Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Авторские дидактические ресурсы по письменной практике как средство формирования навыков учебной автономии

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-140-163

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования навыков учебной автономии, которая является важной предпосылкой для успешной деятельности человека в разных сферах современного образования. Целью работы является: изучить возможности формирования учебной автономии при обучении студентов-лингвистов дисциплине «Письменная практика» и обосновать эффективность применения авторского курса для формирования учебной автономии студентов-лингвистов. В ходе эксперимента, проводившегося в течение одного семестра в группах студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», было доказано, что развитие учебной автономии с помощью специально разработанных и подробно описанных дидактических ресурсов приводит к значительному росту сформированности письменно-речевых навыков обучающихся. Был сделан вывод о том, что формирование навыков учебной автономии, являясь интегративным процессом, способствует большей вовлеченности студента в учебно-познавательную деятельность, в том числе с точки зрения поиска и обработки информации, выполнения заданий, развивающих умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения, что, в конечном итоге, приводит к расширению общего кругозора студента и более эффективному овладению требуемыми навыками.

Об авторах

А. И. Дашкина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Дашкина Александра Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарный институт

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург 195251



Е. А. Иванова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Иванова Екатерина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарного института

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург 195251



М. Н. Ваничева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Ваничева Мария Николаевна, старший преподаватель Гуманитарного института

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург 195251



М. Н. Соснина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Соснина Мария Николаевна, старший преподаватель Гуманитарного института

ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург 195251



Список литературы

1. Путистина О.В. Обучение иноязычному дискурсу в концепции развития учебной автономии студентов // Известия ВГПУ. 2021. №4 (157) С. 52-58.

2. Хижняк И.М. Пути решения проблемы учебной автономности студентов, изучающих английский язык // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. № XIII. С. 385-389

3. Воронова Е.Н. Автономия учебной деятельности как компонент обучения иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. 2019. №9 С. 33-36.

4. Аникина Ж.С., Агафонова Л.И. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике // Вестник ТПУ. 2009. Вып. 4 (82) С. 23-27.

5. Холек Х. Обучение учащихся: удовлетворение потребностей в самостоятельном обучении // Х.Б. Альтман и К.В. Джеймс (ред.) Изучение иностранных языков: удовлетворение индивидуальных потребностей. Оксфорд: Пергамон, 1980. С. 30-45.

6. Шершнева В.А., Даниленко А.С., Космидис И.Ф. Учебная автономия студента в современной образовательной парадигме // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №3 (37). С. 106-110.

7. Исакова Т.Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» // Вестник ВУиТ. 2009. №2.

8. Даниленко А.С., Шершнева В.А. Учебная автономия: современное состояние и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С. 79-81.

9. Литтл Д. Учебная автономия при изучении иностранных языков: переосмысление обучения языку. Обучение языку, 2020.

10. Насонова Е.А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия вузов. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. №1(2). С. 145-149.

11. Ян С. Роль учителя в автономном обучении // Журнал социологических исследований. 2012. Т. 3, № 2. С. 557–562

12. Даниленко А.С., Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В. Ретроспектива и тенденции развития учебной автономии в образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6, Т. 7. С. 96.

13. Услу Н.А., Йылдыз-Дарак Х. Прогнозирование учебной автономии в совместном обучении: роль стратегий группового метапознания и мотивационной регуляции // Обучение и мотивация. 2022. Т. 78. Дашкина А.И., Иванова Е.А., Ваничева М.Н., Соснина М.Н. Авторские дидактические ресурсы… 161 Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика / Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogics. 2023; 13(4): 140-163

14. Новикова Н.Н. Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №2. С. 163-167.

15. Борщева В.В. Роль учебной автономии в процессе освоения иностранного языка в вузе в условиях онлайн-обучения: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2022. №3. С. 93-99.

16. Ведерникова Ю.В., Аниськина Н.В. Развитие учебной автономии студентовлингвистов посредством скринкастинга // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №6. С. 663-669.

17. Абакумова М.В., Иванова Е.А., Полякова М.В. Организация самостоятельной работы при реализации смешанного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Современные наукоемкие технологии. 2021. №2. С. 94-100.

18. Циркунова С.А. Формирование стратегий учебной автономности студентов на основе курса «Английский язык для академических целей» // Вестник ИГЛУ. 2013. №4(25). С. 289-294.

19. Яковлева А.Н. Развитие учебной автономии студентов языкового вуза // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 4(24). С. 120-123.

20. Путистина О.В. Методические основы обучения иноязычной письменной речи студентов в концепции развития учебной автономии // Известия ВГПУ. 2019. №5(138). С. 39-44.

21. Вильямс А. Письменная практика для подготовки к экзамену IELTS. Харпер Коллинз Паблишерс. Лондон. 2011. 144 с.

22. Письменная английская речь: Практический курс. Учеб. пособие для студ. лингв. вузов. под ред. И.А. Уолш. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с


Рецензия

Для цитирования:


Дашкина А.И., Иванова Е.А., Ваничева М.Н., Соснина М.Н. Авторские дидактические ресурсы по письменной практике как средство формирования навыков учебной автономии. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):140-163. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-140-163

For citation:


Dashkina A.I., Ivanova E.A., Vanicheva M.N., Sosnina M.N. The Authors’ Didactic Writing Practice Resources as a Means of Forming Learner Autonomy Skills. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):140-163. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-140-163

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)