Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Исследование специфики тревожности детей дошкольного возраста, проживающих на приграничных территориях

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151

Аннотация

Цель. В условиях современной действительности проблема возникновения и проявления тревожности у детей дошкольного возраста, как относительно устойчивого эмоционального состояния, становится все более актуальной. В период проведения специальной военной операции ряд приграничных регионов страны живет в условиях объявленного режима контртеррористической операции и чрезвычайной ситуации. Обстановка в приграничных регионах отличается напряженностью и нестабильностью, что обусловливает рост ситуаций и факторов, способствующих появлению и усилению тревожных состояний у различных категорий населения.
Цель исследования: выявление особенностей проявления тревожности у дошкольников, проживающих в приграничном регионе. В рамках исследования также проводится анализ связи между уровнем тревожности и такими психосоциальными явлениями, как самооценка и коммуникативные способности ребенка.
Методы. В ходе исследования были использованы следующие методы: тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования, а также применены методики: 1. «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, в модификации М. А. Панфиловой); 2. Методика «Какой Я?» (О.С. Богдановой); 3. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 23, с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что более половины респондентов имеют средний уровень индекса тревожности, а у 45% испытуемых диагностирован высокий уровень. У этой категории детей тревожность периодически проявляется в виде беспокойства, трудностей с концентрацией внимания, навязчивых мыслей или страхов. Последствиями длительного состояния тревожности у дошкольников являются социальная дезадаптация, проявляющаяся в затруднениях в межличностном общении, снижении способности продуцировать инициативу, снижении социальных интересов и, как следствие, в проявлении устойчивой апатии, безынициативности, отказе от любых стремлений. Хроническая тревога может привести к формированию устойчивых негативных поведенческих паттернов, которые могут встроиться в структуру личности.
Заключение. Исследование уровня тревожности дошкольников, проживающих на приграничных территориях, является актуальным как для констатации номинального общего эмоционального состояния детей, так и для прогнозирования возможных проблем на будущее. В нашем исследовании акцент ставился на проявлениях неадекватной тревожности, которая представляет собой негативное эмоциональное состояние ребенка и проявляется как стойкое и неуместное чувство страха, ожидания неблагополучия в ситуациях, связанных с чрезвычайными изменениями или новыми обстоятельствами жизни. Высокий уровень тревожности коррелирует со сниженной самооценкой и проблемами с коммуникацией. Однако у детей дошкольного возраста тревожность не является постоянной чертой характера и может быть скорректирована с помощью соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Об авторах

Н. Н. Ананьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Д. В. Деулин
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Деулин Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии

ул. Сретенка, д. 29, Москва 127051



Е. В. Михайлова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Михайлова Елена Владимировна, магистрант

ул. Сретенка, д. 29, Москва 127051



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.1. 320 с.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер Пресс, 2014. 220 с.

4. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / сост. и общ.ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. 256 с.

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.

6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007. 310 с.

7. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М., 2005. 411 с.

8. Мэй Р.Р. Проблема тревоги. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 430 с.

9. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. М., 2009. 192 с.

10. Боев И.В. Жертвы терроризма (психология, психопатология и терапия). Ставрополь: СГМА, 2003. 89 с.

11. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога тревожность / под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2015. 247 с.

12. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 18-22.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Наука, 2001. 296 с.

15. Тревога и тревожность. Хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Астапова. М.: Per Se, 2008. 239 с.

16. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4(21). С. 410-412.

17. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 16-18.

18. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т.8, №4. С. 24-28.

19. Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2-3. С. 152-155.

20. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста // Психология в России и за рубежом: материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–23 октября 2011 года. СПб.: Реноме, 2011. С. 23-25.

21. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2013. 198 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ананьева Н.Н., Деулин Д.В., Михайлова Е.В. Исследование специфики тревожности детей дошкольного возраста, проживающих на приграничных территориях. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):141-151. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151

For citation:


Ananyeva N.N., Deulin D.V., Mikhailova E.V. Study of the relationship between anxiety, self-esteem and communication in preschool children living in border areas. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):141-151. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-141-151

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)