Место и роль информационного аспекта пропаганды охраны труда для формирования у работников позитивной установки на безопасный труд
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128
Аннотация
Актуальность. Одной из главных проблем, с которой сталкивается современная промышленность, является производственный травматизм. Одним из факторов, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве, является небезопасное поведение самих работников, вызванное отсутствием у них положительного отношения к безопасному труду. В этой связи поиск эффективных методов пропаганды охраны труда приобретает особое значение.
Целью статьи является анализ места и роли информационного аспекта пропаганды охраны труда для психологического воздействия на работников и формирования у них позитивной установки на безопасный труд.
Задачи вытекают из темы исследования и заключаются в раскрытии актуальности проблемы, сути информационного аспекта пропаганды и механизма психологического воздействия на поведенческие установки реципиентов, возможностей современных информационных ресурсов и платформ для реализации информационно-воспитательных функций пропаганды с целью формирования позитивной установки работников на соблюдение требований охраны труда.
Методология исследования включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Результаты. Для практической реализации информационных и воспитательных функций пропаганды предложены основные современные формы коммуникации, которые позволяют донести до работников информацию о рисках на рабочих местах и методах их предотвращения, способствуют формированию позитивной установки на соблюдение требований охраны труда.
Выводы. Организациям необходимо перейти от формального подхода к повышению безопасности, основанного на простых уведомлениях и инструктажах, к более глубокому и всестороннему воздействию с использованием информационно-пропагандистских контекстов. Использование методов пропаганды может быть эффективным инструментом формирования у работников установок на соблюдение требований охраны труда. Для того, чтобы пропаганда безопасности труда была эффективной, она должна быть непрерывным процессом, использовать различные формы коммуникации, а информационный аспект должен соответствовать специфике производства и целевой аудитории.
Ключевые слова
Об авторах
В. И. ТомаковРоссия
Томаков Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры охраны труда и окружающей среды
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
М. В. Томаков
Россия
Томаков Максим Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры охраны труда и окружающей среды
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Р. А. Крупчатников
Россия
Крупчатников Роман Анатольевич, доктор технических наук, профессор кафедры стандартизации и оборудования перерабатывающих производств
ул. Карла Маркса, д. 70, г. Курск 305021
Список литературы
1. Томаков В.И., Томаков М.В. Практика применения уголовного наказания за нарушение правил охраны труда и безопасного производства работ // Безопасность жизнедеятельности. 2024. № 10. C. 3-12.
2. Томаков В.И., Томаков М.В. Анализ показателей производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Курской области // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 7. C. 8-20.
3. Томаков В.И., Томаков М.В., Зубков М.Э. Организационная культура охраны труда в строительной отрасли. Курск, 2012. 120 с.
4. Томаков В.И., Томакова И.А. Исследование факторов, формирующих установку работников строительства на небезопасное поведение в трудовой деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13. № 1. С. 156-173. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-156-173.
5. Колокольцева О.В. Психологические аспекты ценностно-мотивационной сферы личности в научной литературе // Базис. 2023. № 2 (14). С. 108-112.
6. Российская энциклопедия по охране труда: в 2 т. Т. 2.: П-Я / гл. ред. А. П. Починок. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 400 с.
7. ВЦИОМ. Новости: Пропаганда: за и против. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/propaganda-za-i-protiv (дата обращения: 10.12.2024).
8. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4. С. 212-229. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229
9. Тогузаева Е.Н. Пропаганда как общенаучная категория // Право: история и современность. 2022. Т. 6, № 1. С. 24-34. https://doi.org/10.17277/pravo.2022.01.pp.024-03
10. Патрахина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 305-308.
11. Громова Н.С., Курдюмов А.В., Пащук Е.О. Пропаганда как правовая категория: проблемы определения и квалификации // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2023. №7. С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_55933063_24909493.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
12. Шарикова Г.В. Психологические эффекты пропаганды // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5, № 1. С. 137-200.
13. Филатова О.Г. Пропаганда в эпоху ботов, троллей и fake-news: теоретические подходы и прикладные исследования // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 89.
14. Ковалев А.А. Пропаганда как ведущий метод когнитивной войны // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 176-184. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-176-184.
15. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1 (34). С. 100-118.
16. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 288-294.
17. Балканов И.В., Муравлева В.Р. Эмотивная компонента манипулятивных тактик (на материале русскоязычных текстов средств массовой информации) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 10. С. 3121-3125. https://doi.org/10.30853/phil20230485
18. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл : Академия, 2007. 541 с.
19. Карпова И.Д. Роль социального профилактического плаката в пропаганде здорового образа жизни // Научный вестник Крыма. 2018. № 6 (17). С. 12.
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: [пер. с англ.]. М., 2003. 859 с.
21. Колышкина Т.Б., Шустина И.В., Маркова Е.В. Проблемы кодирования адресантом информации в средствах массовой коммуникации // Коммуникативные исследования. 2015. № 1 (3). С. 32-48.
22. Войтасик Л. Психология политической пропаганды: [пер. с польского]. М.: Прогресс, 1981. 278 с.
23. Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / под ред. В.А. Ачкасовой, Г.С. Мельник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. 424 с.
24. Организационная культура как управленческий ресурс и инструмент в системе управления охраной труда на предприятии / И.А. Томакова, М.В. Томаков, Ю.Н. Чаркина, А.В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2017. Т. 7, № 4 (25). С. 90-99.
25. Основные положения современной политики организации в сфере безопасности труда и сохранения здоровья персонала / И.А. Томакова, М.В. Томаков, Ю.Н. Чаркина, А.В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2018. Т. 8, № 2 (27). С. 85‒98.
Рецензия
Для цитирования:
Томаков В.И., Томаков М.В., Крупчатников Р.А. Место и роль информационного аспекта пропаганды охраны труда для формирования у работников позитивной установки на безопасный труд. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):114-128. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128
For citation:
Tomakov V.I., Tomakov M.V., Krupchatnikov R.A. The place and role of the information aspect of labor protection promotion in the formation of a positive attitude of workers to safe work. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):114-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128
 
                    
 
                                                  
            

 
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте