Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189
Аннотация
Актуальность данного исследования связана с важностью использования потенциала лидерства в процессе освоения студентами-конфликтологами профессиональных компетенций.
Цель нашей работы заключается в теоретико-экспериментальном исследовании лидерских способностей и возможностей их развития у будущих конфликтологов в условиях освоения практической профессиональной деятельности на базе Учебно-практического центра конфликторазрешения ЮгоЗападного государственного университета (УПЦК ЮЗГУ).
Методика «Потребность в достижении цели» (Ю. Орлов), «Методика диагностики мотивации для достижения успеха» (Т. Элерса), «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» (И. Сенин), методика «Коммуникативные и организаторские способности (КОС-2)» (В. Синявский, Б. Федоришин), методика «Стиль саморегуляции поведения» (В. Моросанова), тест на эмоциональный интеллект «ЭмИн» (Д. Люсин), t-критерий Стьюдента для случая зависимых выборок.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что в результате освоения практической профессиональной деятельности в УПЦК ЮЗГУ студенты демонстрируют: направленность на новые достижения и цели, высокий уровень потребности самореализации, наличие значимости профессиональной деятельности, что подтверждает развитие мотивационно-ценностного компонента лидерских способностей; рост коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих активно осуществлять управленческую деятельность в аспекте командообразования, управления конфликтами, временем и эффективной коммуникации, свидетельствует о развитии интегративно-деятельного компонента лидерских способностей; увеличение показателей, связанных со способностью определять цели, разрабатывать стратегии, принимать решения, подтверждает положительную динамику в развитии направленно-деятельного компонента лидерских способностей; положительные изменения способности к дифференциации и управлению собственными эмоциями, к распознаванию эмоций других людей и способности влиять на них говорят о развитии эмоционально-рефлексивного компонента лидерских способностей.
Теоретический анализ исследуемых источников позволил выделить в структуре лидерских способностей будущего конфликтолога мотивационно-ценностный, интегративно-деятельностный, направленно-деятельный, эмоционально-рефлексивный компоненты. Их практическая актуализация становится возможной при использовании специально созданных внешних социальных условий и факторов, реализуемых в деятельности УПЦК ЮЗГУ. К ним относятся: программы обучения эффективной коммуникации и навыкам ораторского мастерства, аргументации и убеждения, активного слушания, рефлексивного общения; техники воздействия, влияния и убеждения; методы и технологии управления конфликтами, нейтрализации их деструктивных последствий и др.
Об авторах
Т. В. ИвановаРоссия
Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Н. Н. Ананьева
Россия
Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: введение в философию лидерства / Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2022. 347 с.
2. Шейнов В.П. Ассертивность лидера как фактор его эффективности // Известия Российской академии образования. 2014. №4 (32). С. 125-131.
3. Лигинченко Е. А. Психология лидерства и психология власти // Психология и современный мир: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Архангельск, 25 апреля 2019 года. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. Вып. 12. С. 26-31.
4. Ершова Н. А., Сергеева Н. В. Современные технологии системы управления персоналом в бизнес-структурах / под ред. Н. А. Ершовой; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). М., 2014. 312 с.
5. Бендас Т.В. Психология лидерства: теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 447 с.
6. Данилова Н.И. Лидерство как социальная технология развития организационной культуры: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2009. 21 с.
7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с. Иванова Т.В., Ананьева Н.Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях… 187
8. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. СПб.: Питер, 2017. 320 с.
9. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 351 с.
10. Шейнов В.П. Связь эмоционального интеллекта, локуса контроля и удовлетворенности жизнью // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 1 (17). С. 167-186.
11. Хачатурова М.Р., Федотова Ж.Э. Влияние аффективного, когнитивного и ситуативного факторов на принятие решения в переговорах (на примере «дилеммы заключенных») // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №1. С. 38-48.
12. Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. Принятие управленческих решений. М.: Дашков и К, 2012. 323 с.
13. Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. М.: ТЕИС, 2001. 264 с.
14. Филиппова Ю.В., Пронина Н.Р. Мотивационный профиль личности лидера // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 156-161.
15. Кайгородов Б. В., Демин Н. С. Исследование лидерских способностей у студентов // Весенние психолого-педагогические чтения : материалы II Межрегиональной научнопрактической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2018 года / сост.: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. С. 77-79.
16. Каминская Э. А. Волк М. И., Сичкарь Е. В. Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т 7. №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/99PSMN119.pdf (дата обращения: 17.10.2023).
17. Ощепков А.А., Салахова В.Б., Цилинко А.П., Фриадуф В.В. Обзор эмпирических исследований педагогических условий подготовки лидеров в молодежной среде // Образование личности. 2020. №1-2. С.82-87.
18. Базарова К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя: на материале транснациональной корпорации: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 208 с.
19. Миллер М. Сердце команды. Бизнес-роман о мотивирующем лидерстве. М.: Эксмо, 2019. 144 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.В., Ананьева Н.Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):176-189. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189
For citation:
Ivanova T.V., Ananyeva N.N. Development of Leadership Abilities of Future Conflictologists in University Conditions (Socio-Psychological Aspect). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):176-189. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189