Исследование специфики тревожности детей дошкольного возраста, проживающих на приграничных территориях
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151
Аннотация
Цель. В условиях современной действительности проблема возникновения и проявления тревожности у детей дошкольного возраста, как относительно устойчивого эмоционального состояния, становится все более актуальной. В период проведения специальной военной операции ряд приграничных регионов страны живет в условиях объявленного режима контртеррористической операции и чрезвычайной ситуации. Обстановка в приграничных регионах отличается напряженностью и нестабильностью, что обусловливает рост ситуаций и факторов, способствующих появлению и усилению тревожных состояний у различных категорий населения.
Цель исследования: выявление особенностей проявления тревожности у дошкольников, проживающих в приграничном регионе. В рамках исследования также проводится анализ связи между уровнем тревожности и такими психосоциальными явлениями, как самооценка и коммуникативные способности ребенка.
Методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования, а также применены методики: 1. «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, в модификации М. А. Панфиловой); 2. Методика «Какой Я?» (О.С. Богдановой); 3. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 23, с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что более половины респондентов имеют средний уровень индекса тревожности, а у 45% испытуемых диагностирован высокий уровень. У этой категории детей тревожность периодически проявляется в виде беспокойства, трудностей с концентрацией внимания, навязчивых мыслей или страхов. Последствиями длительного состояния тревожности у дошкольников являются социальная дезадаптация, проявляющаяся в затруднениях в межличностном общении, снижении способности продуцировать инициативу, снижении социальных интересов и, как следствие, в проявлении устойчивой апатии, безынициативности, отказе от любых стремлений. Хроническая тревога может привести к формированию устойчивых негативных поведенческих паттернов, которые могут встроиться в структуру личности.
Заключение. Исследование уровня тревожности дошкольников, проживающих на приграничных территориях, является актуальным как для констатации номинального общего эмоционального состояния детей, так и для прогнозирования возможных проблем на будущее. В нашем исследовании акцент ставился на проявлениях неадекватной тревожности, которая представляет собой негативное эмоциональное состояние ребенка и проявляется как стойкое и неуместное чувство страха, ожидания неблагополучия в ситуациях, связанных с чрезвычайными изменениями или новыми обстоятельствами жизни. Высокий уровень тревожности коррелирует со сниженной самооценкой и проблемами с коммуникацией. Однако у детей дошкольного возраста тревожность не является постоянной чертой характера и может быть скорректирована с помощью соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Об авторах
Н. Н. АнаньеваРоссия
Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Д. В. Деулин
Россия
Деулин Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии
ул. Сретенка, д. 29, Москва 127051
Е. В. Михайлова
Россия
Михайлова Елена Владимировна, магистрант
ул. Сретенка, д. 29, Москва 127051
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.1. 320 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер Пресс, 2014. 220 с.
4. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / сост. и общ.ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.
6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007. 310 с.
7. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М., 2005. 411 с.
8. Мэй Р.Р. Проблема тревоги. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 430 с.
9. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. М., 2009. 192 с.
10. Боев И.В. Жертвы терроризма (психология, психопатология и терапия). Ставрополь: СГМА, 2003. 89 с.
11. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога тревожность / под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2015. 247 с.
12. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 18-22.
13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 2001. 296 с.
15. Тревога и тревожность. Хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Астапова. М.: Per Se, 2008. 239 с.
16. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4(21). С. 410-412.
17. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 16-18.
18. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т.8, №4. С. 24-28.
19. Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2-3. С. 152-155.
20. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста // Психология в России и за рубежом: материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–23 октября 2011 года. СПб.: Реноме, 2011. С. 23-25.
21. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2013. 198 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ананьева Н.Н., Деулин Д.В., Михайлова Е.В. Исследование специфики тревожности детей дошкольного возраста, проживающих на приграничных территориях. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):141-151. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151
For citation:
Ananyeva N.N., Deulin D.V., Mikhailova E.V. Study of the relationship between anxiety, self-esteem and communication in preschool children living in border areas. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):141-151. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151
 
                     
                                                  
            

 
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте