Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Внутренняя речь сквозь призму вербальной интерференции

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-19-33

Аннотация

Цель исследования состоит в анализе феномена внутренней речи в процессе выполнения заданий, провоцирующих возникновение эффекта вербальной интерференции, исследование которой представляется очень актуальным в современных учебных ситуациях, сопряжённых с многозадачностью. Предметом исследования является вербальная интерференция, часто возникающая при одновременном выполнении похожих заданий.
Методы. Для реализации цели и задач исследования авторами была разработана экспериментальная методика по созданию эффекта вербальной интерференции, включающая 4 этапа. На первом этапе проводилось прослушивание текста с мысленным проговариванием стихотворения. На втором этапе прослушивание текста сопровождалось параллельно порядковым счётом. На третьем этапе прослушивание текста сопровождалось параллельным внутренним воспроизведением заученного наизусть стихотворения. На четвёртом этапе текст прослушивался для контрольной сверки. В эксперименте участвовало 22 человека, студенты двух групп первого курса Юго-Западного государственного университета. Для эксперимента были отобраны описательные и нарративные тексты. В результате было собрано 176 протоколов расспросов респондентов экспериментатором и интроспекции испытуемых.
Результаты эксперимента свидетельствовали в пользу снижения показателей воспроизведения при введении дополнительного задания в перерыве между запоминанием и воспроизведением. Восприятие текстов на слух в условиях вербальной интерференции является затруднительным, но возможным, особенно в случаях с возрастанием автоматизации артикуляции.
Заключение. Экспериментальное исследование авторов позволило сделать вывод о зависимости внутренней речи от уровня сложности и характера решаемой задачи: внутренняя речь может иметь как развернутую, так и редуцированную форму. Механизм внутренней речи характеризуется скрытой вербализацией, которая является результатом всего онтогенетического развития индивидуальной языковой системы с интериоризацией как языка, так и других знаковых систем. Продуктом интериоризации выступает качественно новая когнитивная архитектура, в которой протекание большей части процессов становится возможным благодаря непосредственному участию внутренней речи.

Об авторах

Т. В. Кружилина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Кружилина Татьяна Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040

Researcher ID: 738898



И. Б. Кружилин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Кружилин Игорь Борисович, студент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Л. Б. Кружилина
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Кружилина Лада Борисовна, студентка

ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, г. Москва 117997



Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 431 с.

2. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М.: URSS, 2007. 248 с.

3. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Эксперим. исследование. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. 94 с.

4. Бородай С. Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Садра", 2019. 800 с.

5. Мягкова Е.Ю. Навык чтения и проблемы понимания текста // Языковое бытие человека и этноса. Вып. 20. Материалы XV Березинских чтений. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 83–95.

6. Мягкова Е. Ю. Язык - эмоции - сознание - культура в теории А. Дамасио // Вопросы психолингвистики. 2022. № 4(54). С. 72-85. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-54- 4-72-85.

7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 2007. 559 с.

8. Кружилина Т. В. Факторы, определяющие особенности речевого развития у детей // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-1(43). С. 216-219.

9. Кружилина Т. В. Особенности понимания текстового сообщения детьми дошкольного возраста // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. № 4. С. 16-23.

10. Кружилина Т. В. Телевидение как один из факторов, определяющих особенности речевого развития у детей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 96-99.

11. Osgood C.E. Meaningful similarity and interference in learning // Journal of Experimental Psychology. 1946. Vol. 36. No 4. P. 277-301.

12. Ощепкова Е. С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики. 2020. № 2(44). С. 110-123. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-44-2-110-123.

13. Пищальникова В. А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 13(807). С. 192-201.

14. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. М.: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007. 172 с.

15. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 4. С. 61-74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74.

16. Блонский П.П. Память и мышление. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2017. 204 с.

17. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.

18. Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах // Культурноисторическая психология. 2010. № 1. С. 7-17. URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/ 29152.shtml (дата обращения: 25.07.2023).

19. Созинов А.А., Крылов А.К., Александров Ю.И. Эффект интерференции в изучении психологических структур // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 1. С. 5-47.

20. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of Eperimental Psychology. 1935. Vol. 18. No 6. P. 643-662.

21. Cocchini G., Logie R. H., Sala S. D. Concurrent performance of two memory tasks: Evidence for domain-specific working memory systems // Memory and Cognition. 2002. Vol. 30, No. 7. P. 1086.

22. Tong C., Flanagan J.R. Task-specific internal models for kinematic transformations // Journal of Neurophysiology. 2003. Vol. 90. P. 578-585.

23. Wixted J. T. The Psychology and Neuroscience of Forgetting // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 235-269.

24. Смирнов А.А. К вопросу об условиях ретроактивного торможения. М.: Просвещение, 1966. 423 с.

25. Anderson M.C., Neely J.H. Interference and inhibition in memory retrieval // Memory. Handbook of perception and cognition. San Diego: Academic Press, 1996. P. 237-313.

26. Бубнова И.А. Роль цифровой среды в организации индивидуального ментального опыта // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2020. № 18. С. 5- 10. https://doi.org/10.26170/pla20-01-01.

27. Звягинцева В.В., Анненкова А.В. К вопросу о категоризации тона и его функциональных аспектов в английской речи // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 2(37). С. 104-111.

28. Степыкин Н.И. Опыт моделирования ассоциативных полей (по материалам проекта «Мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости») // Научный диалог. 2021. № 3. С. 106–120.

29. Клименко А. П., Бубнова И.А. Структура когнитивной модели индивидуального значения в психолингвистической парадигме // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация / Институт языкознания Российской академии наук; ред.: В. А. Виноградов. Калуга: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук, 2005. С. 190-199.


Рецензия

Для цитирования:


Кружилина Т.В., Кружилин И.Б., Кружилина Л.Б. Внутренняя речь сквозь призму вербальной интерференции. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):19-33. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-19-33

For citation:


Kruzhilina T.V., Kruzhilin I.B., Kruzhilina L.B. Internal Speech Through the Prism of Verbal Interference. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):19-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-19-33

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)