Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Психологическое сопровождение зависимых на этапе ресоциализации с использованием подходов и методов гештальт-терапии

Аннотация

   В статье представлена авторская программа психологического сопровождения зависимых на этапе их ресоциализации, основанная на активном использовании подходов и методов гештальт-терапии. Данная программа должна способствовать возвращению лиц, ранее употреблявших ПАВ, к социальным связям и функциям, которые были частично или полностью разрушены (семья, работа, профессия, навыки здоровой саморегуляции и нормального общения с окружающими). Представленная программа была апробирована на базе реабилитационного центра «Вершина - Орел». В статье изложены показания и противопоказания к гештальт-терапии с точки зрения ее использования в процессе ресоциализации зависимых. По мнению авторов, использование гештальт-терапии целесообразно тогда, когда аддикты способны критически относиться к своему поведению, осознают наличие зависимости и готовы взять на себя ответственность за работу по самоизменению. В статье рассматриваются некоторые организационные аспекты программы психологического сопровождения зависимых, основные этапы реализации программы и их содержание. Предложены темы групповых занятий (психологических часов) с аддиктами. Авторы указывают основные задачи гештальт-терапии зависимых, возможные запросы пациентов для индивидуальной работы, рассматривают специфику применения основных положений и психотехник гештальт-терапии в контексте ресоциализации зависимых. Предложен комплекс психодиагностических методик, с помощью которых можно изучить эффективность и особенности ресоциализации аддиктов. Успешность ресоциализации зависимых в результате осуществления авторской программы их психологического сопровождения исследовалась по целому ряду показателей проявления таких обобщенных параметров ресоциализации, как ценностные и смысложизненные ориентации, особенности самоотношения, самооценки и уровня притязаний, агрессивности в поведении и отношениях. Повторное исследование изучаемых показателей ресоциализации зависимых после реализиции программы сопровождения выявило положительную, статистически значимую динамику практически по всем показателям ресоциализации по сравнению с результатами первичного исследования. Полученные данные продемонстрировали достаточно высокую эффективность представленной программы.

Об авторах

А. А. Озеров
Центр психологической реабилитации
Россия

Антон Александрович Озеров, магистр, руководитель

143360

ул. Островского, д. 38, пом. 7

Московская область

Апрелевка



Т. Ю. Копылова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Юрьевна Копылова, кандидат психологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября, 94,

Курск



Список литературы

1. Никитина Е. А. Исследование основных причин возникновения зависимостей среди студенческой молодежи / Е. А. Никитина, А. А. Кузнецова, Н. В. Тарасова // Теоретические и практические аспекты современной психологии образования. – Курск, 2020. – С. 48-75.

2. Бондырева С. К. Наркотизм / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 430 с.

3. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/news/194463/ (дата обращения: 28. 02. 2021)

4. Статистические данные по наркомании в Российской Федерации: цифры и графики по регионам. URL: https://aif.ru/health/life/v_cifrah_i_faktah_70_100_tys_rossiyan_ezhegodno_pogibayut_ot_narkomanii. URL: https://stopz.ru/informaciya/narkomaniya/statistika-po-narkozavisimym-v-rossii/ (дата обращения: 28. 02. 2021)

5. Последствия от приема наркотиков – влияние на психическое и физическое состояние зависимого. URL: https://nasrf.ru/baza-znaniy/spravochnik-zabolevaniy/vliyanie-narkotikov-na-cheloveka-posledstviya-upotrebleniya (дата обращения: 28. 02. 2021)

6. Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. Книга для врача, преподавателя, родителя( «Серия Панацея») / Н. Б. Сердюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с.

7. Как вести себя с зависимыми после лечения алкоголизма и реабилитации. – Липецк. URL: https://lipetsk.alcorehab.ru/kak-vesti-sebya-s-zavisimym-posle-lecheniya-alkogolizma-i-reabilitatsii/ (дата обращения: 28. 02. 2021)

8. Копылова Т. Ю. Поведение в различных жизненных ситуациях как объект психического самоуправления / Т. Ю. Копылова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. – № 5-1 (44). – С. 285-288.

9. Conditions and Factors of the Development of Creative Civic Engagement of Student / S. I. Belentsov, V. A. Gribanova, N. V. Tarasova, T. Y. Kopylova // European Journal of Contemporary Education. 2019. No. 8 (2). P. 409-417.

10. Гештальт-психотерапия / Е. В. Малинина [и др.] – Челябинск, 2014. URL: http://www.chelsma.ru/files/misc/geshtaltpsikhoterapija.pdf (дата обращения: 28. 02. 2021)

11. Гештальт-подход при зависимостях. URL: https://www.b17.ru/article/12554/ (дата обращения: 28. 02. 2021)

12. Домбровский А. Гештальт-терапия наркотической зависимости (наблюдения, теория, практика) : дипломная работа / А. Домбровский. – Рига, 1996. URL: https://klex.ru/183 (дата обращения 28. 02. 2021)

13. Харм С. Применение Гештальта при лечении пациентов от зависимостей / С. Харм. URL: https://avidreaders.ru/book/primenenie-geshtalta-pri-lechenii-pacientov-ot.html (дата обращения: 28. 02. 2021)

14. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 384 с.

15. Старак Я. Техники гештальт-терапии на каждый день / Я. Старак, Т. Кей, Д. Олдхейм. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.


Рецензия

Для цитирования:


Озеров А.А., Копылова Т.Ю. Психологическое сопровождение зависимых на этапе ресоциализации с использованием подходов и методов гештальт-терапии. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):206-217.

For citation:


Ozerov A.A., Kopylova T.Y. Psychological Support is Dependent on the Stage of Re-socialization of Using the Approaches and Techniques of Gestalt Therapy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):206-217. (In Russ.)

Просмотров: 253


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)