Изучение психологической безопасности у обучающихся первого курса в образовательной среде вуза
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-129-140
Аннотация
В статье рассматривается актуальность вопроса психологической безопасности личности в условиях современных техногенных и природных катаклизмов, социальных изменений и увеличения информационных потоков. Подчеркивается, что психологическая безопасность становится самостоятельным направлением в научных исследованиях, особенно в контексте образовательной среды. Авторы анализируют потребность в безопасности как фактор, способствующий сохранению психологической целостности индивида и его адаптации к окружающей реальности.
Данное исследование направлено на изучение психологической безопасности в образовательной организации высшего образования, с акцентом на то, как различные факторы могут влиять на психоэмоциональное состояние студентов. В работе подробно изложены методы и инструменты, которые были использованы в ходе исследования. Среди них - методики самооценки, определения уровня тревожности и стрессоустойчивости. Анализ, проведенный среди 23 студентов, выявил, что большинство участников демонстрируют адекватную самооценку и высокий уровень стрессоустойчивости, что говорит о наличии позитивных адаптивных тенденций.
Статья акцентирует внимание на важности создания психологически безопасной образовательной среды, которая способствует личностному росту и развитию всех участников процесса. В заключение подчеркивается необходимость дальнейшего изучения психологической безопасности в образовательной сфере и выявления потенциальных рисков, что поможет улучшить условия обучения и взаимодействия в вузах.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. АбдуллинРоссия
Абдуллин Арслан Ильнурович, преподаватель кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Бодров В.А. Психологические проблемы безопасности в профессиональной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 257-277.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 5-16.
3. Кузнецова Е.В., Павлова Т.А. Психологическая безопасность личности подростков разных типов учебных заведений // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 63-66.
4. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3(104). С. 482-497.
5. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2024. 192 с.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. М.-Курск, 2020. С. 280-284.
7. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды. М., 2008. С. 4-10.
8. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психолого-педагогические исследования. 2011. Т. 3, № 3. C. 131-140.
9. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902.
10. Шмелева Е.А. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 9. С. 143-173.
11. Заграничный А.И. Социальная активность обучающихся как возможность обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7(87). С. 71-74.
12. Ильинских М.А. Роль индивидуально-психологических ресурсов устойчивости личности в психотравмирующих ситуациях // Научные открытия 2024. М., 2024. С. 197-199.
13. Куликова А.Д. Стресс в организации: причины и последствия // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 745-749.
14. Маракшина Ю.А., Исматуллина В. И., Лобаскова М.М. Стресс и стратегии совладания у студенческой молодежи: обзор исследований // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13, № 2. С. 5-33.
15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Ляхов А.В. Психология безопасности в современном научном пространстве отечественной психологии // Гуманизация образования. 2021. № 2. С. 47-62.
16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: изд-во РАГС, 1998. Т. 125. С. 120.
17. Бурмистрова М.А., Егорова Е.А. Проблемы психологической безопасности в неполной семье // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Чебоксары, 2023. С. 248-250.
18. Куксова М.А., Рябова И.Г. Роль образовательной среды в обеспечении психологической безопасности // Развитие современного образования: актуальные вопросы теории и практики. Пенза, 2022. С. 16-18.
19. Лебедева О.Е. Формирование ответственного отношения к здоровью у студентов первокурсников // Научные известия. 2022. № 28. С. 121-123.
20. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель ХХI век. 2010. Т.1, № 2. С. 157-169.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллин А.И. Изучение психологической безопасности у обучающихся первого курса в образовательной среде вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):129-140. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-129-140
For citation:
Abdullin A.I. The study of psychological safety among first-year students in the educational environment of the university. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):129-140. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-129-140
 
                    
 
                                                  
            

 
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте