Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Формирование эмоционального интеллекта и социорефлексии молодых педагогов как условие эффективной профессиональной деятельности

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-203-211

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между уровнем развития навыков рефлексии и эмоционального интеллекта с уровнем профессиональных компетенций молодых педагогов. Роль универсальных навыков 21 века в деятельности учителя подтверждается федеральными нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс. Идея развития личности ребенка, развития человеческого потенциала становится приоритетом государственной политики, направления которой во многом связаны с воспитанием подрастающего поколения. Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования рассматривается в статье в контексте формирования эмоционального интеллекта, социорефлексии и личностного потенциала в профессиональной деятельности учителя как представителя профессий типа «человек – человек». Характеристики личностного потенциала включают такие черты, как воля, локус контроля, ориентация на действие, резильентность, жизнестойкость, рефлексия, уровень сформированности эмоционального интеллекта. Основу исследования составляют труды Д.А. Леонтьева, Е.А. Климова.
Методы. Для определения основных направлений работы были использованы методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта и опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн».
Результаты. Описаны результаты исследования характеристик личности, сформированность которых влияет на развитие профессиональных компетенций молодых педагогов.
Заключение. Предложены подходы к решению задачи целенаправленной адресной работы по развитию навыков рефлексии и эмоционального интеллекта с целью совершенствования профессиональных
компетенций данной категории учителей. В статье также представлены основные направления работы субъектов региональной системы научно-методического сопровождения по вопросам развития личностного потенциала участников образовательных отношений, в том числе деятельности в рамках Соглашения «О сотрудничестве между Курской областью и Благотворительным фондом “Вклад в будущее”», Стратегией развития образования в Курской области на период до 2030 года, Соглашением «О сотрудничестве между комитетом образования и науки Курской области и «Московским городским педагогическим университетом». 

Об авторах

Н. П. Краснова
Курский институт развития образования
Россия

Краснова Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент

ул. Садовая, д. 31, г. Курск 305004



Н. А. Крыжская
Курский институт развития образования
Россия

Крыжская Наталья Александровна, старший преподаватель

ул. Садовая, д. 31, г. Курск 305004



Н. А. Шаталова
Курский институт развития образования
Россия

Шаталова Надежда Анатольевна, методист

ул. Садовая, д. 31, г. Курск 305004



Т. В. Якунина
Курский институт развития образования
Россия

Якунина Татьяна Владимировна, методист

ул. Садовая, д. 31, г. Курск 305004



Список литературы

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.

2. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл. 2011. 679 с.

3. Васильева А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // ЧиО. 2016. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniyalichnostnogo-potentsiala-ego-struktury-i-roli (дата обращения: 11.11.2022).

4. Шаталова Н.А. Модель становления субъективных представлений будущих менеджеров о социальном капитале // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем. Международная научно-практическая конференция, посвященная 190- летию со дня рождения К. Д. Ушинского. Курск, 2014. С. 471-475.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.

6. Шаталова Н.А. Психологические особенности становления субъективных представлений будущих менеджеров о социальном капитале: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2014. 206 с.

7. Лемба Л.Л. Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 537-540.

8. Романова Н.Н. Интроспекция как составляющая рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры // Здравоохранение, образование и безопасность. 2019. № 2 (18). С. 87-91.

9. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Григорян К.М. Педагогическая рефлексия как фактор развития профессионализма педагога // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 45-46.

10. Черняева И.В. Влияние уровня развития эмоционального интеллекта у студентов на их адаптационные способности // Высшее образование сегодня. 2022. № 5-6. С. 95-105.

11. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 304 с.

12. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22м


Рецензия

Для цитирования:


Краснова Н.П., Крыжская Н.А., Шаталова Н.А., Якунина Т.В. Формирование эмоционального интеллекта и социорефлексии молодых педагогов как условие эффективной профессиональной деятельности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):203-211. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-203-211

For citation:


Krasnova N.P., Kryzhskaya N.A., Shatalova N.A., Yakunina T.V. Formation of Emotional Intelligence and Social Reflection of young Teachers as a Condition for Effective Professional Activity. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):203-211. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-203-211

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)