ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    
В статье рассматриваются случаи референциальной нечеткости, встречающиеся в текстах юридических документов. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать варианты референциальной нечеткости, встречающиеся в текстах юридических документов, включая тексты статей Гражданского и Уголовного кодекса Российской Федерации; классифицировать случаи референциальной нечеткости; сделать выводы относительно случаев референциальной нечеткости, которые в дальнейшем могут быть полезны юристам-практикам.
Методы. Для достижения поставленной цели исследования в статье используются методы сравнительного, сопоставительного и классификационного анализа, предполагающие комплексный подход к работе с текстами правовых документов.
Результаты. В ходе исследования были рассмотрены случаи употребления референциальной нечеткости в текстах правовых документов, проявляющейся преимущественно на лексическом уровне при использовании нарицательных существительных, обозначающих временные интервалы, географические объекты и территории. Разграничены случаи референциальной нечеткости, связанной с отсутствием индивидуализации, а также невозможностью проведения четких границ между частью и целым. Выделены и проанализированы случаи употребления качественной и количественной классификационной нечеткости на примере статей Гражданского и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение. Делаются выводы о необходимости избегать употребления выражений, конструкций и усилителей, содержащих варианты референциальной нечеткости в виде качественной и количественной классификационной нечеткости, способствующей возникновению двусмысленности и неоднозначности толкования текстов юридических документов. Снятие данного вида нечеткости в правовых текстах позволит практикующим юристам прийти к единообразному толкованию и последующей интерпретации правового материала.
Современный мир переживает активную трансформацию и развитие торговых, культурных, экономических и политических связей между государствами. Практически каждая из этих сфер регулируется множеством законов и нормативных актов, что находит отражение в разнообразных видах юридических документов, текстов. Учитывая, что участники международных отношений представляют разные языковые и культурные среды, потребность в качественном юридическом переводе становится все более востребованной. В современном мире машинный перевод становится все более актуальным, в том числе и в юридической сфере, с учетом сложностей судебного языка, культурных различий и особенностей правовых систем государств. Целью данной статьи является определение эффективности различных систем машинного перевода при работе с текстами юридической направленности. В центре внимания данной работы находятся два типа юридических текстов, относящихся к разным функциональным стилям, что позволяет авторам проследить зависимость адекватности и эквивалентности машинного перевода от коммуникативной ситуации. Проводится сравнительный анализ качества перевода двух типов текстов профессиональной направленности, выполненных человеком и системами машинного перевода. Методологической основой исследования послужили метод классификации, описательный и сравнительно-сопоставительный методы. Результаты исследования помогут профессиональным переводчикам или простым пользователям выбрать наиболее качественный сервис машинного перевода, выделить и устранить типологические ошибки, возникающие при работе с текстами определенной тематики на этапах предредактирования и постредактирования.
В свете происходящих процессов, направленных на сохранение культурного многообразия и одновременно интеграции, особое значение принимает изучение территориальных вариантов английского языка в рамках теории контактной лингвистики. Несмотря на обширность и значительное количество публикаций, посвящённых проблематике территориальных вариантов английского языка в целом в странах Африки (ЮАР, Нигерия, Камерун), практически отсутствуют работы, направленные на изучение автохтонных вкраплений на материале территориального варианта английского языка Республики Сьерра-Леоне. Особое внимание в настоящей статье уделяется изучению взаимодействия британского английского с местными языками в политической сфере. Целью работы является анализ особенностей автохтонных вкраплений из языка крио в речи политических деятелей Сьерра-Леоне. В работе было выявлено, что языковое взаимодействие британского английского с местными языками обусловлено историческим прошлым, что и повлияло на наличие автохтонных вкраплений в современной коммуникативной деятельности госслужащих. По результатам исследования было выявлено, что в предвыборный период политики активно используют автохтонные вкрапления, создающие чувство единства и мобилизации; в повседневном политическом общении вкрапления подчеркивают теплый и дружелюбный тон, а в кризисных ситуациях они подчеркивают необходимость изменений. Было выявлено, что наиболее частотное слово wan wan (вместе, единый) используется в 25%, а gaman (работать) в 3% ситуаций. Использование автохтонных вкраплений указывает на стремление создать культурную аутентичность в общении. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории контактной лингвистики, африканистики, а также теорию языка.
Цель. Целью статьи является сравнительный анализ особенностей некоторых военных очерков разных исторических эпох. В работе затрагивается вопрос разграничения видов очерка, рассматриваются различные взгляды исследователей на классификацию этого жанра. В статье проанализированы очерки Н.П. Сокальского, А.П. Гайдара, К.М. Симонова и А. Матюшина.
