Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Экспериментальное исследование образа цветообозначения синий в языковом сознании носителей русской культуры

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-80-97

Аннотация

Статья посвящена исследованию цветообозначения (ЦО) синий, которое занимает важное место в цветовой картине мира представителей русской культуры, что обусловливает актуальность эмпирического изучения образа данного ЦО с точки зрения психолингвистики. Теоретической основой исследования послужили работы А.А. Залевской, А.П. Василевича, Е.И. Горошко.

При организации и проведении исследования мы исходили из предположения о единстве индивидуального и культурного знания о цвете, отмечая как культурную, так и личностную составляющую образа цвета в сознании отдельного индивида. Исследование проводилось на базе Юго-Западного государственного университета среди студентов очной и заочной форм обучения. Основными методами, используемыми в работе, являются ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, факторный и дефиниционный анализы. При анализе результатов исследования используются данные смежных наук: психологии, нейрофизиологии.

Работа показывает структуру ассоциативного поля (АП) ЦО синий в различные временные периоды, что позволяет наглядно продемонстрировать динамику изменения этого поля за последние тридцать лет.

В статье также рассматривается гендерная структура ассоциативного поля ЦО синий, выделяются общие гендерно нейтральные ассоциации, а также ассоциации, являющиеся типично женскими и типично мужскими. Кроме того, проводится факторный анализ результатов семантического дифференциала с точки зрения гендерных особенностей восприятия исследуемого ЦО.

Описываемая в работе методика организации и проведения экспериментального исследования может успешно использоваться для психолингвистического исследования образов различных стимульных слов. Полученные в ходе исследования образа ЦО синий в сознании представителей современной русской культуры данные могут быть использованы не только в лингвистике, но и в маркетинге, психологии и рекламе.

Об авторе

Е. А. Таныгина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Таныгина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

305040

ул. 50 лет Октября, 94

Курск



Список литературы

1. Таныгина Е.А. Образ цвета в сознании носителя языка: дис. … канд. филол. наук. Курск, 2012. 200 с.

2. Gibson E., Futrell R. Color naming across languages reflects color use // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2017. Vol. 114, Issue 40, 3. Pp. 10785-10790. https://doi.org/10.1073/pnas.1619666114.

3. Нанкевич А. А. Цветовые системы как способ репрезентации категорий цвета // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 2. С. 77-93. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2022-8-2-0-6

4. Никулина Т.Е. Прилагательное «синий» в языке русских волшебных сказок (по сборникам и записям XIX в.) // История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988. С. 113–123.

5. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. 288 с. 6. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М.: Молодая гвардия, 1990. 190 с.

6. Таныгина Е.А. Проблема соотношения знания и наименования (на примере цветообозначения черный) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2011. № 2 (40). С. 154–159.

7. Таныгина Е.А. Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примере цветообозначения розовый) // Вестник ИГЛУ. 2011. № 4. С. 69–75.

8. Залевская А.А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005.

9. Горошко Е.И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета // Языковое сознание и образ мира: сборник статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-9.html.

10. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005. 216 с.

11. Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 11. С.6–9.

12. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1. С. 265-275.

13. Osgood Ch. E., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. University of Il-linois Press, 1957. 346 p.

14. Tanygina E. The Inner Image of Russian Color Term черньӀй (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900117/

15. Таныгина Е. А., Никитенкова Т. С. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2020. № 4 (67). С. 87-97.

16. Таныгина Е. А., Нефедов Н. Г., Рубцов Н. Ю. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сб. науч. статей VIII Междун. научно-практ. конф. Курск, 2020. С. 412-416.

17. Таныгина Е.А. Особенности восприятия цветообозначений русского языка (на основе результатов ассоциативного эксперимента) // Концепт и культура: сборник научных статей (4-ая международная научная конференция) (Кемерово, 7 – 8 октября 2010 г.). Кемерово: ИНТ, 2010. С. 543 – 548.

18. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) // Известия Юго-Западного государственно-го университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 3. С. 99–113.

19. Светличная Т.Ю. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначения и цветовосприятия в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 186 с.

20. Праченко О.В. Фразеологические единицы с колоративным компонентом в рус-ском, английском, испанском и португальском языках: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2004. 273 c.

21. Грибер Ю.А., Йонаускайте Д., Мор К. Цвета эмоций: экспериментальное исследо-вание ассоциативных связей в современном русском языке // Litera. 2019. № 1. С. 69-86. DOI 10.25136/2409-8698.2019.1.28892.

22. Обухов Я.Л. Синий цвет // Журнал практического психолога. 1997. №1. С. 30-41

23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Астрель, 2004. 592 с.

24. Адушева И. А. Символика синего цвета в устойчивых сочетаниях английского и русского языков // Архивариус. 2015. Т. 2. № 3(3). С. 102-105.

25. Алымова Е.Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 268 с.

26. Annenkova A.V. Some Results of Psycholinguistic Research of Polycode Advertising Texts: Gender Factor Influence // Proceedings of the International Scientific and Practical Con-ference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humani-ties and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900004 (дата обращения: 19.12.2022)

27. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9. № 2(31). С. 21-32.

28. Егорова В.И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 4 (21). C. 99-106.

29. Горлачева В.В. Гендерные особенности цветообозначений в современном русско-язычном рекламном дискурсе // Bісник запорізького національного університету. Філологічні науки. 2009. №1. С. 22-28.

30. Гришкова В.И. Специфика речевого поведения мужчин и женщин в лингвистиче-ских исследованиях // Язык для специальных целей. Система. Функции. Среда: сб. науч. статей. Курск, 2004. С. 36-38.

31. Хабибулина Э.А. Влияние гендерных стереотипов на функционирование цветообозначений в области моды // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №28 (243). С. 116-120.

32. Кузнецова О.А., Челидзе А.Д., Демчук Д.С. Гендерные особенности восприятия цвета в рекламе // Евразийский союз ученых. 2015. №5 (14). С. 121-123.

33. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения: 21.12.2022).

34. Таныгина Е.А. Внутренний образ цветообозначения фиолетовый в сознании носи-теля русской культуры // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2011. № 4. Вып. 2 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 218–226.

35. Таныгина Е.А. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического дифференциала // «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение, 2011. № 1 (2). С. 35–41.

36. Kim MK , Muller HM , Weiss S. What you "mean'' is not what I "mean'': Categorization of verbs by Germans and Koreans using the semantic differential // LINGUA. 2021. Vol. 252. https://doi.org/10.1016/j.lingua.2020.103012

37. Konishi T. The connotations of gender: A semantic differential study of German and Spanish // Word. 1994. Т. 45, №. 3. С. 317–327.

38. Анненкова А. В. Метод семантического дифференциала в исследовании социальной рекламы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. № 4. С. 82-87.

39. Голубева Е.В. Изучение концепта «деньги» методом семантического дифференциала // Языковая личность. Речевые жанры. Текст: сборник научных трудов М., 2008. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/science_L/gol_15.htm. (дата обращения: 01.12.2022).

40. Резанова З.И. Влияние грамматического рода на концептуализацию объектов (экспериментальное исследование) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 104-124. https://doi.org/10.17223/19986645/50/7.

41. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом // Мир авионики, 2006. №4. С. 34-40.

42. Бакеева Д. А. Восприятие синего цвета в рекламной коммуникации (на примере печатной рекламы в СМИ Республики Мордовия) // Социальные трансформации. 2019. № 30. С. 25-30.


Рецензия

Для цитирования:


Таныгина Е.А. Экспериментальное исследование образа цветообозначения синий в языковом сознании носителей русской культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):80-97. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-80-97

For citation:


Tanygina E.A. The Experimental Study of the Image of Russian Color Term Blue in the Consciousness of Russian Culture Bearers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):80-97. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-80-97

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)