В статье рассматриваются антропонимические модели, по которым происходит именование референта в газетных текстах разных десятилетий. Цель работы – выявление тенденций употребления антропонимов в медиатекстах на основе сопоставления данных об их использовании в региональной газете «Курская правда» в различные временные периоды (1990, 2000, 2010, 2020 годы). В работе применяются такие методы исследования, как метод сплошной выборки, наблюдение над языковым материалом, систематизация, анализ, обобщение.
Анализируются особенности использования в медиатекстах однокомпонентных, двухкомпонентных и трехкомпонентных антропонимов в полной и сокращенной форме. Отмечено, что наиболее частотны второй и третий их виды, соотношение которых с течением времени меняется.
Выявлены две основные тенденции в употреблении антропонимов в газетных текстах: значительное сокращение использования трехкомпонентного антропонима, включающего инициалы и фамилию и активно использовавшегося в советской печати, и явный переход на употребление двухкомпонентного антропонима, состоящего из полного имени и фамилии, что выступает одним из проявлений демократизации языка, средством создания более современного образа референта.
Показано, что нетипичное для советской медиакультуры двухкомпонентное именование (имя и фамилия) из деловой и политической сферы со временем перешло в медийную и нашло отражение в языке курской прессы; постепенно данный способ номинации стал основным; используя данную модель антропонима, авторы публикаций участвуют в формировании концепции современного именования, транслируя складывающиеся тенденции и распространяя их в социуме.
Изучение особенностей употребления антропонимов в медиаречи вносит вклад в развитие современной антропонимики, важно в плане накопления данных об актуальном состоянии языка СМИ.
Журналистское наследие В.А. Гиляровского изучено достаточно подробно, в меньшей мере внимание ученых было приковано к его автобиографической прозе - повестям «Мои скитания» и «Люди театра», авторской манере, выражению индивидуального видения мира и человека. В статье рассматриваются языковые и стилистические особенности портрета В.А. Гиляровского и выявляется своеобразие вестиальной лексики, ее функции в описании внешности героев разных социальных слоев.
Цель исследования - изучить тематику и проблематику автобиографической прозы, провести лингвистический анализ портретных описаний в повестях «Мои скитания» и выявить специфику и функции вестиальной лексики.
В исследовании акцент был сделан на осмысление особенностей стиля писателя, специфики его портретов, этнолингвистический и этимологический аспект лексики одежды.
В результате анализа выявлено, что в автобиографической прозе В.А. Гиляровского основной вид портрета − социально-исторический, описательно-бытовой. Исходя из художественных задач, писатель не стремится к постижению психологии героев или их редкой индивидуальности. Авторский комментарий в портрете отсутствует. Принципы внешнего изображения становятся основополагающими. «Мужское» видение окружающих людей ведет к отсутствию положительной или отрицательной экспрессии, экзальтации чувств или сентиментальности. Гражданский мундир, сюртук, фрак, ливрея в портретах имеют не только описательную функцию, «визуализируя» героя, но и выявляют должность героя, определяют его личностное отношение к собственному положению в обществе. Мундир, шинель, фуражки, сапоги представляют форменную одежду, где определения подчеркивают материал, знаки отличия, фасон и детали одежды; награды. Данная лексика также носит исторический и архаический характер, позволяя читателю представлять особенности костюма XIX века, погрузиться в мир, интересный, неизвестный, подчас патриархальный, что способствует пониманию среды, ее иерархичности и в то же время живописной разнообразности.
Женские портреты с вестиальной лексикой единичны; они выполняют описательную функцию, функцию социальной характеристики. Законодательное предписание в ношении служебного и партикулярного платья соблюдается лицами официальными, служащими героями.
На изменение моды, связанной не только с эстетическими, но и идейно-политическими воззрениями революционной молодежи, с ее стремлением к демократизации облика, указывает портрет ссыльных, в котором преобладает лексика народной одежды, в частности, облика городских рабочих. Вместе с тем аксессуары подчеркивают «субкультуру» нигилистов.
Статья посвящена изучению специфики фразеологических единиц и пословиц английской лингвокультуры. Целью работы является осуществление анализа символьной специфики фитонимического компонента, входящего в состав фразеологизмов и пословиц, формирующих лингвокультурную картину мира Великобритании.
Методика исследования носит комплексный характер и основана на междисциплинарном подходе, включающем анализ специфики лингвокультуры Великобритании с целью выявления специфических свойств компонентов-фитонимов в составе фразеологических единиц и пословиц, формирующих национальный язык англичан. В ходе исследования были использованы две группы методов: общенаучные методы, к которым относятся анализ и синтез, обобщение, и специальные методы, к которым принадлежат описательный метод, метод компонентного анализа, квантитативный метод.
Доказано, что символьный компонент, входящий в состав фразеологизмов и пословиц, формирует специфические образы в сознании человека, которые вызывают особые ассоциации. Фитонимический компонент в составе фразеологизмов и пословиц в английской культуре является важным строительным материалом, формирующим специфику лингвокультуры в целом. Автор выявляет такие подгруппы фитонимов в составе фразеологизмов и пословиц, как «компонент – дерево», «компонент название дерева», «компонент часть дерева», «компонент плоды дерева» и систематизирует их свойства с позиции лингвокульутрологии. В работе утверждается, что качества, типичные для фитонимических компонентов, ассоциируются с человеком и различными аспектами его деятельности.
В результате исследования выявляются такие группы фразеологических единиц и пословиц с компонентом-фитонимом, как «человек», в рамках которой фитонимический компонент описывает внешность, характер, речь человека, а также его умственные способности; «специфика быта человека», подразделяемую на подгруппы «материальный быт» и «нематериальный быт», репрезентирующих особенности материальных и нематериальных ценностей английской лингвокультуры.
Статья посвящена анализу случаев нейтрализации гендерной отнесенности фразеологических единиц в их живом употреблении в современной медиаречи. Цель работы – изучение динамики представлений о мужском и женском в русской фразеологии на основе выявления форм нейтрализации гендерной отнесенности, их классификации и анализа отмеченных трансформаций при употреблении устойчивых сочетаний в газетных текстах Национального корпуса русского языка. В работе используются следующие методы исследования: метод сплошной выборки, наблюдение над языковым материалом, лексикографический, лексико-семантический и контекстуальный анализ, классификация, анализ, обобщение.
Рассмотрены три способа нейтрализации гендерной отнесенности фразеологических единиц: нейтрализация гендера на уровне словарных дефиниций (указание на соотношение с человеком вообще, без дифференциации пола: Иван, не помнящий родства), нейтрализация на грамматическом уровне (сочетаемость с объектом противоположного предполагаемому грамматическим родом: спящая красавица), употребление фразеологического оборота по отношению к лицу противоположного пола (вольный казак).
Показано, что, при всей силе гендерных стереотипов в языковом сознании, они не являются застывшими: гендерные представления меняются в процессе общественного развития, что выражается в трансформации семантики и сочетаемости гендерно маркированных фразеологизмов, переосмыслении их однолинейной связи с маскулинностью / феминностью.
Выявление способов нейтрализации гендерной отнесенности фразеологизмов вносит вклад в исследование проявлений гендера во фразеологии. Описание современного фразеоупотребления важно в плане констатации постоянства в языковом сознании сложившихся гендерных стереотипов и сдвигов в их восприятии, а также аккумуляции данных о механизмах оперирования идиоматикой и развитии фразеологического значения.
Настоящая статья посвящена анализу эвфемистических замен, используемых в политическом дискурсе и занимающих особое место в текстах средств массовой информации. Подобного рода исследования достаточно актуальны вследствие постоянных изменений текущей политической обстановки и важности отражения этих трансформаций в современном языке. Целью данной статьи является изучение эвфемизмов с точки зрения их функционирования в американском политическом дискурсе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить концепцию политического дискурса с различных точек зрения, продемонстрировать завуалированное значение утверждений, используемых в политических текстах средств массовой информации и выступлениях американских политиков, а также рассмотреть методы влияния на массовое сознание носителей языка. Исследование основано на способности эвфемизмов не только нейтрализовать отрицательные значения в соответствии с общепринятой политкорректностью, но и изменить смысл заявления для достижения необходимого коммуникативного эффекта. Принято во внимание явление эвфемии, изученное достаточно подробно под разными углами. С целью выяснения оказания неявного влияния на массовое сознание с помощью политических эвфемизмов был проведен анализ эвфемистических замен, выполненный на основе выборки текстов из средств массовой информации, таких как USA Today, The Washington Post, The New York Times, CNN International. Выяснилось, что эвфемизмы могут скрывать истинный смысл с помощью таких методов, как неполное предоставление информациии, совмещение реальности с предположениями и домыслами, задержка подачи фактов, заведомо неверная информация и др. Таким образом, эвфемистические замены могут оказывать влияние на взгляды общества, в результате чего могут быть использованы в качестве манипулятивных средств языка, тем самым направляя мнение получателей информации в нужное русло.
В статье осуществляется структурный анализ одного стендап-шоу известного британского комедианта Джимми Карра, позволяющий продемонстрировать, что, поскольку в основе наиболее востребованных и популярных шуток, как правило, лежит бинарная оппозиция «свой–чужой», явление политической корректности не может в полной мере распространяться на юмористический дискурс. Актуальность проводимого исследования определяется необходимостью более полного и всестороннего изучения политической корректности как лингвофилософской и лингвокультурологической категории, описания средств ее актуализации в разных типах дискурса, в том числе с целью изучения ее природы, которая противоречит бинарному по своей природе мышлению человека. В обзорной части статьи освещается ряд событий, способствовавших закреплению словосочетания «политическая корректность» в английском языке, рассматривается роль бинарной оппозиции «свой–чужой» как модели взаимодействия человека с миром. Новизна исследования состоит в том, что при анализе ряда фрагментов видеошоу Дж. Карра впервые метод структурного анализа использован для выявления элементов, репрезентирующих оппозицию «свой–чужой» в современном юмористическом дискурсе. В статье также использованы методы дискурсивного и контент анализа, позволяющие установить актуальные темы современного юмористического дискурса. В теоретическом отношении проведенный анализ позволяет предположить, что, поскольку по своей сути политическая корректность языка противоречит природе юмора, она в значительной степени несовместима с юмористическими жанрами. В этой связи в заключительной части статьи ставится вопрос о том, насколько активная тенденция к политической корректности способна выводить за рамки юмористических жанров определенные темы и создавать опасность их постепенного вымирания. Отмечается, что наблюдаемая в проанализированном материале положительная реакция аудитории на шутки, затрагивающие табуированные темы, дает основания полагать, что человеческая потребность в такого рода юморе может способствовать постепенному спаду тенденции к политкорректности.
Актуальность исследования определяется необходимостью проведения комплексного анализа фра-зеологизмов и паремий, функционирующих в современной русской лингвокультуре, формирующих национальную картину мира. Целью работы является выявление характерных свойств, типичных для фразеологизмов и паремий, содержащих в своем составе такой компонент, как оним. Методика исследования базируется на междисциплинарном подходе и включает общенаучные и специальные методы. В группу общенаучных методов входят анализ и синтез, а также обобщение. Эти методы применяются с целью систематизации теоретического и практического материала исследования. К группе специальных методов принадлежат: метод моделирования, позволяющий выявить специфические лингвокультурные свойства фразеологических единиц и паремий в рамках русской культуры; метод компонентного анализа, при котором выделяются семантические признаки и лексико-семантические варианты многозначных слов; дефиниционный метод, применяемый при получении лексикографической информации о значении исследуемой языковой единицы. Фразеологизмы и паремии, включающие компонентоним, отражают специфику национального русского характера и дают возможность определить ключевые свойства лингвокультурной картины мира русского народа. В работе анализу подвергается лингвокультурная специфика фразеологизмов и паремий с компонентомонимом, подразделяемых на следующие типы: мифонимы, хрононимы, агионимы, литературные онимы, исторические онимы, антропонимы. Доказано, что все типы фразеологизмов и паремий с компонентомонимом функционируют в современном русском языке и являются мар-керами культурно-значимой информации, отражающей специфику русской лингвокультуры. В ранг наиболее продуктивных типов фразеологических единиц с компонентом-онимом входят антропонимы; хрононимы не являются продуктивным явлением для современной русской лингвокультуры.
Изменения языковой способности носителей языка под влиянием стремительного развития техно-логий и трансформации окружающего мира является одной из актуальных проблем современной психо-лингвистики. Материалом исследования послужили данные русского ассоциативного словаря (конец 80-х − начало 90-х гг. ХХ в.) и результаты свободного ассоциативного эксперимента, представленные в мультилингвальном ассоциативном тезаурусе вежливости (2020 г.). В рамках теории речевой деятельности пару стимул − реакция принято рассматривать как речевое действие. Согласно разработанной нами модели речевого действия, его существенными составляющими являются способы и средства предицирования. В работе показано, что в структуре ассоциативных полей «собака» разного времени фиксации произошли значительные изменения, акцентирующие динамику языковой способности носителей языка. Количество речевых действий полного цикла синтаксирования уменьшилось на 26 %, а доля синтаксических примитивов и топиккоммент структур увеличилась на 10 % и 16 % соответственно, что свидетельствует о снижении уровня потенциальной готовности к продуцированию и восприятию речевых действий полного цикла синтаксирования. Изменения средств предицирования речевого действия проявились в различной иерархии структурных компонентов анализируемого ассоциативного поля. Экспериментально выявленное сокращение доли операциональных ассоциатов (-14 %) и эмоционально-оценочных реакций (- 26 %) свидетельcтвует об уменьшении значимости эмотивных и языковых ориентиров при формировании ассоциативной связи, а также диагностирует снижение уровня языковой компетенции. Увеличение доли понятийных реакций (+12 %) и реакций-представлений (+28 %) акцентирует доминирование когнитивных ориентиров при продуцировании речевых действий.
Статья посвящена исследованию цветообозначения (ЦО) синий, которое занимает важное место в цветовой картине мира представителей русской культуры, что обусловливает актуальность эмпирического изучения образа данного ЦО с точки зрения психолингвистики. Теоретической основой исследования послужили работы А.А. Залевской, А.П. Василевича, Е.И. Горошко.
При организации и проведении исследования мы исходили из предположения о единстве индивидуального и культурного знания о цвете, отмечая как культурную, так и личностную составляющую образа цвета в сознании отдельного индивида. Исследование проводилось на базе Юго-Западного государственного университета среди студентов очной и заочной форм обучения. Основными методами, используемыми в работе, являются ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, факторный и дефиниционный анализы. При анализе результатов исследования используются данные смежных наук: психологии, нейрофизиологии.
Работа показывает структуру ассоциативного поля (АП) ЦО синий в различные временные периоды, что позволяет наглядно продемонстрировать динамику изменения этого поля за последние тридцать лет.
В статье также рассматривается гендерная структура ассоциативного поля ЦО синий, выделяются общие гендерно нейтральные ассоциации, а также ассоциации, являющиеся типично женскими и типично мужскими. Кроме того, проводится факторный анализ результатов семантического дифференциала с точки зрения гендерных особенностей восприятия исследуемого ЦО.
Описываемая в работе методика организации и проведения экспериментального исследования может успешно использоваться для психолингвистического исследования образов различных стимульных слов. Полученные в ходе исследования образа ЦО синий в сознании представителей современной русской культуры данные могут быть использованы не только в лингвистике, но и в маркетинге, психологии и рекламе.
