Манипуляция в музыкальном дискурсе (на материале англоязычных песен)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-59-72
Аннотация
Исследуется влияние текстов песен на общество и индивидуальное восприятие. Демонстрируется потенциал музыкального дискурса как средства манипуляции. Несколько популярных песен на английском языке анализируются с точки зрения воздействия и обратной реакции. Используются дискурсивный анализ, интерпретационный анализ, метод деконструкции. Среди распространенных манипулятивных практик в музыкальном дискурсе выявлено использование следующих 6 типов: эмотивов, эмфатических выражений; аллюзий, двусмысленности, импликатур и пресуппозиций; социальной идентификации; гендерной, политической, идеологической провокации; создания сложного персонажа или ситуации; многократных повторений. Авторы доказали, что тексты песен могут эффективно влиять на адресата путем отбора музыкального стиля, жанра, инструмента, скорости, интонации, слов, фраз и образов. Используя различные дискурсивные и когнитивные средства, певцы могут создавать необходимые эмоции, которые развивают заранее запланированные идеологические позиции и могут подталкивать к определенным действиям. Делается вывод, что манипуляция в песнях является мощным инструментом пропаганды и воздействия идей, оставаясь незамеченной для среднестатистического адресата. Следовательно, потребителям музыки важно критически относиться к текстам песен, чтобы понять передаваемые сообщения. Скрытый смысл текстов песен может оказать влияние на эмоции, мысли и убеждения. Таким образом, необходимо популяризировать антиманипуляционные способы защиты от вербального и невербального воздействия для информационной безопасности общества.
Об авторах
И. А. КузнецоваРоссия
Ирина Александровна Кузнецова, доктор филологических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры иностранных языков № 1, доцент кафедры английского языка (ВАК); профессор кафедры лингвистики и лингводидактики; профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики
ул. Улан-Баторская, д. 6, 664082 г. Иркутск
А. И. Шелехова
Россия
Анастасия Игоревна Шелехова, студентка
ул. Улан-Баторская, д. 6, 664082 г. Иркутск
Список литературы
1. Kara-Murza S. G. Manipulation of consciousness. Moscow: Eksmo; 2005. 832 p.
2. Balakhtar V. V. Manipulation and manipulative influence. National Association of Scientists. 2015;3(9):57-60.
3. Dijk van T. A. Discourse and Manipulation. Discourse and Society. 2006;17(3):359-383.
4. Shyroka A., Hrebin N. Psychological aspects of manipulation within an interpersonal interaction: manipulations and manipulators. In: Hapon N.P., Hrabovska S.L., Hrebin N.V. (eds.) Personality in society: psychological mechanisms of activity. Lviv-Toruń: Liha-Pres; 2020. 160 p. https://doi.org/10.36059/978-966-397-209-1/34-52
5. Cialdini R. Psychology of Influence. How to learn persuasion and achieve success. Moscow: Eksmo; 2017. 416 p.
6. Alexeyev A.P. Argumentation theory in the era of manipulations. Bulletin of Moscow University. 2013;(5):67–77.
7. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. 8th ed. Oxford: Oxford University Press; 2010. 1713 p.
8. Sheinov V.P. The psychology of manipulation. Minsk: Harvest; 2009. P. 9–10.
9. Dotsenko E.L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms, and defense. Moscow: Moscow State University Publishing House; 1997. 344 p. (In Russ.).
10. Voroshilova A.A. Manipulation of consciousness as an object of socio-political research. Siberian Aerospace Journal. 2006;6(13):296–300. (In Russ.).
11. Danilova A.A. Manipulation of words in the media. Moscow: Dobrosvet: KDU; 2009. 232 p.
12. Novichikhina M.E. Manipulation in the commercial category. In: Konnova M.N. (ed.). Manipulation and society: language, consciousness, culture. Kaliningrad: Publishing house of the IKBFU. I. Kant. 2023. P. 159–162. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_53868071_99144112.pdf (accessed 09.10.2023).
13. Bastun E.V. On techniques of manipulation in oral political discourse. News of the Volgograd State Pedagogical University. 2019;(2):109-113.
14. Beshukova F.B. Modern PR technologies for creating an image. Bulletin of the Adyghe Civil Servant University. Series 2: Philology and art history. 2020;(2):157-162.
15. Shendo M.V., Sviridova E.V. Marketing tools for manipulating consumer consciousness. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2018;(3):110-118.
16. Kibanov A.Y. Personnel management: theory and practice. Business ethics: teaching and practical guide. Moscow: Prospect; 2014. 87 p. (In Russ.).
17. Shelekhova A.I., Kuznetsova I.A. Manipulation in music: the influence of song lyrics on society. In the collection: Language and society: dialogue of cultures and traditions. 2024. P. 322-326. (In Russ.).
18. Lorde. Royals (US Version) 2013. Available at: https://youtu.be/nlcIKh6sBtc (accessed 03.02.2024).
19. Seymour M. The Meaning Behind. The Song: Royals by Lorde. Old time music. Available at: https://oldtimemusic.com/the-meaning-behind-the-song-royals-by-lorde/ (accessed 03.02.2024).
20. Myers D. Social Psychology. St. Petersburg: Piter; 2000. P. 319.
21. Robin Thicke. Blurred Lines ft. T.I., Pharrell, 2013. Available at: https://youtu.be/yyDUC1LUXSU (accessed 03.02.2024).
22. Doris A. Feminist critics misinterpret meaning of hit song “Blurred Lines”. News Letters. Available at: https://www.jhunewsletter.com/article/2013/09/feminist-critics-misinterpret-meaning-of-hit-song-blurred-lines-40612/ (accessed 03.02.2024).
23. Hector D. The Meaning Behind. The Song: Blurred Lines by Robin Thicke. Old time music. Available at: https://oldtimemusic.com/the-meaning-behind-the-song-blurred-lines-by-robin-thicke-2/ (accessed 03.02.2024).
24. The Cranberries. Zombie (Official Music Video), 2009. Available at: https://youtu.be/6Ejga4kJUts (accessed: 03.02.2024).
25. Jingsi S. Musical and Extra-Musical Factors Contribute to the Meaning of Popular Music: A Critical Analysis of “Zombie” by the Cranberries. Advances in Journalism and Communication. 2022;(10):199–200.
26. Foster The People. Pumped Up Kicks (Official Video), 2011. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SDTZ7iX4vTQ (accessed 03.02.2024).
27. Harris A. Unravelling the profound message: Foster The People’s Pumped Up Kicks explained. Available at: https://neonmusic.co.uk/unravelling-the-profound-message-foster-the-peoples-pumped-up-kicks-explained/ (accessed 27.05.2023).
28. Walthall C. A Look Behind the Meaning of “Pumped Up Kicks” by Foster the People. Available at: https://americansongwriter.com/a-look-behind-the-meaning-of-pumped-up-kicks-by-foster-the-people/ (accessed 03.02.2024).
29. Shelekhova A.I., Iakoba I.A. English learning experience through songs. Language, Culture, Science and Technology in a Dialogue of Cultures. In: The III Student Scientific and Practical Conference with International Participation (Irkutsk, May 16, 2023). Collection of academic papers. Irkutsk; 2023. P. 284-288.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова И.А., Шелехова А.И. Манипуляция в музыкальном дискурсе (на материале англоязычных песен). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):59-72. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-59-72
For citation:
Kuznetsova I.A., Shelekhova A.I. Manipulation in musical discourse (on material of English songs). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):59-72. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-59-72
 
                    
 
                                                  
            

 
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте