Категория значимости в этнопсихолингвистических исследованиях ценностей
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-51-63
Аннотация
Статья посвящена проблеме роли речевой деятельности в становлении и трансформации культуры. Для решения этой проблемы автор обосновывает необходимость определения принципов функционирования речевой деятельности как социального феномена. На основе сопоставления концептуальных положений деятельностных теорий, психологической и социологической, автор определяет специфику речевой деятельности как социальной (саморегулятивной); сравнивает принципы исследования «жизненного мира» в социологии и «образа мира» в психологии как реализации «программы жизнедеятельности»; определяет основные принципы этнопсихолингвистического исследования «образа мира» как регулирующего механизма деятельности человека и общества; аргументирует введение категории значимости в этнопсихолингвистическое исследование ценностей. Понимание «образа мира» как ситуации соотнесения деятельности с действительностью позволяет определить принципы организации и функционирования речевой деятельности как социальной, или саморегулятивной. На основе роли речевой деятельности в формировании и функционировании «образа мира» решаются междисциплинарные проблемы сущности и условий формирования личности и общества. Для этого в моделирование структуры и содержания актуального психологического значения (смысла) ценностей как установки на действие в определенном направлении предлагается ввести категорию мотивационной и функциональной значимости, устанавливаемой на базе данных ассоциативного эксперимента. Особая роль при этом отводится интерпретации эмоциональных речевых действий, рассматриваемых как проявление отношения к условиям деятельности; а также «действенному» компоненту, содержание которого связано с осмыслением ситуации с точки зрения способов (операций) действия. Принципиально междисциплинарный характер объекта исследования – речевого действия как социального – делает возможным использование предлагаемой модели в исследовании различных аспектов познания (психологического, социологического, культурологического, политологического и др.) и тем самым предлагает вербальную методику исследования междисциплинарных проблем познания.
Об авторе
З. Г. АдамоваРоссия
Адамова Зоя Гаврильевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолингвистики
ул. Остоженка, д. 38, стр.1, г. Москва 119034
Researcher ID: GYJ-2610-2022
Список литературы
1. Пищальникова В.А. Этнопсихолингвистика как методологическая база межкультурных исследований // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. №4 (793). С. 11-19.
2. Степин В. С. Человеческое познание и культура. СПб., 2013. 140 с.
3. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3. С. 15-24.
7. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. 2009. №1. С. 5-10.
8. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: методология, технология (курс лекций). М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2023. 464 с.
9. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. №1 (9). С. 39-49.
10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. №4. С.11-18.
11. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом: [пер. с нем. и англ.]. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 1056 с.
12. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Едиториал УРСС, 2003. 248 с.
13. Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 2 (36). С. 52-68.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Издательство АСТ, 2020. 960 с.
15. Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/892/892090.htm] (дата обращения 20.12.22).
16. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
17. Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 568 с.
18. Розенвейн Б. Любовь: история в пяти фантазиях. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 248 с.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
20. Основы теории речевой деятельности. Коллективная монография. М.: Изд-во «Наука», 1974. 333с.
Рецензия
Для цитирования:
Адамова З.Г. Категория значимости в этнопсихолингвистических исследованиях ценностей. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):51-63. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-51-63
For citation:
Adamova Z.G. Motivational and Active Salience in Ethnopsycholinguistic Studies of Values. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-51-63