ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель. Целью статьи является исследование феномена языка на различных этапах развития человеческого общества с позиции естественного-искусственного. Определяется роль и значимость воли и разума человека в процессе теоретического описания языка и практического овладения им не только в качестве средства общения, но и специфического пространства, обеспечивающего совершенство природы человека и создающего условия для сопоставления и анализа различных языков, осуществления научной деятельности и становления культуры в целом.
Методы. В ходе исследования применяется метод контекстуального, герменевтического, исторического и логического анализа теоретической деятельности и практических разработок по теме. В основу полагается лингвофилософский подход к рассмотрению усилий и достижений человека в отношении языка и результатов того, что было получено посредством языка и способствовало развитию науки и искусства.
Результаты. В статье представлены основные этапы постижения человеком сути языков, их взаимосвязи и влиянии на человеческий дух. Предлагается новый подход к пониманию феномена текста. При решении поставленных задач осуществлен теоретический анализ полученного новейшего опыта отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, методики, философии, психолингвистики и лингводидактики, а также полученный в ходе практической деятельности опыт автора.
Заключение. В конечном итоге определяется, что посредством естественно присущего по природе человеку языка в результате целенаправленной теоретической и практической деятельности, работы ума и духа формируется самосознание человека в естественно-духовно-исторической реальности, осуществляется программа развития человека и общества. Говорится о современном понимании текста как нового пространства для мышления и развития человека и общества в условиях постоянно меняющейся цивилизационной парадигмы.
Цель исследования состоит в анализе феномена внутренней речи в процессе выполнения заданий, провоцирующих возникновение эффекта вербальной интерференции, исследование которой представляется очень актуальным в современных учебных ситуациях, сопряжённых с многозадачностью. Предметом исследования является вербальная интерференция, часто возникающая при одновременном выполнении похожих заданий.
Методы. Для реализации цели и задач исследования авторами была разработана экспериментальная методика по созданию эффекта вербальной интерференции, включающая 4 этапа. На первом этапе проводилось прослушивание текста с мысленным проговариванием стихотворения. На втором этапе прослушивание текста сопровождалось параллельно порядковым счётом. На третьем этапе прослушивание текста сопровождалось параллельным внутренним воспроизведением заученного наизусть стихотворения. На четвёртом этапе текст прослушивался для контрольной сверки. В эксперименте участвовало 22 человека, студенты двух групп первого курса Юго-Западного государственного университета. Для эксперимента были отобраны описательные и нарративные тексты. В результате было собрано 176 протоколов расспросов респондентов экспериментатором и интроспекции испытуемых.
Результаты эксперимента свидетельствовали в пользу снижения показателей воспроизведения при введении дополнительного задания в перерыве между запоминанием и воспроизведением. Восприятие текстов на слух в условиях вербальной интерференции является затруднительным, но возможным, особенно в случаях с возрастанием автоматизации артикуляции.
Заключение. Экспериментальное исследование авторов позволило сделать вывод о зависимости внутренней речи от уровня сложности и характера решаемой задачи: внутренняя речь может иметь как развернутую, так и редуцированную форму. Механизм внутренней речи характеризуется скрытой вербализацией, которая является результатом всего онтогенетического развития индивидуальной языковой системы с интериоризацией как языка, так и других знаковых систем. Продуктом интериоризации выступает качественно новая когнитивная архитектура, в которой протекание большей части процессов становится возможным благодаря непосредственному участию внутренней речи.
Статья посвящена проблеме изучения знаний, а также роли разных видов знаний в понимании текста. В теоретическом плане целью настоящей работы является обзор научной литературы по проблеме знаний, их классификации. В практическом аспекте цель статьи состоит в анализе роли разных видов знаний в процессе понимания и осмысления конкретного текста при чтении группой испытуемых, а также в определении некоторых стратегий и принципов, которыми могли бы руководствоваться обучающиеся, встречаясь с проблемой адекватного восприятия и понимания иноязычных текстов.
В работе использовалась методика экспериментального интерпретационного наблюдения с применением частного психолингвистического эмпирического опросного метода, предполагающего интервьюирование и беседу с испытуемыми, в ходе которых были получены фактические данные. На основе этих эмпирических данных строились основные теоретические и практические умозаключения и выводы.
В статье был проанализирован определенный массив научной литературы по проблеме знаний и их классификации. Было выяснено, что проблемой знаний занимаются уже давно и в этой области достаточно много спорных и нерешенных вопросов: вопросы хранения, использования и овладения знаниями.
Также в работе было установлено, что существует достаточно большое количество классификаций знаний, оснований для этих классификаций, которые зачастую пересекаются.
По итогам практического исследования были сделаны выводы о том, что в процессе смыслового восприятия и понимания текста при чтении, испытуемые активизируют и применяют многочисленные знания. В процессе чтения текста они также прибегают к определенным стратегиям и принципам работы с ним. Это позволило нам выработать определенные рекомендации, которые могли бы применять обучающиеся при осмыслении иноязычной текстовой информации. Данная проблематика актуальна ввиду того, что, проблема адекватного восприятия и понимания текста важна как одна из проблем, обусловливающих эффективность как преподавания, так и изучения иностранного языка в учебном заведении. Кроме того, знание стратегий и принципов осмысления текстовой информации могло бы способствовать коммуникации на иностранном языке в реальных речевых ситуациях.
Статья посвящена проблеме роли речевой деятельности в становлении и трансформации культуры. Для решения этой проблемы автор обосновывает необходимость определения принципов функционирования речевой деятельности как социального феномена. На основе сопоставления концептуальных положений деятельностных теорий, психологической и социологической, автор определяет специфику речевой деятельности как социальной (саморегулятивной); сравнивает принципы исследования «жизненного мира» в социологии и «образа мира» в психологии как реализации «программы жизнедеятельности»; определяет основные принципы этнопсихолингвистического исследования «образа мира» как регулирующего механизма деятельности человека и общества; аргументирует введение категории значимости в этнопсихолингвистическое исследование ценностей. Понимание «образа мира» как ситуации соотнесения деятельности с действительностью позволяет определить принципы организации и функционирования речевой деятельности как социальной, или саморегулятивной. На основе роли речевой деятельности в формировании и функционировании «образа мира» решаются междисциплинарные проблемы сущности и условий формирования личности и общества. Для этого в моделирование структуры и содержания актуального психологического значения (смысла) ценностей как установки на действие в определенном направлении предлагается ввести категорию мотивационной и функциональной значимости, устанавливаемой на базе данных ассоциативного эксперимента. Особая роль при этом отводится интерпретации эмоциональных речевых действий, рассматриваемых как проявление отношения к условиям деятельности; а также «действенному» компоненту, содержание которого связано с осмыслением ситуации с точки зрения способов (операций) действия. Принципиально междисциплинарный характер объекта исследования – речевого действия как социального – делает возможным использование предлагаемой модели в исследовании различных аспектов познания (психологического, социологического, культурологического, политологического и др.) и тем самым предлагает вербальную методику исследования междисциплинарных проблем познания.
В данной статье рассматривается проблема функционирования неологизмов в массмедиа на примере текстов имиджевой рекламы.
Актуальность рассматриваемой темы определяется значимостью рекламной коммуникации как неотъемлемой части современного общества, а также необходимостью изучения особенностей композиционного структурирования компонентов поликодового текста имиджевой рекламы, в частности, корреляции вербальной и невербальной частей рекламного текста, участвующих в процессе воздействия на индивида с целью манипуляции коллективным поведением и коллективным сознанием.
Ускоренное развитие глобализационных процессов, широкая доступность интернет-ресурсов и средств масс-медиа не могли не повлиять на язык рекламы. Они трансформировали его, привнеся в него несвойственные литературному русскому языку слова – неологизмы, которые встречаются в разговорном языке, но ещё не до конца стали привычными и известными большинству людей. Новая лексика может быть представлена как дериватами собственной русскоязычной лексической ресурсной базы, так и заимствованиями из других языков.
Целью исследования стало изучение некоторых особенностей использования неологизмов в поликодовых текстах имиджевой рекламы и определение системообразующего фактора в структуре вербальное/невербальное, влияющего на формирование образов объектов рекламы в индивидуальном лексиконе. В качестве задач исследования авторами были выделены рассмотрение понятия имиджа, имиджевой рекламы, её структурно-композиционных особенностей, а также анализ когнитивно-психологического воздействия образов, создаваемых неологизмами в комбинации с иконическими знаками, на индивида.
Потребность в аргументированном воздействии на индивида для достижения целей, поставленных адресатом при создании имиджевой рекламы, привела к гибридизации рекламного текста, который стал комплексным и интегрированным текстовым образованием с интеграцией вербальных и невербальных элементов. Проведённый нами анализ языкового материала имиджевой рекламы продемонстрировал, что неологизмы, коррелируя с другими речевыми и визуально-графическими средствами, отвечают за создание и/или видоизменение ассоциативных связей и внутренних образов, стоящих за рекламным имиджевым объектом в индивидуальном лексиконе индивида.
В статье предпринята попытка описания и выявления языковых средств выражения гендерного аспекта в лирике В. М. Тушновой. Это обусловлено тем, что рассмотрение языковых средств выражения гендерного аспекта в лирическом произведении позволит не только проанализировать средства репрезентации в тексте, но и в речи. Анализ языковых структур может дать информацию о роли гендера в той или иной культуре, какие нормы поведения по отношению к мужчинам и женщинам фиксируются в различных типах текстов, как меняются представления о гендере, как различаются различные типы текстов, какие нормы поведения по отношению к мужчинам и женщинам зафиксированы в различных типах текстов, как меняются представления о гендерных нормах маскулинности и фемининности с течением времени, какие стилевые характеристики можно отнести к феминным или маскулинным, как маскулинность и фемининность концептуализируются в разных языках и культурах, как фемининность и гендерная идентичность в разных языках и культурах влияют на усвоение языка, как гендер влияет на овладение языком и с какими фрагментами или тематическими областями языковой картины мира он связан, с какими фрагментами или тематическими областями языковой картины мира он соотносится.
Материал исследования является актуальным и для стилистики и герменевтики художественного текста, в нем рассматривается лексическое развитие образов мужчин и женщин в поэтических текстах, прослеживается возникновение ассоциативных смыслов и выявляется, какие мужские образы присутствуют в женской поэзии.
Данная статья имела целью научное исследование беспредложных членов французского повествовательного предложения, в результате которого предполагалось уточнить основные принципы позиционирования подлежащего и дополнения, их взаимозаменяемость, принципы локализации относительно сказуемого в письменной речи.
В рамках работы использовались описательный, сравнительно-исторический, сопоставительный и семантико-стилистический методы исследования языка. Результаты анализа грамматических справочников и художественной литературы XVIII-XX вв. позволили доказать связь позиции подлежащего и дополнения с синтаксической функцией последних, при этом рассматривать ее как средство разграничения между субъектными и объектными отношениями в предложении. Как следствие, решены вопросы о падежной форме личных местоимений и форме числа сказуемых как единственно возможных инструментах выражения и дифференциации синтаксических функций беспредложных именных членов предложения.
Проанализирована семантическая составляющая в выражении синтаксических отношений. Выдвинутые гипотезы были подтверждены на примерах вольных переводов классического русского романа XIX века, в которых удалось проследить преднамеренное изменение взаимного расположения подлежащего, сказуемого и прямого дополнения при переводе русских предложений на французский язык, а также изменение конструкции в предложениях с прямым дополнением в случае, когда в оригинале не сохранен прямой порядок слов.
Исследование носит прикладной характер, но его результаты позволят расширить понимание дифференциации подлежащего и дополнения во французском повествовательном предложении, использовать накопленные знания в процессе переводческой деятельности и, возможно, побудят лингвистов к дальнейшему изучению этого явления не только в аналитических, но и во флективных языках.
