Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189

Аннотация

Актуальность данного исследования связана с важностью использования потенциала лидерства в процессе освоения студентами-конфликтологами профессиональных компетенций.
Цель нашей работы заключается в теоретико-экспериментальном исследовании лидерских способностей и возможностей их развития у будущих конфликтологов в условиях освоения практической профессиональной деятельности на базе Учебно-практического центра конфликторазрешения ЮгоЗападного государственного университета (УПЦК ЮЗГУ).
Методика «Потребность в достижении цели» (Ю. Орлов), «Методика диагностики мотивации для достижения успеха» (Т. Элерса), «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» (И. Сенин), методика «Коммуникативные и организаторские способности (КОС-2)» (В. Синявский, Б. Федоришин), методика «Стиль саморегуляции поведения» (В. Моросанова), тест на эмоциональный интеллект «ЭмИн» (Д. Люсин), t-критерий Стьюдента для случая зависимых выборок.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что в результате освоения практической профессиональной деятельности в УПЦК ЮЗГУ студенты демонстрируют: направленность на новые достижения и цели, высокий уровень потребности самореализации, наличие значимости профессиональной деятельности, что подтверждает развитие мотивационно-ценностного компонента лидерских способностей; рост коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих активно осуществлять управленческую деятельность в аспекте командообразования, управления конфликтами, временем и эффективной коммуникации, свидетельствует о развитии интегративно-деятельного компонента лидерских способностей; увеличение показателей, связанных со способностью определять цели, разрабатывать стратегии, принимать решения, подтверждает положительную динамику в развитии направленно-деятельного компонента лидерских способностей; положительные изменения способности к дифференциации и управлению собственными эмоциями, к распознаванию эмоций других людей и способности влиять на них говорят о развитии эмоционально-рефлексивного компонента лидерских способностей.
Теоретический анализ исследуемых источников позволил выделить в структуре лидерских способностей будущего конфликтолога мотивационно-ценностный, интегративно-деятельностный, направленно-деятельный, эмоционально-рефлексивный компоненты. Их практическая актуализация становится возможной при использовании специально созданных внешних социальных условий и факторов, реализуемых в деятельности УПЦК ЮЗГУ. К ним относятся: программы обучения эффективной коммуникации и навыкам ораторского мастерства, аргументации и убеждения, активного слушания, рефлексивного общения; техники воздействия, влияния и убеждения; методы и технологии управления конфликтами, нейтрализации их деструктивных последствий и др.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Н. Н. Ананьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: введение в философию лидерства / Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2022. 347 с.

2. Шейнов В.П. Ассертивность лидера как фактор его эффективности // Известия Российской академии образования. 2014. №4 (32). С. 125-131.

3. Лигинченко Е. А. Психология лидерства и психология власти // Психология и современный мир: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Архангельск, 25 апреля 2019 года. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. Вып. 12. С. 26-31.

4. Ершова Н. А., Сергеева Н. В. Современные технологии системы управления персоналом в бизнес-структурах / под ред. Н. А. Ершовой; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). М., 2014. 312 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 447 с.

6. Данилова Н.И. Лидерство как социальная технология развития организационной культуры: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2009. 21 с.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с. Иванова Т.В., Ананьева Н.Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях… 187

8. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. СПб.: Питер, 2017. 320 с.

9. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 351 с.

10. Шейнов В.П. Связь эмоционального интеллекта, локуса контроля и удовлетворенности жизнью // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 1 (17). С. 167-186.

11. Хачатурова М.Р., Федотова Ж.Э. Влияние аффективного, когнитивного и ситуативного факторов на принятие решения в переговорах (на примере «дилеммы заключенных») // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №1. С. 38-48.

12. Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. Принятие управленческих решений. М.: Дашков и К, 2012. 323 с.

13. Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. М.: ТЕИС, 2001. 264 с.

14. Филиппова Ю.В., Пронина Н.Р. Мотивационный профиль личности лидера // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 156-161.

15. Кайгородов Б. В., Демин Н. С. Исследование лидерских способностей у студентов // Весенние психолого-педагогические чтения : материалы II Межрегиональной научнопрактической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2018 года / сост.: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. С. 77-79.

16. Каминская Э. А. Волк М. И., Сичкарь Е. В. Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т 7. №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/99PSMN119.pdf (дата обращения: 17.10.2023).

17. Ощепков А.А., Салахова В.Б., Цилинко А.П., Фриадуф В.В. Обзор эмпирических исследований педагогических условий подготовки лидеров в молодежной среде // Образование личности. 2020. №1-2. С.82-87.

18. Базарова К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя: на материале транснациональной корпорации: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 208 с.

19. Миллер М. Сердце команды. Бизнес-роман о мотивирующем лидерстве. М.: Эксмо, 2019. 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Ананьева Н.Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):176-189. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189

For citation:


Ivanova T.V., Ananyeva N.N. Development of Leadership Abilities of Future Conflictologists in University Conditions (Socio-Psychological Aspect). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):176-189. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)