. Бочавер [и др.] // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 146-157.

13. Методика «Шкала тревожности» (Р. Кондаш, 1973). URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/podrostki/29-lichnost/26-kondash (дата обращения: 01. 11. 2019).

14. Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского. URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/132.pdf (дата обращения: 01. 11. 2019).


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Фомина А.В. Взаимосвязи личностных особенностей и риска буллинга у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):194-205.

For citation:


Molchanova L.N., Fomina A.V. Relationships Between Personal Features and the Risk of Bulling in Adolescents with a mild Mental Retardation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):194-205. (In Russ.)

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)