Взаимосвязи личностных особенностей и риска буллинга у подростков с легкой степенью умственной отсталости
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Увеличение количества жертв школьной травли во многих странах Европы привело к изменению в законодательстве: назначение ответственности за буллинг участника образовательного процесса. В
педагогическом сообществе России ведется активная дискуссия о проблеме травли в школах. Высок риск стать жертвой буллинга у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи целью исследования явилось изучение взаимосвязей личностных особенностей и риска буллинга среди подростков с легкой степенью умственной отсталости.
В нем приняли участие 43 обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 15-16 лет областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики риска буллинга и личностных особенностей, а для обработки результатов – компьютерные методы математико-статистического анализа. Полученные результаты имеют практическое значение и выступают основанием в организации профилактико-коррекционной работы с прогнозируемым буллингом. Аутичность обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, нерешительность и неспособность к принятию ответственных решений, застенчивость и скованность в межличностных отношениях способствуют усилению риска развития школьного буллинга. Повышение уровня межличностной тревожности увеличивает межличностную дистанцию, обеспечивает неконтролируемость группы, что снижает вероятность прекращения буллинга в ситуации его развития и определяет появление систематических аутсайдеров, иерархических и властных отношений.
Об авторах
Л. Н. МолчановаРоссия
Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса 3
Курск
Researcher ID: AAF-9625-2019
А. В. Фомина
Россия
Анастасия Викторовна Фомина, аспирант
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305046
ул. Смородиновая 2
Курск
Список литературы
1. Каждый третий ребенок сталкивается со школьной травлей. URL: https://rg.ru/2020/12/16/kazhdyj-tretij-rebenok-stalkivaetsia-so-shkolnoj-travlej.html (дата обращения 15. 03. 2021).
2. Личностные особенности подростков, участвующих в буллинге / Н. А. Лужбина [и др.] // Человеческий капитал. - 2019. - № 7 (127). - С. 178-184.
3. Обухова Ю.В. Образ сверстника - жертвы буллинга у школьников с разной выраженностью виктимного поведения / Ю. В. Обухова, В, О. Гурьева // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 118-134. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.7.
4. Янова Н. Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде / Н. Г. Янова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 4 (15). - С. 189-197.
5. Черкасова С. А. Гендерные особенности проявления буллинга в подростковом возрасте / С. А. Черкасова // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее : сборник материалов X Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. - Тула, 2014. - С. 189-193.
6. Шалагинова К. С. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте / К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Залыгаева // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 4. - C. 62-71. https://doi.org/10.17759/pse.2019240405.
7. Гребень Н. Ф. Личностные особенности подростков с умственной отсталостью легкой степени / Н. Ф. Гребень // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской заочной конференции ученых и практических работников. - Екатеринбург, 2019. - С. 25-29.
8. Николаенко Я. Н. Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости / Я. Н. Николаенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 98. - С. 286-290.
9. Скавычева Е. Н. Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся / Е. Н. Скавычева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Вып. 64 (4). - С. 202-204.
10. Kosir K., Klasinc L., Spes T. Predictors of self-reported and peer-reported victimization and bullying behavior in early adolescents: the role of school, classroom, and individual factors // European journal of psychology of education. 2020. 35, 2. P. 381-402.
11. Pengpid S., Peltzer K. Bullying victimization and externalizing and internalizing symptoms among in-school adolescents from five ASEAN countries Children and Youth Services Review, 2019, 106. doi?: 10.1016/j.childyouth.2019.104473.
12. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А. А. Бочавер [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 146-157.
13. Методика «Шкала тревожности» (Р. Кондаш, 1973). URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/podrostki/29-lichnost/26-kondash (дата обращения: 01. 11. 2019).
14. Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского. URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/132.pdf (дата обращения: 01. 11. 2019).
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова Л.Н., Фомина А.В. Взаимосвязи личностных особенностей и риска буллинга у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):194-205.
For citation:
Molchanova L.N., Fomina A.V. Relationships Between Personal Features and the Risk of Bulling in Adolescents with a mild Mental Retardation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):194-205. (In Russ.)