Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Место и роль информационного аспекта пропаганды охраны труда для формирования у работников позитивной установки на безопасный труд

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128

Аннотация

Актуальность. Одной из главных проблем, с которой сталкивается современная промышленность, является производственный травматизм. Одним из факторов, способствующих возникновению несчастных случаев на производстве, является небезопасное поведение самих работников, вызванное отсутствием у них положительного отношения к безопасному труду. В этой связи поиск эффективных методов пропаганды охраны труда приобретает особое значение.
Целью статьи является анализ места и роли информационного аспекта пропаганды охраны труда для психологического воздействия на работников и формирования у них позитивной установки на безопасный труд.
Задачи вытекают из темы исследования и заключаются в раскрытии актуальности проблемы, сути информационного аспекта пропаганды и механизма психологического воздействия на поведенческие установки реципиентов, возможностей современных информационных ресурсов и платформ для реализации информационно-воспитательных функций пропаганды с целью формирования позитивной установки работников на соблюдение требований охраны труда.
Методология исследования включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Результаты. Для практической реализации информационных и воспитательных функций пропаганды предложены основные современные формы коммуникации, которые позволяют донести до работников информацию о рисках на рабочих местах и методах их предотвращения, способствуют формированию позитивной установки на соблюдение требований охраны труда.
Выводы. Организациям необходимо перейти от формального подхода к повышению безопасности, основанного на простых уведомлениях и инструктажах, к более глубокому и всестороннему воздействию с использованием информационно-пропагандистских контекстов. Использование методов пропаганды может быть эффективным инструментом формирования у работников установок на соблюдение требований охраны труда. Для того, чтобы пропаганда безопасности труда была эффективной, она должна быть непрерывным процессом, использовать различные формы коммуникации, а информационный аспект должен соответствовать специфике производства и целевой аудитории.

Об авторах

В. И. Томаков
Юго-Западный государственный университет
Россия

Томаков Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры охраны труда и окружающей среды

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



М. В. Томаков
Юго-Западный государственный университет
Россия

Томаков Максим Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры охраны труда и окружающей среды

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Р. А. Крупчатников
Курский государственный аграрный университет им. И. И. Иванова
Россия

Крупчатников Роман Анатольевич, доктор технических наук, профессор кафедры стандартизации и оборудования перерабатывающих производств

ул. Карла Маркса, д. 70, г. Курск 305021



Список литературы

1. Томаков В.И., Томаков М.В. Практика применения уголовного наказания за нарушение правил охраны труда и безопасного производства работ // Безопасность жизнедеятельности. 2024. № 10. C. 3-12.

2. Томаков В.И., Томаков М.В. Анализ показателей производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Курской области // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 7. C. 8-20.

3. Томаков В.И., Томаков М.В., Зубков М.Э. Организационная культура охраны труда в строительной отрасли. Курск, 2012. 120 с.

4. Томаков В.И., Томакова И.А. Исследование факторов, формирующих установку работников строительства на небезопасное поведение в трудовой деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13. № 1. С. 156-173. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-156-173.

5. Колокольцева О.В. Психологические аспекты ценностно-мотивационной сферы личности в научной литературе // Базис. 2023. № 2 (14). С. 108-112.

6. Российская энциклопедия по охране труда: в 2 т. Т. 2.: П-Я / гл. ред. А. П. Починок. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 400 с.

7. ВЦИОМ. Новости: Пропаганда: за и против. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/propaganda-za-i-protiv (дата обращения: 10.12.2024).

8. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4. С. 212-229. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229

9. Тогузаева Е.Н. Пропаганда как общенаучная категория // Право: история и современность. 2022. Т. 6, № 1. С. 24-34. https://doi.org/10.17277/pravo.2022.01.pp.024-03

10. Патрахина Т.Н., Шламова Д.А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 305-308.

11. Громова Н.С., Курдюмов А.В., Пащук Е.О. Пропаганда как правовая категория: проблемы определения и квалификации // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2023. №7. С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_55933063_24909493.pdf (дата обращения: 21.10.2024).

12. Шарикова Г.В. Психологические эффекты пропаганды // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5, № 1. С. 137-200.

13. Филатова О.Г. Пропаганда в эпоху ботов, троллей и fake-news: теоретические подходы и прикладные исследования // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 89.

14. Ковалев А.А. Пропаганда как ведущий метод когнитивной войны // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 176-184. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-176-184.

15. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1 (34). С. 100-118.

16. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 133. С. 288-294.

17. Балканов И.В., Муравлева В.Р. Эмотивная компонента манипулятивных тактик (на материале русскоязычных текстов средств массовой информации) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 10. С. 3121-3125. https://doi.org/10.30853/phil20230485

18. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл : Академия, 2007. 541 с.

19. Карпова И.Д. Роль социального профилактического плаката в пропаганде здорового образа жизни // Научный вестник Крыма. 2018. № 6 (17). С. 12.

20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: [пер. с англ.]. М., 2003. 859 с.

21. Колышкина Т.Б., Шустина И.В., Маркова Е.В. Проблемы кодирования адресантом информации в средствах массовой коммуникации // Коммуникативные исследования. 2015. № 1 (3). С. 32-48.

22. Войтасик Л. Психология политической пропаганды: [пер. с польского]. М.: Прогресс, 1981. 278 с.

23. Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / под ред. В.А. Ачкасовой, Г.С. Мельник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2023. 424 с.

24. Организационная культура как управленческий ресурс и инструмент в системе управления охраной труда на предприятии / И.А. Томакова, М.В. Томаков, Ю.Н. Чаркина, А.В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2017. Т. 7, № 4 (25). С. 90-99.

25. Основные положения современной политики организации в сфере безопасности труда и сохранения здоровья персонала / И.А. Томакова, М.В. Томаков, Ю.Н. Чаркина, А.В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2018. Т. 8, № 2 (27). С. 85‒98.


Рецензия

Для цитирования:


Томаков В.И., Томаков М.В., Крупчатников Р.А. Место и роль информационного аспекта пропаганды охраны труда для формирования у работников позитивной установки на безопасный труд. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):114-128. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128

For citation:


Tomakov V.I., Tomakov M.V., Krupchatnikov R.A. The place and role of the information aspect of labor protection promotion in the formation of a positive attitude of workers to safe work. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):114-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-114-128

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)