Методы. Для реализации цели и задач исследования использовались сравнительный и описательный методы.
Результаты исследования показали, что очерк как жанр пользовался и до сих пор пользуется популярностью среди писателей и журналистов. Его особенности позволяют авторам изображать увиденные события и людей с наибольшей достоверностью. Среди ученых нет единого мнения насчет классификации очерков. В статье рассмотрены различные подходы относительно этого вопроса. Военный очерк как жанр в русской литературе оформился еще в XIX веке, когда появилась необходимость изображать события Крымской войны. Очерки Н.П. Сокальского стали отправной точкой в развитии жанра. Автор изображал в своих произведениях достоверные события, свидетелем которых являлся сам, а также солдат. В данной статье проанализирован очерк «Рассказ матроса Антона Майстренко». В годы Великой Отечественной войны очерк получил наибольшую популярность: он не только изображал события и людей, но и помогал создавать образ ненавистного врага. В статье проанализированы очерк А.П. Гайдара «Мост» и К.М. Симонова «У берегов Румынии». Выявлены сходства и различия этих произведений с очерком Сокальского. В статье отмечается, что современные корреспонденты также обращаются к жанру очерка, в котором в деталях показывают увиденные военные события. Для этого в работе были проанализированы «Очерки окопной войны» А. Матюшини – участника СВО. В результате анализа выявлено, что традиции, заложенные Н.П. Сокальским, отражаются и в очерках его последователей: А.П. Гайдара, К.М. Симонова и А. Матюшина. Вместе с тем, каждое из этих произведений отличается и своими особенностями: Гайдар и Симонов стремятся к динамичному изображению картины, четко передают скоропостижные и жестокие военные картины. Современный автор Матюшин добавляет в свои очерки лиричность и философские размышления.
Исследуется влияние текстов песен на общество и индивидуальное восприятие. Демонстрируется потенциал музыкального дискурса как средства манипуляции. Несколько популярных песен на английском языке анализируются с точки зрения воздействия и обратной реакции. Используются дискурсивный анализ, интерпретационный анализ, метод деконструкции. Среди распространенных манипулятивных практик в музыкальном дискурсе выявлено использование следующих 6 типов: эмотивов, эмфатических выражений; аллюзий, двусмысленности, импликатур и пресуппозиций; социальной идентификации; гендерной, политической, идеологической провокации; создания сложного персонажа или ситуации; многократных повторений. Авторы доказали, что тексты песен могут эффективно влиять на адресата путем отбора музыкального стиля, жанра, инструмента, скорости, интонации, слов, фраз и образов. Используя различные дискурсивные и когнитивные средства, певцы могут создавать необходимые эмоции, которые развивают заранее запланированные идеологические позиции и могут подталкивать к определенным действиям. Делается вывод, что манипуляция в песнях является мощным инструментом пропаганды и воздействия идей, оставаясь незамеченной для среднестатистического адресата. Следовательно, потребителям музыки важно критически относиться к текстам песен, чтобы понять передаваемые сообщения. Скрытый смысл текстов песен может оказать влияние на эмоции, мысли и убеждения. Таким образом, необходимо популяризировать антиманипуляционные способы защиты от вербального и невербального воздействия для информационной безопасности общества.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    
Актуальность исследования определяется требованиями повышения качества подготовки IT-специалистов в рамках реализации национального проекта «Кадры». Успешная реализация национального проекта основана на комплексном подходе к качественному преобразованию системы высшего образования, включающего внедрение инновационных методик обучения.
Цель исследования состояла в анализе преимуществ и разработке методики подготовки и проведения лекции-конференции, а также исследовании факторов, способствующих успешному внедрению интерактивной лекции в образовательный процесс при подготовке IT-специалистов.
Методы. Используются методы: изучение и анализ теоретической и методологической литературы по теме исследования; анализ; проектирование; наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.
Результаты. Разработана методика, включающая в себя как общие, так и конкретные цели лекции-конференции, содержание обучения, а также сам учебный материал и технологический процесс, охватывающий организацию учебной деятельности, используемые методы и формы работы преподавателя и студентов, такие как управление процессами подготовки, представления, усвоения материала и диагностику результатов учебного процесса. Выполнен анализ факторов, способствующих успешному внедрению интерактивной лекции в образовательный процесс. Выявлены возможности и потенциальные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватели при внедрении данного формата занятий. На основе полученных результатов была реализована разработанная методика в подготовке бакалавров IT-профиля.
Заключение. Образовательный эффект интерактивной лекции-конференции достигается за счет возможности сочетать преимущества традиционной лекции и интерактивных форм обучения, что позволяет глубже понять учебный материал за счет его информативности, а также сделать учебную дисциплину более доступной для различных категорий студентов. Лекция-конференция позволяет систематизировать теоретические знания, стимулирует критическое мышление, способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде. Образовательный эффект лекции-конференции также проявляется в ее способности стимулировать интерес к предмету, мотивировать студентов к самостоятельному изучению материала и развивать комплекс компетенций.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
    
Современные исследования показывают, что профессиональная компетентность педагогов включает в себя массу критериев, среди которых: умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами и родителями, а также владеть навыками использования инновационных технологий в образовательном процессе. Исследование проблемы профессиональной компетенции является актуальным в условиях непрестанного изменения образовательной системы, когда происходит внедрение в учебный процесс новых технологий и практик. Кроме того, в условиях глобализации педагогам необходимо развивать еще и межкультурную компетентность. Данный термин может пониматься как уважение к культурным различиям, что позволяет создавать достаточно комфортную образовательную среду, где каждый ученик чувствует себя спокойно и защищенно. Педагоги должны быть готовы к работе с многонациональными и многокультурными классами, что требует от них не только знаний, но и гибкости в подходах к обучению.
Цель данной статьи заключается в изучении феномена коммуникативной компетентности педагогического работника учреждений высшего образования.
Благодаря проведенному психологическому эксперименту были даны понятие, содержание, сущность и компоненты коммуникативной компетентности педагогических работников; рассмотрена коммуникативная компетентность педагогов как ведущая составляющая профессиональной компетентности в целом; проведён анализ результатов психологической диагностики коммуникативной компетентности педагогических работников.
В исследовании использовались следующие методики: опросник «Диагностика стилей педагогического общения» (Н.П. Фетискин), опросник «Какой у Вас тип коммуникабельности?» (А.П. Панфилова), методика «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (В.В. Бойко, И.М. Юсупов), опросник «Оценка коммуникативных навыков» (А. Мехрабиен). В проведенном исследовании были применены разнообразные методы анализа полученной информации, включая качественные и количественные подходы.
Актуальность. Одной из главных проблем, с которой сталкивается современная промышленность, является производственный травматизм. Одним из факторов, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве, является небезопасное поведение самих работников, вызванное отсутствием у них положительного отношения к безопасному труду. В этой связи поиск эффективных методов пропаганды охраны труда приобретает особое значение.
Целью статьи является анализ места и роли информационного аспекта пропаганды охраны труда для психологического воздействия на работников и формирования у них позитивной установки на безопасный труд.
Задачи вытекают из темы исследования и заключаются в раскрытии актуальности проблемы, сути информационного аспекта пропаганды и механизма психологического воздействия на поведенческие установки реципиентов, возможностей современных информационных ресурсов и платформ для реализации информационно-воспитательных функций пропаганды с целью формирования позитивной установки работников на соблюдение требований охраны труда.
Методология исследования включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Результаты. Для практической реализации информационных и воспитательных функций пропаганды предложены основные современные формы коммуникации, которые позволяют донести до работников информацию о рисках на рабочих местах и методах их предотвращения, способствуют формированию позитивной установки на соблюдение требований охраны труда.
Выводы. Организациям необходимо перейти от формального подхода к повышению безопасности, основанного на простых уведомлениях и инструктажах, к более глубокому и всестороннему воздействию с использованием информационно-пропагандистских контекстов. Использование методов пропаганды может быть эффективным инструментом формирования у работников установок на соблюдение требований охраны труда. Для того, чтобы пропаганда безопасности труда была эффективной, она должна быть непрерывным процессом, использовать различные формы коммуникации, а информационный аспект должен соответствовать специфике производства и целевой аудитории.
В статье рассматривается актуальность вопроса психологической безопасности личности в условиях современных техногенных и природных катаклизмов, социальных изменений и увеличения информационных потоков. Подчеркивается, что психологическая безопасность становится самостоятельным направлением в научных исследованиях, особенно в контексте образовательной среды. Авторы анализируют потребность в безопасности как фактор, способствующий сохранению психологической целостности индивида и его адаптации к окружающей реальности.