Одной из актуальных проблем современной когнитивной науки выступает переосмысление сущности основных процессов переводческой деятельности. Классическое рассмотрение языковых трансформаций в рамках собственно лингвистики сменяется представлением их в ракурсе активизации когнитивных структур сознания переводчика. В данной статье с позиции когнитивного подхода рассматривается вопрос функционирования различных типов концептов и осуществления процедур когнитивной работы с ними в процессе применения переводческих трансформаций.
Целью исследования является попытка создания когнитивной модели переводческих преобразований, описывающей различные аспекты мыслительно-языкового взаимодействия, а также анализ переводческих трансформаций по разработанной модели. Данная модель предоставляет возможность раскрыть динамические стороны процесса перевода, объяснить сущность переводческой деятельности в целом.
В задачи данной работы входит изучение теоретических работ по теме исследования, раскрытие понятия переводческих трансформаций, анализ видов трансформаций и выявление их в оригинальном тексте и тексте перевода, определение ключевых точек соотношения когнитивных единиц и вербальных значений.
Последовательный анализ когнитивных оснований переводческих трансформаций проведен при помощи методов концептуального анализа, а также сопоставительного анализа оригинала и текстов перевода, а именно на материале романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» и его перевода, выполненного И.С. Маршаком. Иллюстративный материал представлен примерами, которые были отобраны методом сплошной выборки из текстов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что применение переводческих трансформаций может изменить тип концепта и область знания, а также задействовать иной когнитивный механизм.
Статья посвящена анализу китайских фразеологических единиц как носителей воплощения универсальной и уникальной культурной информации. Автор исследует национально-культурное содержание ряда китайских фразеологизмов, в основе которых лежит символическое значение растений (мэйхуа, орхидея, бамбук, хризантема, сосна) и реальных и мифических животных (дракон, феникс, черепаха, цилинь, тигр).
Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования китайских идиом с точки зрения лингвокультурологического подхода, определения культурной коннотации, стоящей за этими фразеологическими единицами. Исследуются китайские фразеологизмы, содержащие иероглифы, обозначающие растений и животных, в аспекте представления ими национально-культурного содержания. Выявляя национально-культурные коннотации, отражаемые в китайских идиомах, автор актуализирует содержание национально специфичных концептов, важных в традиционной культуре китайского народа. Проведенное исследование прагматически способствует эффективности межкультурной коммуникации, особенно на фоне современных глобальных социокультурных трансформаций. Исследование семантики фразеологизмов иллюстрируется примерами из литературных произведений на древнекитайском и современном китайском языках и примерами с китайских сайтов составления предложений. Автор приходит к выводу, что фразеологические единицы репрезентируют национально-культурное содержание картины мира китайского народа, демонстрируя его традиции, обычаи, историю и мировоззрение.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье представлена технология комплексной работы с общенаучным текстом в рамках изучения языка специальности иностранными обучающимися инженерно-технической направленности на предвузовском этапе.
Актуальность исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем, связанных с формированием у инофонов компетенций, необходимых для общения в учебно-научной и профессиональной сферах. Сложность восприятия инофонами лексико-грамматических конструкций, понимания учебного общенаучного текста и его продуцирования требуют от педагогов использования эффективного методического аппарата уже на этапе предвузовской подготовки.
Новизна и научная ценность исследования заключается в разработке системы заданий с текстом по языку специальности с использованием таблиц и схем, развивающих познавательную деятельность.
Разработка и апробация системы заданий с общенаучным текстом с использованием схем, стимулирующих познавательную деятельность, проводилась на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в рамках преподавания языка специальности иностранным обучающимся инженерно-технической направленности на предвузовском этапе. В процессе исследования использовались теоретические, эмпирические, педагогические методы, такие как анализ и обобщение научной литературы, моделирование, а также наблюдение за учебным процессом.
Технология комплексной работы с общенаучным текстом представлена на материале текста «Классификация неорганических веществ», изучаемого в рамках темы «Классификация предметов и явлений» в курсе дисциплины «Язык учебно-научной сферы общения» (инженерно-техническая направленность). Представленная технология работы с текстом общенаучной направленности с использованием таблиц и схем способствует эффективному достижению образовательных целей, развитию профессионально-коммуникативной компетентности (ПКК) обучающихся.
