Лингводидактическое тестирование в цифровой среде как инструмент обучения и контроля формирования языковой компетенции инофонов
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-106-120
Аннотация
В статье анализируется система тестовых заданий по русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки, предназначенных для обучения и контроля формирования языковой компетенции обучающихся.
Целью исследования является обеспечение качественными тестовыми технологиями, способствующими формированию языковых компетенций инофонов в условиях дистанционного и смешанного фор-матов обучения, анализ их эффективности в проведении контроля, самоконтроля и корректирующих мероприятий.
Материалом исследования послужили тестовые материалы и результаты текущего, промежуточного и итогового тестового контроля по русскому языку как иностранному. Тестовые материалы были разработаны авторами на платформе Moodle для реализации обучения на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» и размещены в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ. Платформа Moodle имеет широкий спектр инструментов для проектирования тестовых заданий, статистической обработки результатов про-хождения тестов, что позволяет получить информацию о качестве тестов.
Авторами исследования проведен выборочный статистический анализ тестов для текущего, про-межуточного и итогового контроля с последующей корректировкой отдельных вопросов теста. Статистический анализ учитывал такие параметры, как индекс легкости, стандартное отклонение, балл случайного угадывания, намеченный вес, эффективный вес, индекс дискриминации, эффективность дискриминации.
Автоматизированный контроль на начальном этапе обучения РКИ носит планомерный, систематичный и регулярный характер и дает возможность проверки полученных в процессе обучения знаний и навыков по лексике и грамматике, позволяет объективно оценить и сопоставить успехи и недочеты в учебной деятельности инофона, выявить уровень владения языком, исключив субъективное мнение пре-подавателя об обучающемся, предусматривает возможность обратной связи, существенно сокращает временные затраты на проверку и анализ результатов.
Авторы пришли к выводу, что анализируемые тесты оптимизируют процесс обучения и объективизируют контроль, дают обучающимся возможность самоконтроля, преподавателям – варьирования способов контроля и управления самостоятельной учебной деятельностью обучающихся.
Об авторах
Т. В. КовалеваРоссия
Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
305040
ул. 50 лет Октября, 9
Курск
Autor ID: 686170
И. О. Амелина
Россия
Амелина Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
305040
ул. 50 лет Октября, 9
Курск
Autor ID: 739989
Список литературы
1. Амелина И.О. Особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении инофонов в дистанционном формате // Из-вестия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, № 4. С. 116–129.
2. Балыхина Т.М. Стандартизированная контрольно-оценочная деятельность в обучении русскому языку как иностранному // Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы. Научно-методические очерки. Терминологический словарь / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. М.: Московский государственный университет печати, 2003. С. 64–74.
3. Балыхина Т.М. Государственная система тестирования по русскому языку как ино-странному в аспекте общеевропейских стандартов // Уроки русской словесности: сборник научных трудов / под. ред. Л.А. Константиновой. Тула–Москва: Тульский государственный университет, 2017. С. 82–85.
4. Иванова А.С., Поморцева Н.В. Концепция нового формата контрольно-измерительных материалов для выпускников подготовительных отделений вузов РФ // Неделя науки СПбПУ: материалы конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 13–19 ноября 2017 г.). СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. С. 64-66.
5. Раннева Н.А. Дидактические основы построения тестовой системы контроля: На примере начального этапа обучения русскому языку как иностранному: дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 192 с.
6. Раннева Н.А., Самойлова Н.Б. Концептуальная модель тестовой системы контроля на предвузовском этапе обучения РКИ // Слово. Грамматика. Речь. 2015. № 16. С. 501-503.
7. Руденко-Моргун О.И., Жиндаева А.Г. Электронные упражнения как средство фор-мирования лексических и грамматических навыков на этапе довузовской подготовки ино-фонов // Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 3. С. 186–192.
8. Румянцева Н.М. Проблемы адаптивного тестирования адаптации тестов к национальными личностным особенностям тестируемых // Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы. Научно-методические очерки. Терминологический словарь / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. М.: Московский государственный университет печати, 2003. С. 64–74.
9. Румянцева Н.М., Рубцова Д.Н., Терёчик Л.Б. К проблеме разработки национально-ориентированных тестов по РКИ // Русский тест: теория и практика. 2017. № 5. С. 13-18.
10. Тарчимаева Л.Ц. Тестирование как современная форма педагогического контроля в обучении русскому языку как иностранцев // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 129–132.
11. Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Комплексная технология компьютерного тестирования // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 112-121.
12. Нестеров С.А., Сметанина М.В. Оценка качества тестовых заданий средствами ди-станционного обучения Moodle // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2013. № 5(181). С. 87–92.
13. Протасова И.В., Толстобров А.П., Коржик И.А. Методика анализа и повышения качества тестов в системе электронного обучения Мoodle // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2014. № 3. С. 61-72.
14. Амелина И. О., Ковалева Т. В. Использование видеофильмов как эффективного средства повышения мотивации в языковом образовании // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 4. С. 69–81.
15. Stepanova N.S., Amelina I.O., Gromenko M.V., Kovaleva T.V. RFL Online Course in Moodle LMS: Development and Application // TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students' Na-tional Identity. М., 2021. С. 905-919.
16. Ковалева Т.В., Шульгина Н.П. Электронный учебник по РКИ как учебник нового типа // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25–26 марта 2021 года) / отв. ред. А.Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, А. П. Еремеева, А. Ю. Устинов, С. С. Фролкова. М.: МПГУ, 2021. С. 423-440.
17. Толстобров А.П., Коржик И.А. Возможности анализа и повышения качества те-стовых заданий при использовании сетевой системы управления обучением Moodle // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и ин-формационные технологии. 2008. № 2. С.100–106.
18. Чиркина А.А., Булгакова Н.В. Использование возможностей среды дистанционно-го обучения Moodle для оценки качества текстов // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 73-й Регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов (Витебск, 11 марта 2021 г.). Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. C. 61-64.
Рецензия
Для цитирования:
Ковалева Т.В., Амелина И.О. Лингводидактическое тестирование в цифровой среде как инструмент обучения и контроля формирования языковой компетенции инофонов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):106-120. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-106-120
For citation:
Kovaleva T.V., Amelina I.O. Linguodidactic Testing in the Digital Environment as a Tool for Teaching and Controlling the Formation of Language Competence of Foreign Speakers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):106-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-106-120