Данное исследование направлено на изучение психологической безопасности в образовательной организации высшего образования, с акцентом на то, как различные факторы могут влиять на психоэмоциональное состояние студентов. В работе подробно изложены методы и инструменты, которые были использованы в ходе исследования. Среди них - методики самооценки, определения уровня тревожности и стрессоустойчивости. Анализ, проведенный среди 23 студентов, выявил, что большинство участников демонстрируют адекватную самооценку и высокий уровень стрессоустойчивости, что говорит о наличии позитивных адаптивных тенденций.
Статья акцентирует внимание на важности создания психологически безопасной образовательной среды, которая способствует личностному росту и развитию всех участников процесса. В заключение подчеркивается необходимость дальнейшего изучения психологической безопасности в образовательной сфере и выявления потенциальных рисков, что поможет улучшить условия обучения и взаимодействия в вузах.
Цель. В условиях современной действительности проблема возникновения и проявления тревожности у детей дошкольного возраста, как относительно устойчивого эмоционального состояния, становится все более актуальной. В период проведения специальной военной операции ряд приграничных регионов страны живет в условиях объявленного режима контртеррористической операции и чрезвычайной ситуации. Обстановка в приграничных регионах отличается напряженностью и нестабильностью, что обусловливает рост ситуаций и факторов, способствующих появлению и усилению тревожных состояний у различных категорий населения.
Цель исследования: выявление особенностей проявления тревожности у дошкольников, проживающих в приграничном регионе. В рамках исследования также проводится анализ связи между уровнем тревожности и такими психосоциальными явлениями, как самооценка и коммуникативные способности ребенка.
Методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования, а также применены методики: 1. «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, в модификации М. А. Панфиловой); 2. Методика «Какой Я?» (О.С. Богдановой); 3. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 23, с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что более половины респондентов имеют средний уровень индекса тревожности, а у 45% испытуемых диагностирован высокий уровень. У этой категории детей тревожность периодически проявляется в виде беспокойства, трудностей с концентрацией внимания, навязчивых мыслей или страхов. Последствиями длительного состояния тревожности у дошкольников являются социальная дезадаптация, проявляющаяся в затруднениях в межличностном общении, снижении способности продуцировать инициативу, снижении социальных интересов и, как следствие, в проявлении устойчивой апатии, безынициативности, отказе от любых стремлений. Хроническая тревога может привести к формированию устойчивых негативных поведенческих паттернов, которые могут встроиться в структуру личности.
Заключение. Исследование уровня тревожности дошкольников, проживающих на приграничных территориях, является актуальным как для констатации номинального общего эмоционального состояния детей, так и для прогнозирования возможных проблем на будущее. В нашем исследовании акцент ставился на проявлениях неадекватной тревожности, которая представляет собой негативное эмоциональное состояние ребенка и проявляется как стойкое и неуместное чувство страха, ожидания неблагополучия в ситуациях, связанных с чрезвычайными изменениями или новыми обстоятельствами жизни. Высокий уровень тревожности коррелирует со сниженной самооценкой и проблемами с коммуникацией. Однако у детей дошкольного возраста тревожность не является постоянной чертой характера и может быть скорректирована с помощью соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Употребление психоактивных веществ достигло в современном российском обществе критического уровня. Основная угроза возникновения зависимостей заключается в неизбежности распространения психоактивных веществ среди самой молодой и уязвимой (в силу возрастных особенностей развития) группы населения, разрушения человеческой психики, а также в отсутствии действенных протективных механизмов защиты от воздействия наркотиков. В настоящее время различные учреждения, в том числе и образовательные, разрабатывают и реализуют комплексные профилактические, восстановительные и психокоррекционные программы противодействия употреблению психоактивных веществ. Однако реальная ситуация в стране показывает, что существующих мер явно не достаточно, зачастую они носят формальный характер и требуют новых более эффективных форм работы. Не являются исключением и высшие учебные заведения, где работа по профилактике зависимостей не имеет системного характера, не охватывает достаточного числа студентов и использует стандартные методы психодиагностической и просветительско-профилактической работы.
Для решения данной проблемы сотрудники кафедры коммуникологии и психологии Юго-Западного государственного университета и кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курского государственного медицинского университета систематически проводят исследование основных форм зависимостей среди студентов. Анализ результатов последнего комплексного исследования позволил выявить основные тенденции в изменении структуры потребления вредных веществ, а также социально-психологические причины зависимостей юношей и девушек. В ходе изучения проблемы подтвердилось предположение о том, что молодые люди, имеющие четкие жизненные ориентиры, желание быть нужными и полезными обществу, не входят в группу риска по предрасположенности к различного рода зависимостям.
 
                     
                                                  
            
