Интерактивная лекция-конференция в подготовке IT-специалистов: методологические особенности и образовательный эффект
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-73-97
Аннотация
Актуальность исследования определяется требованиями повышения качества подготовки IT-специалистов в рамках реализации национального проекта «Кадры». Успешная реализация национального проекта основана на комплексном подходе к качественному преобразованию системы высшего образования, включающего внедрение инновационных методик обучения.
Цель исследования состояла в анализе преимуществ и разработке методики подготовки и проведения лекции-конференции, а также исследовании факторов, способствующих успешному внедрению интерактивной лекции в образовательный процесс при подготовке IT-специалистов.
Методы. Используются методы: изучение и анализ теоретической и методологической литературы по теме исследования; анализ; проектирование; наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.
Результаты. Разработана методика, включающая в себя как общие, так и конкретные цели лекции-конференции, содержание обучения, а также сам учебный материал и технологический процесс, охватывающий организацию учебной деятельности, используемые методы и формы работы преподавателя и студентов, такие как управление процессами подготовки, представления, усвоения материала и диагностику результатов учебного процесса. Выполнен анализ факторов, способствующих успешному внедрению интерактивной лекции в образовательный процесс. Выявлены возможности и потенциальные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватели при внедрении данного формата занятий. На основе полученных результатов была реализована разработанная методика в подготовке бакалавров IT-профиля.
Заключение. Образовательный эффект интерактивной лекции-конференции достигается за счет возможности сочетать преимущества традиционной лекции и интерактивных форм обучения, что позволяет глубже понять учебный материал за счет его информативности, а также сделать учебную дисциплину более доступной для различных категорий студентов. Лекция-конференция позволяет систематизировать теоретические знания, стимулирует критическое мышление, способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде. Образовательный эффект лекции-конференции также проявляется в ее способности стимулировать интерес к предмету, мотивировать студентов к самостоятельному изучению материала и развивать комплекс компетенций.
Об авторах
Р. А. ТомаковаРоссия
Томакова Римма Александровна, доктор технических наук, профессор кафедры программной инженерии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. Н. Брежнева
Россия
Брежнева Александра Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики
Стремянный пер., д. 36, г. Москва 115054
Список литературы
1. Ибрагимов Г. И., Калимуллина А. А. Трансформация лекции в современной высшей школе России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 96-112.
2. Шарко М. И. Интерактивная лекция «сюжет в сюжете» с использованием конструктора историй // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12, № 1. С. 20-32.
3. Грицевская И. М., Шевяков Е. Г. Лекции в современном вузе: Интерактивный подход // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2019. Т. 50, №4. С. 48-56. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-161
4. Кравцова Н. А., Ерофеева О. Н., Денисенко И. С. Образовательные технологии и повышение качества образовательного процесса будущих инженеров железнодорожного транспорта // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5А. С. 265-274. https://doi.org/10. 34670/AR.2023.37.36.027
5. Образовательные технологии для подготовки инженерных кадров / П.Е. Троян, Ю.В. Сахаров, Ю.С. Жидик, С.П. Иваничко // Инженерное образование. 2023. № 34. С. 109-122. https://doi.org/10.54835/18102883_2023_34_10
6. Томаков В.И., Томаков М.В., Брежнева А.Н. Применение интерактивных технологий как фактор повышения эффективности учебного процесса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 110-123.
7. Томакова Р.А., Томаков В.И., Брежнев А.В. Научно-практическая Конференция как педагогическая технология профессиональной подготовки IT-специалистов в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2021. Т. 11, №4. С. 130-145. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2021-11-4-130-145
8. Томакова Р.А., Томаков М.В. Дискуссия как педагогическая технология развития soft skills будущих IT-специалистов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика, медицинское приборостроение. 2021. Т. 11, №3. С. 121-141.
9. Томакова Р.А. Интерактивная технология «лекция-конференция» в подготовке магистров // Вестник НЦБЖД. 2023. № 2 (56). С. 79-87.
10. Исаева Т.Е. Интерактивная дискретная лекция: методологические вопросы структурно-методической организации // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2024. № 3. С. 152-170. URL: https://e-koncept.ru/2024/241038 (дата обращения: 20.10.2024). https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11038
11. Андрюнина А.С. Интерактивная лекция в современном вузовском обучении // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки. 2024. №1. С. 78-86. https://doi.org/10.24412/ 2308-7196-2024-1-78-86
12. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03.
13. Мальцева О.Л., Бирюкова М.В., Смерчинская А.А. Лекция-конференция как эффективная форма интерактивного обучения в подготовке военных переводчиков // Научно-методический бюллетень. 2022. № 2 (18). С. 233-238.
14. Челнокова Е.А., Лебедева А.А., Алешугина Е.А. Интерактивная лекция как современная форма обучения в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 199-202.
15. Образцов П.И., Уман А.И., Виленский М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 258 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
17. Вербицкий А.А. Контекстно компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2020. №5. С. 32-37.
18. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 170 с.
19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: [пер. с нем.]. М.: Педагогика, 1986. 407 с.
20. Борзова Т.А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С.11-13. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-11-13.
21. Томакова Р.А. Основы теории нейрокомпьютерных систем. Курск, 2021. 135 с.
22. Томаков В.И., Томаков М.В. Проблемы подготовки научных статей студентами технических направлений подготовки в аспекте формирования профессиональной коммуникативной компетентности в предметной области «Безопасность жизнедеятельность» // Безопасность жизнедеятельности. 2021. № 9 (249). С. 44-52.
Рецензия
Для цитирования:
Томакова Р.А., Брежнева А.Н. Интерактивная лекция-конференция в подготовке IT-специалистов: методологические особенности и образовательный эффект. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):73-97. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-73-97
For citation:
Tomakova R.A., Brezhneva A.N. Interactive lecture-conference in the training of IT specialists: methodological features and educational effec. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):73-97. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-73-97
 
                    
 
                                                  
            

 
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте