Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности
Аннотация
Государственная поддержка, выделение грантовых средств, узаконивание понятия волонтерской деятельности, увеличение численности добровольцев актуализируют исследовательскую активность в изучении данного феномена. Развитие профессионально ориентированной волонтерской деятельности помогает в профессиональном становлении личности. Однако возникают различные проявления психического выгорания, отражающиеся на эмоциональном уровне. Изучение эмоционального интеллекта волонтеров раскрывает возможности рассмотрения его как фактора возникновения психического выгорания и ресурса его преодоления.
Так, целью исследования является изучение взаимосвязей эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной
волонтерской деятельности.
В нем приняли участие 88 волонтеров-медиков в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики исследования «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова) и «Эмоциональный интеллект ЭмИн» (Д. В. Люсин). Обработка результатов осуществлялась с помощью методов описательной статистики, сравнительного (непараметрического критерия H-Краскела-Уоллиса) и корреляционного видов анализа. Эмпирически доказано наличие значимых и высокозначимых корреляций между показателями эмоционального интеллекта и психического выгорания. Средние значения по шкалам, входящим в межличностный эмоциональный интеллект, свидетельствуют об эмпатичности волонтеров, об их понимании эмоций своих подопечных и знании, как изменить фон настроения при необходимости. Реализация волонтерской деятельности подразумевает контроль над эмоциями, их понимание и своевременную проработку с целью не навредить благополучателям, что помогает найти контакт и выстроить адекватные взаимоотношения. Вместе с тем это может способствовать излишнему контролю и накоплению эмоций, а в конечном итоге – бесконтрольному их проявлению и психическому выгоранию.
Об авторах
Л. Н. МолчановаРоссия
Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса 3
Курск
Researcher ID: AAF-9625-2019
К. В. Блинова
Россия
Кристина Викторовна Блинова, аспирант
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса 3
Курск
Список литературы
1. Корнеева Е. Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности / Е. Л. Корнеева // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 131-141.
2. Мосина П. Л. Мотивация волонтеров на занятие добровольческой деятельностью как необходимое условие развития социальной активности молодежи / П. Л. Мосина ; под общей редакцией Н. Д. Бобковой // Инновационная наука и образование : сборник материалов Профессионального форума. – Курган, 2014. – С.115-120.
3. Зейналова Н. А. Мотивация в структуре внутриличностных конфликтов у волонтеров / Н. А. Зейналова ; под ред. С. Л. Богомаза, В. А. Каратерзи, С. Ф. Пашковича // Психологический VADEMECUM: психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход : сб. науч. ст. – Витебск, 2019. – С.115-118.
4. Волонтерское движение на факультетах клинической психологии, социальной работы КГМУ (социологический анализ) / Т. А. Шульгина [и др.] // Профессионально ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы : сб. науч. тр. по материалам V Всерос. форума. – Курск, 2018. – С. 119–125.
5. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : дис. … д-ра психол. наук / В. Е. Орёл. – Ярославль, 2005. – 605 с.
6. Можаева Н. С. Навыки, необходимые волонтеру / Н. С. Можаева, Д. О. Шевченко, Е. В. Петракова // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты : сб. материалов V Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной Универсиаде 2019. – Красноярск, 2019. – С. 108-109.
7. Тратинко Т. В. Волонтерская деятельность как пространство развития эмоционального интеллекта / Т. В. Тратинко // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : сб. науч. ст. IV международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2020. – С. 136-138.
8. Моделирование и диагностика просоциального поведения волонтеров / О. Ю. Чашкова [и др.] // Научные труды КУБГТУ : электронный сетевой политематический журнал. – 2016. – № 5. – С. 143-158.
9. Молчанова Л. Н. Проблемы выгорания волонтеров в зарубежных исследованиях: приоритетные научно-исследовательские направления / Л. Н. Молчанов // Региональный вестник. – 2021. – № 1 (57). – С. 31-34.
10. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
11. Опросник на эмоциональный интеллект: новые психометрические данные. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (дата обращения: 01. 04. 2021)
12. Efstathia M. Vlachou, Dimitrios Damigos, George Lyrakos, Konstantinos Chanopoulos, George Kosmidis and Miltiades Karavis. The Relationship between Burnout Syndrome and Emotional Intelligence in Healthcare Professionals // Health Science Journal. 2016. URL: https://www.hsj.gr/medicine/the-relationship-between-burnout-syndrome-and-emotional-intelligence-in-healthcare-professionals.php?aid=11303 (дата обращения: 01. 04. 2021)
13. Gong Zhun, Chen Yuqi, and Wang Yayu. The Influence of Emotional Intelligence on Job Burnout and Job Performance: Mediating Effect of Psychological Capital // Front Psychol. 2019; 10: 2707. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02707.
14. Ju Chengting, Lan Jijun, Li Yuan et al. The mediating role of workplace social support on the relationship between trait emotional intelligence and teacher burnout // Teaching and teacher education. 2015. Vol. 51. P. 58-67.
15. Laura-Elena Năstasăa, Anca Daniela Fărcaşb. The Effect of Emotional Intelligence on Burnout in Healthcare Professionals // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. Pp. 78-82. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.03.015.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):181-193.
For citation:
Molchanova L.N., Blinova K.V. Interconnection of Emotional Intelligence and Mental Burnout of Medicine Volunteers in the Conditions of Professionally Oriented Volunteering Activities. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):181-193. (In Russ.)