В данной статье проводится анализ понятия «неологизм», определяется его лингвостилистическая функция, систематизируются и анализируются особенности употребления неологизмов периода пандемии COVID-19 в известных британских периодических изданиях на примере конкретных статей. Поскольку СМИ описывают явления и события, которые характерны для определенного времени, наибольшее количество неологизмов появляется именно в прессе. Анализ неологизмов в рамках данного исследования проведен на основе классификации Л. В. Шевелевой, согласно которой неологизмы разделяются на три группы: собственно неологизмы, лексические новообразования, семантические неологизмы.
Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что новые слова возникают в языке постоянно, на всех этапах его существования, особенно в период социальных потрясений, быстро-го темпа развития общества, и вопрос об их систематизации приобретает особую значимость. Цель данного исследования состоит в выявлении и анализе новых лексических единиц, возникших в современном английском языке в период пандемии COVID-19, и установлении их лингвостилистической функции в процессе формирования нового лексического слоя английского языка.
В результате исследования автор пришел к выводу, что большую часть неологизмов в британской прессе периода COVID-19 составляют лексические новообразования. Большинство лексем, которые были проанализированы, несут номинативную функцию. Только словосочетания Corona Mutant и Corona Winter выполняют экспрессивную функцию и словосочетания Booster campaign и The beginning of the pandemic – функцию привлечения внимания.
Методологическую базу данного исследования составили: метод семантического анализа, метод сплошной выборки, метод лингвистического описания (интерпретация и обобщение анализируемого материала), сопоставительный анализ, лингвостатистический анализ.
Предложенный автором статьи систематизированный материал может быть использован в педагогической и научной деятельности в сфере таких отраслей языкознания, как неология, лингвистическое терминоведение, дериватология.
В статье анализируется система тестовых заданий по русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки, предназначенных для обучения и контроля формирования языковой компетенции обучающихся.
Целью исследования является обеспечение качественными тестовыми технологиями, способствующими формированию языковых компетенций инофонов в условиях дистанционного и смешанного фор-матов обучения, анализ их эффективности в проведении контроля, самоконтроля и корректирующих мероприятий.
Материалом исследования послужили тестовые материалы и результаты текущего, промежуточного и итогового тестового контроля по русскому языку как иностранному. Тестовые материалы были разработаны авторами на платформе Moodle для реализации обучения на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» и размещены в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ. Платформа Moodle имеет широкий спектр инструментов для проектирования тестовых заданий, статистической обработки результатов про-хождения тестов, что позволяет получить информацию о качестве тестов.
Авторами исследования проведен выборочный статистический анализ тестов для текущего, про-межуточного и итогового контроля с последующей корректировкой отдельных вопросов теста. Статистический анализ учитывал такие параметры, как индекс легкости, стандартное отклонение, балл случайного угадывания, намеченный вес, эффективный вес, индекс дискриминации, эффективность дискриминации.
Автоматизированный контроль на начальном этапе обучения РКИ носит планомерный, систематичный и регулярный характер и дает возможность проверки полученных в процессе обучения знаний и навыков по лексике и грамматике, позволяет объективно оценить и сопоставить успехи и недочеты в учебной деятельности инофона, выявить уровень владения языком, исключив субъективное мнение пре-подавателя об обучающемся, предусматривает возможность обратной связи, существенно сокращает временные затраты на проверку и анализ результатов.
Авторы пришли к выводу, что анализируемые тесты оптимизируют процесс обучения и объективизируют контроль, дают обучающимся возможность самоконтроля, преподавателям – варьирования способов контроля и управления самостоятельной учебной деятельностью обучающихся.
Актуальность темы обусловлена введением в научный оборот в последнее десятилетие новых исследовательских материалов, связанных с творческой личностью Генриетты Ниссен-Саломан. Переиздана её «Школа пения», впервые вышедшая в 1880 году. Прославленная шведская певица, профессор Санкт-Петербургской консерватории, Г. Ниссен-Саломан за девятнадцать лет жизни в России подготовила около тридцати выдающихся исполнительниц, педагогов-вокалистов.
