Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности глазодвигательных реакций при восприятии статичных изображений у юношей и девушек со склонностью к игровой компьютерной зависимости

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-164-175

Аннотация

Аннотация. Проблема формирования, течения, профилактики и реабилитации игровой компьютерной зависимости активно изучается в последнее десятилетие. Однако ощущается дефицит валидных и надежных методик для выявления склонности к игровой компьютерной зависимости. Статья посвящена исследованию особенностей глазодвигательных реакций как маркеров риска склонности к игровой компьютерной зависимости, а также раскрытию диагностического потенциала аппаратных методов, в частности метода окулографии, в ранней диагностике склонности к игровой компьютерной зависимости.
Цель исследования. Выявить особенности глазодвигательных реакций при восприятии статичных изображений у юношей и девушек со склонностью к игровой компьютерной зависимости.
Методы. Для оценки глазодвигательных реакций (продолжительность фиксаций, количество фиксаций и латентный период фиксаций взгляда) мы использовали дистанционный программно-аппаратный комплекс оценки глазодвигательных реакций GP3 Gazepoint. Для оценки склонности к игровой компьютерной зависимости мы использовали методики: клиническая скрининг-диагностика аддиктивного и зависимого поведения И.С. Лукьянцевой, В.А. Руженкова; Internet Gaming Disorder H.M. Pontes, O. Kiraly, Z. Demetrovics, M.D. Griffiths (адапт. А.А. Петрова, Н.Б. Черняк); скрининговая диагностика игровой компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот.
Результаты. В результате исследования нами были выделены особенности глазодвигательных реакций, характерные для людей, имеющих различный опыт игрового действия (геймеры, киберспортсмены, не имеющие опыта игрового действия), и проанализирована их связь со склонностью к игровой компьютерной зависимости. Нами были выделены наиболее значимые для оценки глазодвигательных реакций области интереса (область управления игровым действием, область ожидания игрового действия, периферическая область). Обнаружена связь уровня склонности к игровой компьютерной зависимости с количеством и продолжительностью фиксаций на стимулах, содержащих игровые достижения и скриншоты киберспортивных дисциплин (Dota2, CS:GO, Hearthstone).
Заключение. Полученные результаты позволят создать методические рекомендации по подбору статичных изображений определенной структуры, а также разработать аппаратную методику диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости

 

Об авторах

Д. А. Кайдалова
ОБУЗ «Областная клиническая наркологическая больница» Минздрава Курской области
Россия

Кайдалова Дарья Алексеевна, медицинский
психолог

ул. Дружининская, д. 2, Курск 305001



А. А. Кузнецова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Кузнецова Алеся Анатольевна, кандидат психологических наук, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, зав. кафедрой психологии здоровья и нейропсихологии

ул. К. Маркса, д. 3, Курск 305041



Е. А. Никитина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Никитина Елена Александровна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Бозаджиев В.Л. Психология электронных аддикций. Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе: социальный, правовой, экономический аспекты / под общ. ред. М.В. Посновой. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 127-149.

2. Tejeiro Salguero R.A., Moran R.M. Bersabe Measuring problem video game playing in adolescents // Addiction. 2002. № 97 (12). P. 1601–1606.

3. Weiss T. Fulfilling the Needs of eSports Consumers: A Uses and Gratifications Perspective // 24th Bled eConference eFuture: Creating Solutions for the Individual. Organizations and Society. 2011.

4. Improved Shader and Texture Level of Detail Using Ray Cones. Unity. URL: https://unity.com/ru/publications.

5. Game Addiction Scale Assessment Through a Nationally Representative Sample of Young Adult Men: Item Response Theory Graded–Response Modeling / Y. Khazaal, K. Breivik, J. Billieux, D. Zullino, G. Thorens, S. Achab, G. Gmel, A. Chatton // JMed Internet Res. 2018. № 20 (8).

6. Müller K.W., Wölfling K. Computerspiel und Internetsucht: Diagnostik, Phänomenologie, Pathogenese und Therapie // Suchttherapie. 2011. № 12 (2). P. 57-63.

7. An international consensus for assessing internet gaming disorder using the new DSM-5 approach / N.M. Petry, F. Rehbein, D.A. Gentile et all // Addiction. 2014. №. 109. P. 1399-1406.

8. Барабанщиков В.А. Окуломоторная активность человека как предмет и метод психологического исследования // Айтрекинг в психологической науке и практике / отв. ред. В. А. Барабанщиков. М.: Когито-Центр, 2015. С. 15-34.

9. Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента // Серия «Человек в современном мире». Психологические науки. 2018. С. 41-48.

10. Лукьянцева И.С., Руженков В.А. Клиническая скрининг-диагностика аддиктивного и зависимого поведения. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. 64 с.

11. Петров А.А., Черняк Н.Б. Валидизация русскоязычной версии опросника Internet Gaming Disorder – 20 Test // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2019. № 1 (102). С. 71–78.

12. Ten-Item Internet Gaming Disorder Test (IGDT-10): Measurement invariance and cross-cultural validation across seven language-based samples / O. Kiraly, B. Bőthe, J. Ramos-Diaz, A. RahimiMovaghar, K. Lukavska et all // Psychol Addict Behav. 2019. № 33 (1). P. 91-103.

13. Юрьева Л.Н.,. Больбот Т.Ю. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости // Патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00. 15.02.2005. Бюл. №2.

14. Огнев А.С., Николаева Л.П., Лихачева Э.В. Айтрекеры в окулометрической психодиагностике. М.: Издательство «Спутник +», 2020. 134 с.

15. Visualization of Eye Tracking Data: A Taxonomy and Survey Blascheck / T. Kurzhals, K. Raschke, M. Burch, M. Weiskopf et all // Computer Graphics Forum. 2017. № 36 (8). P. 260–284.

16. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В. Ассоциативный эксперимент в диагностике состояния зависимости: концептуальный аспект // Ученые записки российского государственного социального университета. 2012. №2 (102). С. 158-162.

17. Yılmaz E., Griffiths M.D., Kan A. Development and Validation of Videogame Addiction Scale for Children (VASC) // Int J Ment Health Addict. 2017. № 15 (4). P. 869–882.

18. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / под ред. В. К, Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейиер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

19. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 27-54.

20. The unbearable likeness of being digital: the persistence of nonverbal social norms in online virtual environments / N. Yee, J.N. Bailenson, M.U. Chang, D. Merget // CyberPsychology and Behavior. 2007. № 10 (1). P. 115-121.

21. Effects of a manualized short-term treatment of internet and computer game addiction (STICA): study protocol for a randomized controlled trial / S. Jäger, K.W. Müller, C. Ruckes et all // Trials. 2012. № 13. P. 43.

22. Yee N. Motivations for Play in Online Games // CyberPsychology and Behavior. 2007. № 9 (6). P. 772-775.


Рецензия

Для цитирования:


Кайдалова Д.А., Кузнецова А.А., Никитина Е.А. Особенности глазодвигательных реакций при восприятии статичных изображений у юношей и девушек со склонностью к игровой компьютерной зависимости. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):164-175. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-164-175

For citation:


Kaidalova D.A., Kuznetsova A.A., Nikitina E.A. Peculiarities of eye Motor Reactions During the Perception of Static Images in Boys and Girls with a Bend to Computer Gaming Dependence. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):164-175. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-164-175

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)