В статье рассматриваются особенности формирования навыков учебной автономии, которая является важной предпосылкой для успешной деятельности человека в разных сферах современного образования. Целью работы является: изучить возможности формирования учебной автономии при обучении студентов-лингвистов дисциплине «Письменная практика» и обосновать эффективность применения авторского курса для формирования учебной автономии студентов-лингвистов. В ходе эксперимента, проводившегося в течение одного семестра в группах студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», было доказано, что развитие учебной автономии с помощью специально разработанных и подробно описанных дидактических ресурсов приводит к значительному росту сформированности письменно-речевых навыков обучающихся. Был сделан вывод о том, что формирование навыков учебной автономии, являясь интегративным процессом, способствует большей вовлеченности студента в учебно-познавательную деятельность, в том числе с точки зрения поиска и обработки информации, выполнения заданий, развивающих умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения, что, в конечном итоге, приводит к расширению общего кругозора студента и более эффективному овладению требуемыми навыками.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аннотация. Проблема формирования, течения, профилактики и реабилитации игровой компьютерной зависимости активно изучается в последнее десятилетие. Однако ощущается дефицит валидных и надежных методик для выявления склонности к игровой компьютерной зависимости. Статья посвящена исследованию особенностей глазодвигательных реакций как маркеров риска склонности к игровой компьютерной зависимости, а также раскрытию диагностического потенциала аппаратных методов, в частности метода окулографии, в ранней диагностике склонности к игровой компьютерной зависимости.
Цель исследования. Выявить особенности глазодвигательных реакций при восприятии статичных изображений у юношей и девушек со склонностью к игровой компьютерной зависимости.
Методы. Для оценки глазодвигательных реакций (продолжительность фиксаций, количество фиксаций и латентный период фиксаций взгляда) мы использовали дистанционный программно-аппаратный комплекс оценки глазодвигательных реакций GP3 Gazepoint. Для оценки склонности к игровой компьютерной зависимости мы использовали методики: клиническая скрининг-диагностика аддиктивного и зависимого поведения И.С. Лукьянцевой, В.А. Руженкова; Internet Gaming Disorder H.M. Pontes, O. Kiraly, Z. Demetrovics, M.D. Griffiths (адапт. А.А. Петрова, Н.Б. Черняк); скрининговая диагностика игровой компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот.
Результаты. В результате исследования нами были выделены особенности глазодвигательных реакций, характерные для людей, имеющих различный опыт игрового действия (геймеры, киберспортсмены, не имеющие опыта игрового действия), и проанализирована их связь со склонностью к игровой компьютерной зависимости. Нами были выделены наиболее значимые для оценки глазодвигательных реакций области интереса (область управления игровым действием, область ожидания игрового действия, периферическая область). Обнаружена связь уровня склонности к игровой компьютерной зависимости с количеством и продолжительностью фиксаций на стимулах, содержащих игровые достижения и скриншоты киберспортивных дисциплин (Dota2, CS:GO, Hearthstone).
Заключение. Полученные результаты позволят создать методические рекомендации по подбору статичных изображений определенной структуры, а также разработать аппаратную методику диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости
Актуальность данного исследования связана с важностью использования потенциала лидерства в процессе освоения студентами-конфликтологами профессиональных компетенций.
Цель нашей работы заключается в теоретико-экспериментальном исследовании лидерских способностей и возможностей их развития у будущих конфликтологов в условиях освоения практической профессиональной деятельности на базе Учебно-практического центра конфликторазрешения ЮгоЗападного государственного университета (УПЦК ЮЗГУ).
Методика «Потребность в достижении цели» (Ю. Орлов), «Методика диагностики мотивации для достижения успеха» (Т. Элерса), «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» (И. Сенин), методика «Коммуникативные и организаторские способности (КОС-2)» (В. Синявский, Б. Федоришин), методика «Стиль саморегуляции поведения» (В. Моросанова), тест на эмоциональный интеллект «ЭмИн» (Д. Люсин), t-критерий Стьюдента для случая зависимых выборок.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что в результате освоения практической профессиональной деятельности в УПЦК ЮЗГУ студенты демонстрируют: направленность на новые достижения и цели, высокий уровень потребности самореализации, наличие значимости профессиональной деятельности, что подтверждает развитие мотивационно-ценностного компонента лидерских способностей; рост коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих активно осуществлять управленческую деятельность в аспекте командообразования, управления конфликтами, временем и эффективной коммуникации, свидетельствует о развитии интегративно-деятельного компонента лидерских способностей; увеличение показателей, связанных со способностью определять цели, разрабатывать стратегии, принимать решения, подтверждает положительную динамику в развитии направленно-деятельного компонента лидерских способностей; положительные изменения способности к дифференциации и управлению собственными эмоциями, к распознаванию эмоций других людей и способности влиять на них говорят о развитии эмоционально-рефлексивного компонента лидерских способностей.
Теоретический анализ исследуемых источников позволил выделить в структуре лидерских способностей будущего конфликтолога мотивационно-ценностный, интегративно-деятельностный, направленно-деятельный, эмоционально-рефлексивный компоненты. Их практическая актуализация становится возможной при использовании специально созданных внешних социальных условий и факторов, реализуемых в деятельности УПЦК ЮЗГУ. К ним относятся: программы обучения эффективной коммуникации и навыкам ораторского мастерства, аргументации и убеждения, активного слушания, рефлексивного общения; техники воздействия, влияния и убеждения; методы и технологии управления конфликтами, нейтрализации их деструктивных последствий и др.
В современном мире с развитием технологий, выступающих одними из наиболее приоритетных источников информации для детей о нормах и моделях поведения, культурных ценностях, нравственных идеалах, особое внимание обращается на формирование достаточно важного аспекта жизни, как модели человеческих отношений «мужчина-женщина».
Цель исследования - изучение социально-психологических особенностей полоролевой социализации детей разного возраста как фактора дифференцированного подхода к воспитанию и развитию разных полов.
Актуальность нашего исследования обусловлена ролью образовательных учреждений в полоролевой социализации детей в современном мире: педагогическое сопровождение данного процесса при знании психологических особенностей гендерного развития детей позволит избежать большого влияния стихийных факторов на воспитание подрастающего поколения. Через гендерную социализацию человек воспринимает любую информацию, а также передает ее в окружающий мир. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения социально-психологических особенностей полоролевой социализации детей разного возраста и определения условий преодоления проблем половогендерного самоопределения детей. В исследовании приняли участие 45 школьников АНО СОШ «Академическая гимназия».
Цель исследования - выявление взаимосвязи между уровнем развития навыков рефлексии и эмоционального интеллекта с уровнем профессиональных компетенций молодых педагогов. Роль универсальных навыков 21 века в деятельности учителя подтверждается федеральными нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс. Идея развития личности ребенка, развития человеческого потенциала становится приоритетом государственной политики, направления которой во многом связаны с воспитанием подрастающего поколения. Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования рассматривается в статье в контексте формирования эмоционального интеллекта, социорефлексии и личностного потенциала в профессиональной деятельности учителя как представителя профессий типа «человек – человек». Характеристики личностного потенциала включают такие черты, как воля, локус контроля, ориентация на действие, резильентность, жизнестойкость, рефлексия, уровень сформированности эмоционального интеллекта. Основу исследования составляют труды Д.А. Леонтьева, Е.А. Климова.
Методы. Для определения основных направлений работы были использованы методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта и опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн».
Результаты. Описаны результаты исследования характеристик личности, сформированность которых влияет на развитие профессиональных компетенций молодых педагогов.
