Работа над дыханием и звукообразованием с начинающими певцами
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-149-155
Аннотация
Актуальность данной темы состоит в том, что молодые педагоги зачастую не уделяют должного внимания организации певческого дыхания у обучающихся, и это приводит к дефектам звукообразования. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся подготовки академических вокалистов в аспекте правильной организации дыхания. Певческое дыхание является основой всего исполнительского процесса, от него зависят не только совершенствование вокально-технических навыков, но и художественный результат. Задача, которую ставят перед собой авторы – рассмотреть дыхание как основу звуковедения и раскрыть особенности работы над ним.
Дыхание, как фундамент профессионального пения, связано с другими факторами звукообразования: с их развитием и совершенствованием параллельно укрепляется дыхание. Авторами формулируются условия для получения высокой певческой позиции: свободное положение гортани и ротовой полости, округлый и прикрытый звук, мягкая атака звука, близкое и яркое звучание. В результате возникают красота и насыщенность тембра, «полётность» голоса. В процессе занятий важны приподнятый тонус, желание и устремлённость певца к достижению цели.
Обучение вокалу является процессом сугубо индивидуальным, поэтому молодые педагоги должны находиться в тесном контакте с учениками, контролируя их первые шаги в освоении вокальной техники: в организации дыхания, выработке высокой певческой позиции, снятии мышечных зажимов гортани, контролем за звуковедением. Авторы обобщают рекомендации выдающихся вокальных педагогов прошлых лет, а также предлагают свои указания и термины, основываясь на многолетнем личном вокально-педагогическом и исполнительском опыте.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ШенгелияРоссия
Шенгелия Светлана Владимировна, доцент кафедры вокального искусства
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
В. А. Моисеева
Россия
Моисеева Валерия Александровна, студентка факультета лингвистики и межкультурной коммуникации
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Белоусенко М. И., Стародубцева И. Ф. Обобщение концепций вокального исполнительства в системе музыкального искусства // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 67-70.
2. Аплечеева М. В. История вокального искусства. СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2020. 168 с.
3. Гарсия М. Полный трактат об искусстве пения. 1-е изд. СПб.: Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. 416 с.
4. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. I. 2-е изд., испр. СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 468 с.
5. Рудякова А. Э. Вокальная школа профессора кафедры академического пения Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова Александра Ивановича Быстрова // Образовательный вестник «Сознание». 2021. №10. С. 16-23.
6. Ниссен-Саломан Г. Школа пения / науч. ред. Е. П. Пономаренко. СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. 440 с.
7. Стулова Г. П. Взаимосвязь речевой и певческой функции учащихся в процессе их вокального воспитания // Наука и школа. 2021. № 1. С. 190-198.
8. Покровский А. В. Практическая работа по постановке голоса. Ч. III. Работа над голосом // Евразийский Союз Ученых. 2020. №7-6 (76). С. 11-13.
9. Юань С. Необходимые вокальные навыки певца в подготовке к сценическому выступлению // Sciences of Europe. 2022. № 97. С. 62-65.
10. Технологические аспекты исполнительского искусства в вокальной педагогике / авт.-сост.: М. И. Белоусенко, И. Ф. Стародубцева. Белгород: БГИИК, 2021. 134 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шенгелия С.В., Моисеева В.А. Работа над дыханием и звукообразованием с начинающими певцами. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):149-155. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-149-155
For citation:
Shengelia S.V., Moiseeva V.A. The Work on Breathing and Sound Formation with Aspiring Singers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):149-155. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-149-155