Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Становление в сознании школьника когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами (на примере глагола to support)

Аннотация

   Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью психолингвистических особенностей сознания подростков, а также новизной изучаемого материала.

   В ходе проведения исследования изучаются особенности формирования когнитивных структур в сознании современного школьника в контексте освоения первого иностранного языка. Последние современные исследования по формированию ментальных репрезентаций в основном были проведены со взрослыми, а, следовательно, категория школьников – искусственных билингвов (в терминологии В. И. Беликова и Л. П. Крысина) изучена недостаточно, что позволяет говорить об актуальности темы исследования. Ориентируясь на работы Е. Н. Гуц, Н. В. Антоновой, мы поставили цель выявить когнитивные структуры в языковом сознании школьника. В связи с этим были выбраны широкозначные слова to act, to claim, to support, support, to deliver, delivery, to expose, exposure для исследования. В рамках настоящей статьи представлен анализ когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами, на материале глагола to support, который изучается в курсе английского языка в 6 классе по программе, составленной для школ с углубленным изучением английского языка. Данная лексическая единица была выбрана для исследования в связи со своей востребованностью в современном мире, что подтверждается использованием этого глагола в СМИ, речах политиков, на страницах интернет-изданий. В статье рассмотрены значения глагола и представлен комплексный анализ значений глагола, проведено сравнение значений, изученных в рамках школьной программы, и значений, зафиксированных в словаре. Исследование проводилось среди учащихся средней и старшей школы, испытуемые обучались в классах разной профильной подготовки. На основе анализа эмпирической базы получены характерные тренды, определяющие специфику работы со словом на каждом этапе обучения в школе и позволяющие моделировать изменение соответствующих когнитивных структур. В результате анализа реакций зафиксирован преобладающий характер взаимоотношений стимула и ассоциата, составлена структура когнитивного образования, репрезентируемого широкозначным глаголом to support. В выводах представлены итоги эксперимента и область применения результатов исследования.

Об авторах

Е. Е. Лукьянова
Московский городской педагогический университет
Россия

Елена Евгеньевна Лукьянова, аспирант

Институт Иностранных Языков

кафедра языкознания и переводоведения

129226

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

Москва



К. С. Карданова-Бирюкова
Московский городской педагогический университет
Россия

Ксения Суфьяновна Карданова-Бирюкова, заведующий кафедрой

Институт Иностранных Языков

кафедра языкознания и переводоведения

129226

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

Москва



Список литературы

1. Чернова (Антонова) Н. В. Особенности эволюции когнитивной структуры значения слова в сознании детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. В. Чернова (Антонова) // Филология и человек. – Барнаул: АГУ, 2013. – С. 112–121.

2. Горошко Е. И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента / Е. И. Горошко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2005. – № 3 (12). – С. 53–61.

3. Гуц Е. Н. Ассоциативный словарь подростка / Е. Н. Гуц. – Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. – 153 с.

4. Гуц Е. Н. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления уровня сформированности компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык / Е. Н. Гуц, Н. Н. Елисеева // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (15). – С. 198–207.

5. Залевская А. А. Значение слова через призму эксперимента / А. А. Залевская. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 240 с.

6. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность / Н. В. Уфимцева. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – 252 с.

7. Лукьянова Е. Е. Ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания школьника (на материале слов широкой семантики) / Е. Е. Лукьянова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2020. – № 4 (67). – С. 244–249.

8. Комалова Л. Р. Ассоциативный эксперимент: Теоретические и прикладные перспективы психолингвистики / Л. Р. Комалова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. – 2020. – № 1. – С. 50–55.

9. Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ мира / А. А. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – М.: Институт языкознания РАН, 1993. – С. 16–25.

10. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. стереотип / А. А. Леонтьев. – М.: URSS, 2020. – 312 с.

11. Пак М. К. Понятие жизнь в языковом сознании школьников / М. К, Пак, Т. В. Долгова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 3–6 (59). – С. 70–73.

12. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Стелькин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – С. 110 – 116.

13. Степыкин Н. И. Вежливость и деликатность: взаимосвязь ассоциативных полей / Н. И. Стелькин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 133–141.

14. Афанасьева О. В. Английский язык. VI класс : учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе : в 2 ч. : Ч. 2 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

15. Oxford Learner’s Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ definition/english/support_1?q=support (дата обращения 13. 02. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Лукьянова Е.Е., Карданова-Бирюкова К.С. Становление в сознании школьника когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами (на примере глагола to support). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):102-110.

For citation:


Lukyanova Е.Е., Kardanova-Biryukova K.S. Cognitive Structures in the Language Consciousness of a Secondary School Student Represented by Everysemantic Verb to Support. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):102-110. (In Russ.)

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)