Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Понятие о коммуникативной компетентности педагогов учреждений высшего образования

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-98-113

Аннотация

Современные исследования показывают, что профессиональная компетентность педагогов включает в себя массу критериев, среди которых: умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами и родителями, а также владеть навыками использования инновационных технологий в образовательном процессе. Исследование проблемы профессиональной компетенции является актуальным в условиях непрестанного изменения образовательной системы, когда происходит внедрение в учебный процесс новых технологий и практик. Кроме того, в условиях глобализации педагогам необходимо развивать еще и межкультурную компетентность. Данный термин может пониматься как уважение к культурным различиям, что позволяет создавать достаточно комфортную образовательную среду, где каждый ученик чувствует себя спокойно и защищенно. Педагоги должны быть готовы к работе с многонациональными и многокультурными классами, что требует от них не только знаний, но и гибкости в подходах к обучению.
Цель данной статьи заключается в изучении феномена коммуникативной компетентности педагогического работника учреждений высшего образования.
Благодаря проведенному психологическому эксперименту были даны понятие, содержание, сущность и компоненты коммуникативной компетентности педагогических работников; рассмотрена коммуникативная компетентность педагогов как ведущая составляющая профессиональной компетентности в целом; проведён анализ результатов психологической диагностики коммуникативной компетентности педагогических работников.
В исследовании использовались следующие методики: опросник «Диагностика стилей педагогического общения» (Н.П. Фетискин), опросник «Какой у Вас тип коммуникабельности?» (А.П. Панфилова), методика «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (В.В. Бойко, И.М. Юсупов), опросник «Оценка коммуникативных навыков» (А. Мехрабиен). В проведенном исследовании были применены разнообразные методы анализа полученной информации, включая качественные и количественные подходы.

Об авторе

Н. В. Тарасова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Старченко Ф.М. Формирование профессиональной компетентности педагогических работников системы профессионального образования // Современные проблемы АПК и их решение: материалы V Национальной конференции, Майский, 14 октября 2022 года. Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2022. Т. 2. С. 254-256.

2. Жукова И.А. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников колледжа как условие качественной подготовки специалистов // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практической конференции: в 12 ч., Тамбов, 29 октября 2012 г. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2022. Ч. 2. С. 56-58.

3. Горх Е.Е. Взгляд на условия формирования профессиональной компетентности педагогических работников: социокультурный контекст // Актуальные проблемы дошкольного образования, Челябинск, 30 апреля 2021 года. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. С. 150-154.

4. Юрченко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС: основные противоречия и проблемы // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конференции, Тамбов, 28 февраля 2014 года. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2024. Ч. 7. С. 158-159.

5. Нечаев М.П. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников Московской области в сфере защиты прав участников образовательных отношений // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2017. № 2(12). С. 9-12.

6. Возгова З.В. Система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности научно-педагогических работников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 122-129.

7. Коростелева Н.А. Проблемы формирования и повышения профессиональной компетентности педагогических работников // Актуальные проблемы современности. 2020. № 1(27). С. 89-92.

8. Фомина А.М. Модель формирования профессиональной компетентности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3(35). С. 43-48.

9. Лунгу Н.Е. Институциональное повышение квалификации профессиональной компетентности педагогических работников: социально-коммуникативный аспект // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 3-5(49). С. 314-316.

10. Шатило О. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях изучения обновлённой нормативной правовой базы // Пралеска. 2023. № 1(377). С. 7-19.

11. Дрозд К.В. Профессиональная коммуникация в образовании. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. 233 с.

12. Овсянникова Е.К., Марухно В.М. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 186-187.

13. Курилова О.О. Коммуникативная компетентность преподавателя медицинского вуза как основа для формирования профессиональной компетентности студентов // Региональный вестник. 2019. № 3(18). С. 35-37.

14. Токсонбаев Р.Н. Методологические подходы к формированию коммуникативной компетентности преподавателей педагогических направлений в процессе повышения // Научный аспект. 2019. Т. 10, № 2. С. 127-128.

15. Богоудинова Р.З. Научно-педагогическое обоснование результатов диагностики коммуникативной компетентности преподавателей вуза // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4(57). С. 301-306.

16. Светлакова Е.В. Значение коммуникативной компетентности преподавателя образовательных организаций МВД России для реализации образовательного процесса // Общество и государство. 2023. № 1(41). С. 29-32.

17. Смирникова О.В. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 марта 2016 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. Т. 1. С. 360-364.

18. Гостева Л.З. Профессиональная коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы в условиях инклюзии // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 87-89. https://doi.org/10.34670/AR.2021.12.11.029.

19. Кузнецова А.А. Критерии коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы в условиях электронной образовательной среды // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 5(8). С. 30-37.

20. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая проблема // Успехи современной науки. 2016. Т. 2, № 11. С. 111-113.

21. Хуторная М.Л. К вопросу о коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 4(26). С. 92-95.

22. Назарматова Г.А. Основные методы и формы формирования коммуникативной компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации // Alatoo Academic Studies. 2019. № 2. С. 12-15. https://doi.org/10.17015/aas.2019.192.06.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова Н.В. Понятие о коммуникативной компетентности педагогов учреждений высшего образования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(2):98-113. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-98-113

For citation:


Tarasova N.V. The concept of communicative competence of teachers of higher education institutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(2):98-113. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-2-98-113

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)