Цель данной публикации – раскрыть значение артистической и педагогической деятельности Г. Ниссен-Саломан для становления и развития национальной вокальной школы. В задачи авторов входит представление основных этапов её творческого пути, оперного и концертного репертуара, характеристика работы в консерватории в русский период жизни.
Принципы, на которых основывалась вокально-педагогическая система Г. Ниссен-Саломан – последовательность, постепенность и целесообразность в приобретении технического мастерства, формировании у воспитанников музыкально-теоретических познаний и чувства стиля, – были унаследованы её ученицами. В их числе – Н. А. Ирецкая, Е. А. Лавровская, В. М. Зарудная, внёсшие существенный вклад в продолжение традиций Г. Ниссен-Саломан в стенах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, на концертных и оперных сценах.
Историческая дистанция, позволяющая объективно рассмотреть ведущие положения методики Г. Ниссен-Саломан в контексте опыта зарубежных мастеров (прежде всего М. Гарсиа), педагогических подходов М. И. Глинки, А. Е. Варламова и других создателей русской национальной школы пения, даёт основания для высокой оценки эффективности её системы. Без сомнения, Г. Ниссен-Саломан входит в когорту основоположников русской вокальной школы и занимает в ней почетное место, а её «Школа пения», созданная в период становления и расцвета отечественного вокального искусства, имеет большое практическое значение для обучения современных молодых певцов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Образовательные технологии должны быть направлены на повышение мотивации студентов к усвоению знаний. Существующие методики преподавания постепенно утрачивают свою эффективность ввиду изменения нравственной, экономической, социальной составляющих современного мира. Тенденцией последних лет является цифровизация, затрагивающая все сферы жизни общества, поэтому образовательные технологии должны соответствовать изменяющимся условиям.
Целью исследования является выявление положительных и отрицательных черт геймификации как образовательной методики в современной высшей школе.
Задачами исследования являются: определить понятие «геймификация» и выявить ее отличия от понятия «игра»; рассмотреть составляющие геймификации как образовательной методики; выявить мотивационную роль игровых технологий в образовательном процессе; рассмотреть возможные способы повышения мотивации студентов в ходе учебной деятельности; проанализировать недостатки внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
Методология. Методологической основой исследования является метод диалектического научного познания; системный подход к рассматриваемой проблеме, исторический метод, аналитический метод и др.
Результаты. В ходе исследования были выявлены и систематизированы различные подходы к понятию «геймификация». Авторы выявили положительные и отрицательные черты внедрения игровых технологий в образовательный процесс, а также рассмотрели мотивационную составляющую обучения современного студента.
Вывод. Игровые технологии в образовании используются достаточно редко, так как многие педагоги недооценивают их потенциал. Кроме того, их внедрение в образовательный процесс требует от преподавателя приложения усилий, в том числе и творческих. Подобные технологии позволяют вовлечь в образовательный процесс большее количество студентов за счет повышения интереса к чему-то новому и отличающемуся от классической методики преподавания. Безусловно, использование игровых технологий в образовательном процессе имеет ряд недостатков, которые можно нивелировать успешным сочетанием иннновационных и классических методик преподавания.
Актуальность данной темы состоит в том, что молодые педагоги зачастую не уделяют должного внимания организации певческого дыхания у обучающихся, и это приводит к дефектам звукообразования. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся подготовки академических вокалистов в аспекте правильной организации дыхания. Певческое дыхание является основой всего исполнительского процесса, от него зависят не только совершенствование вокально-технических навыков, но и художественный результат. Задача, которую ставят перед собой авторы – рассмотреть дыхание как основу звуковедения и раскрыть особенности работы над ним.
Дыхание, как фундамент профессионального пения, связано с другими факторами звукообразования: с их развитием и совершенствованием параллельно укрепляется дыхание. Авторами формулируются условия для получения высокой певческой позиции: свободное положение гортани и ротовой полости, округлый и прикрытый звук, мягкая атака звука, близкое и яркое звучание. В результате возникают красота и насыщенность тембра, «полётность» голоса. В процессе занятий важны приподнятый тонус, желание и устремлённость певца к достижению цели.
