Проблема формирования копинг-стратегий по преодолению трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-212-228
Аннотация
Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций играет важнейшую роль в выборе типа поведения, позволяя студентам успешно преодолевать психотравмирующие и стрессовые ситуации, как в ходе обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Высшее образование способствует развитию профессионально значимых психологических личностных характеристик. В данном аспекте можно говорить о развитии самоорганизации, мотивации, творческого мышления, адаптивности и эмоциональной интеллектуальности, ментальных и поведенческих паттернов, которые помогают людям эффективно справляться с трудностями и вызовами повседневной жизни. Эти качества играют важную роль в успешной карьере и личностном росте выпускника.
Проблема преодолевающего поведения, как уникального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями начала рассматриваться примерно в 1950-х годах. Термин «копинг» был введен Абрахамом Маслоу и происходит от английского глагола «tocope», который описывает стратегии и механизмы, используемые индивидом для возможности борьбы с трудностями, стрессом или неблагоприятными ситуациями. В российской научной литературе данный термин часто интерпретируется как «преодолевающее поведение» или «психологическое преодоление», отражая процесс адаптации и приспособления личности к различным вызовам и стрессорам в ее окружении.
Цель данной статьи заключается в изучении особенностей овладения навыками конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов. В работе рассматриваются особенности формирования конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов.
Использование библиометрического анализа и экспериментального анализа в данной работе позволило получить комплексные и надежные данные, которые могут быть использованы для более глубокого понимания исследуемой проблемы. Благодаря проведенному психологическому эксперименту были изучены ведущие навыки конструктивных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте.
Методами нашего психологического исследования явились теоретический анализ литературы, соответствующей тематике исследования; эмпирические методы исследования: методика психодиагностики копинг-механизмов Э. Хайма, методика «Выявление психического и физического дискомфорта» (по В.Н. Поникаровой), методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (Д.С. Норман.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой); методы наблюдения и беседы; методы количественной и качественной обработки данных.
В данном исследовании были применены разнообразные методы обработки результатов, включая количественные, качественные и математические подходы.
Об авторе
Н. В. ТарасоваРоссия
Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: избранные психологические труды: в 2-х т. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
2. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: сборник трудов Всероссийской научно- практической конференции, 19-20 ноября 2002. СПб., 2002. С. 82- 84.
3. Алексина Ю.Ю. Особенности копинг-поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 61-62
4. Камынина И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 26 с.
5. Баст Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника. СПб.: Питер, 2014. 192 с.
6. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. М., 2009. 228 с.
7. Буравцова Н.В. Развитие личностной харизматичности посредством социальнопсихологического тренинга // Социосфера. 2014. № 1. С.180-184.
8. Зыбина Л.Н. Социально-психологический тренинг как средство активного обучения // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием: в 2 ч. Новосибирск, 2015. С. 270- 276.
9. Вакуева А.Н. Новая воспитательная технология - технология социально-психологического тренинга // Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. М., 2015. С. 77-79.
10. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2009. 255 с.
11. Котенева А.В. Защитные механизмы личности и эмоциональная сфера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 9. С. 270-276.
12. Купрене Е.В. Современное состояние и методы копинг-стратегий в психологии // Психологическая практика СПО. М., 2011. №5. С. 69-71.
13. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. 256 с.
14. Щелина Т.Т. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психологопедагогических направлений // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1774-1778.
15. Немов Р. С. Общая психология. Книга 4. Речь. Психические состояния. М.: Юрайт. 2019. 244 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В. Проблема формирования копинг-стратегий по преодолению трудных жизненных ситуаций в студенческом возрасте. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):212-228. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-212-228
For citation:
Tarasova N.V. The Problem of Developing Coping Strategies to Overcome Difficult Life Situations at Student Age. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):212-228. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-212-228