Заключение. Предложены подходы к решению задачи целенаправленной адресной работы по развитию навыков рефлексии и эмоционального интеллекта с целью совершенствования профессиональных
компетенций данной категории учителей. В статье также представлены основные направления работы субъектов региональной системы научно-методического сопровождения по вопросам развития личностного потенциала участников образовательных отношений, в том числе деятельности в рамках Соглашения «О сотрудничестве между Курской областью и Благотворительным фондом “Вклад в будущее”», Стратегией развития образования в Курской области на период до 2030 года, Соглашением «О сотрудничестве между комитетом образования и науки Курской области и «Московским городским педагогическим университетом».
Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций играет важнейшую роль в выборе типа поведения, позволяя студентам успешно преодолевать психотравмирующие и стрессовые ситуации, как в ходе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Высшее образование способствует развитию профессионально значимых психологических личностных характеристик. В данном аспекте можно говорить о развитии самоорганизации, мотивации, творческого мышления, адаптивности и эмоциональной интеллектуальности, ментальных и поведенческих паттернов, которые помогают людям эффективно справляться с трудностями и вызовами повседневной жизни. Эти качества играют важную роль в успешной карьере и личностном росте выпускника.
Проблема преодолевающего поведения, как уникального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями начала рассматриваться примерно в 1950-х годах. Термин «копинг» был введен Абрахамом Маслоу и происходит от английского глагола «tocope», который описывает стратегии и механизмы, используемые индивидом для возможности борьбы с трудностями, стрессом или неблагоприятными ситуациями. В российской научной литературе данный термин часто интерпретируется как «преодолевающее поведение» или «психологическое преодоление», отражая процесс адаптации и приспособления личности к различным вызовам и стрессорам в ее окружении.
Цель данной статьи заключается в изучении особенностей овладения навыками конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов. В работе рассматриваются особенности формирования конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов.
Использование библиометрического анализа и экспериментального анализа в данной работе позволило получить комплексные и надежные данные, которые могут быть использованы для более глубокого понимания исследуемой проблемы. Благодаря проведенному психологическому эксперименту были изучены ведущие навыки конструктивных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте.
Методами нашего психологического исследования явились теоретический анализ литературы, соответствующей тематике исследования; эмпирические методы исследования: методика психодиагностики копинг-механизмов Э. Хайма, методика «Выявление психического и физического дискомфорта» (по В.Н. Поникаровой), методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (Д.С. Норман.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой); методы наблюдения и беседы; методы количественной и качественной обработки данных.
В данном исследовании были применены разнообразные методы обработки результатов, включая количественные, качественные и математические подходы.
В работе рассматривается понятие «деструктивный конфликт» и его значимые характеристики; исследуются причины и последствия возникновения деструктивных конфликтов в студенческом возрасте; анализируется взаимосвязь личностных особенностей студентов с поведенческими реакциями в деструктивном конфликте.
Конфликтное поведение, взаимодействие присуще для процесса общения, противоборство во мнениях, ценностях, суждениях характерно для любых сфер жизнедеятельности человека. Студенческое общество тоже не может обойтись без конфликтов, так как в нём возникает множество разных проблем.
Студенческие проблемы очень разнообразны и масштабны, и больше всего они связаны с учебным процессом и индивидуально-личностными характеристиками человека. Обучающимся во время учебного процесса необходимо адекватно оценивать как свой уровень стрессоустойчивости, так и степень выраженности конфликтности личности. Студентам нужно научиться эффективно использовать различные способы преодоления конфликтного поведения, уметь обнаруживать и понимать конфликтогены, способные привести к эскалации конфликта.
Целью представленного в работе психологического исследования явилось многоаспектное изучение особенностей протекания деструктивных конфликтов в студенческой среде.
В научной статье представлены результаты исследования таких характеристик, как акцентуации характера; агрессивность; тактики поведения в конфликте. Благодаря проведенному психологическому эксперименту были определены взаимосвязанные совокупности, включающие, как личностные характеристики, так и стили поведения в конфликте. Расчет данных параметров производился с помощью компьютерной программы STATISTICA 13.5.0.17.
В работе были использованы такие методологические подходы, как аксиологический, гуманистически ориентированный, системный. Методологический инструментарий в нашем исследовании представлен методом наблюдения, психодиагностическими методиками, сопоставительным анализом, имеющихся литературных источников.