Обучение вокалу является процессом сугубо индивидуальным, поэтому молодые педагоги должны находиться в тесном контакте с учениками, контролируя их первые шаги в освоении вокальной техники: в организации дыхания, выработке высокой певческой позиции, снятии мышечных зажимов гортани, контролем за звуковедением. Авторы обобщают рекомендации выдающихся вокальных педагогов прошлых лет, а также предлагают свои указания и термины, основываясь на многолетнем личном вокально-педагогическом и исполнительском опыте.
Актуальность. Высокий травматизм работников строительной отрасли остается постоянной проблемой на протяжении многих лет. Наиболее распространенной непосредственной причиной травмирования работников является их собственное небезопасное поведение при выполнении работ. Выявление факторов, формирующих установку работников на небезопасное поведение, является началом эффективной реализации программ безопасности в строительных проектах и принятия мер по предупреждению травмоопасных ситуаций.
Цель – изучить производственные факторы, формирующие установку строительных рабочих на небезопасное поведение в трудовой деятельности.
Задачи: выявить личное отношение и восприятие производственных опасностей работниками организаций строительной отрасли; исследовать уровни выраженности трех основных компонентов предрасположенности личности к небезопасной деятельности – когнитивного, аффективного и поведенческого, формирующих установку личности на небезопасное поведение.
Методология. Исследование выполнено методом анонимного анкетирования. Вопросы сосредоточены на выявлении особенностей отношения работников к опасностям и их поведения, которые могут непосредственно влиять на безопасность труда и обусловливать травматизм.
Результаты. Получен качественный материал для выявления и систематизации факторов, которые формируют установку на небезопасное поведение работников в производственной обстановке.
Выводы. Полученные результаты объективно свидетельствуют о том, что представления об опасности трудового процесса и производственной среды не соответствуют действительности и являются факторами, формирующими установку на небезопасное поведение работников. Сформированная установка не позволяет субъекту принимать адекватные решения и контролировать свою деятельность. Специалист по охране труда может использовать полученные данные для выявления причин опасного поведения и мер их профилактики. В системе управления персоналом организации необходимо про-водить психологическое тестирование работников, путем тренинга формировать чувство ответственности за соблюдение техники безопасности на рабочем месте.
При всем многообразии подходов к изучению социальной ситуации развития ребенка при наличии у него соматического неблагополучия, в настоящее время недостаточно внимания уделяется проблематике возникновения и течения аллергии неясного генеза. Рассмотрение аллергии неясного генеза сквозь призму психосоматической реакции невозможно без учета социальной ситуации развития ребенка. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности социальной ситуации развития ребенка посредством изучения различных психологических характеристик, начиная от особенностей внутрисемейных конфликтов, типа воспитания, качества контакта между матерью и ребенком и заканчивая прошлым опытом взаимодействия матери ребенка с собственной матерью. Целью исследования является изучение особенностей социальной ситуации развития ребенка при проявлении аллергии как ясного, так и не-ясного генеза. В статье представлены результаты исследования 63 матерей с детьми, которые разделились в дальнейшем на три группы в зависимости от наличия выставленного диагноза: аллергия ясно-го/неясного генеза или ее отсутствие.
Учитывая поставленные цели, в нашем исследовании были использованы группы методов, ориентированные на изучение особенностей социальной ситуации развития ребенка: клиническая беседа, анализ медицинской документации, разработанная анкета, направленная на диагностическое обследование матерей и их детей, имеющих аллергию неясного генеза, а также детей, не имеющих аллергию неясного генеза, с целью выявления факторов риска нарушений психического и психосоматического здоровья, пси-ходиагностические методы.
По результатам проведенного исследования в статье представлено дифференцированное выявление факторов нарушения социальной ситуации развития ребенка, посредством изучения качества контакта между матерью и ребенком, определения значимости влияния прошлого негативного опыта взаимодействия с собственной матерью; нарушенных внутрисемейных отношений, что в дальнейшем может выступать триггером проявления аллергии неясного генеза у детей.