Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности социальной ситуации развития ребенка при аллергическом заболевании

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-174-182

Аннотация

При всем многообразии подходов к изучению социальной ситуации развития ребенка при наличии у него соматического неблагополучия, в настоящее время недостаточно внимания уделяется проблематике возникновения и течения аллергии неясного генеза. Рассмотрение аллергии неясного генеза сквозь призму психосоматической реакции невозможно без учета социальной ситуации развития ребенка. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности социальной ситуации развития ребенка посредством изучения различных психологических характеристик, начиная от особенностей внутрисемейных конфликтов, типа воспитания, качества контакта между матерью и ребенком и заканчивая прошлым опытом взаимодействия матери ребенка с собственной матерью. Целью исследования является изучение особенностей социальной ситуации развития ребенка при проявлении аллергии как ясного, так и не-ясного генеза. В статье представлены результаты исследования 63 матерей с детьми, которые разделились в дальнейшем на три группы в зависимости от наличия выставленного диагноза: аллергия ясно-го/неясного генеза или ее отсутствие.

Учитывая поставленные цели, в нашем исследовании были использованы группы методов, ориентированные на изучение особенностей социальной ситуации развития ребенка: клиническая беседа, анализ медицинской документации, разработанная анкета, направленная на диагностическое обследование матерей и их детей, имеющих аллергию неясного генеза, а также детей, не имеющих аллергию неясного генеза, с целью выявления факторов риска нарушений психического и психосоматического здоровья, пси-ходиагностические методы.

По результатам проведенного исследования в статье представлено дифференцированное выявление факторов нарушения социальной ситуации развития ребенка, посредством изучения качества контакта между матерью и ребенком, определения значимости влияния прошлого негативного опыта взаимодействия с собственной матерью; нарушенных внутрисемейных отношений, что в дальнейшем может выступать триггером проявления аллергии неясного генеза у детей.

Об авторах

Т. Д. Василенко
Курский государственный медицинский университет
Россия

Василенко Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии

305041

ул. Карла Маркса, д. 3

г. Курск



А. И. Блюм
Курский государственный медицинский университет
Россия

Блюм Анна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии

305041

ул. Карла Маркса, д. 3

г. Курск



А. Д. Богомазов
Курский государственный медицинский университет
Россия

Богомазов Алексей Дмитриевич, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры педиатрии

305041

ул. Карла Маркса, д. 3

г. Курск



Список литературы

1. Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н. Ранние эмоциональные дефициты и психосоматическое здоровье младенца // Человек и его здоровье. 2016. №3. С. 117-124.

2. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. № 1. URL: http:// medpsy.ru

3. Филиппова Г.Г. Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. №2.

4. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 70-83.

5. Николаева В. В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок: штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995. N 2. С. 10–21.

6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

7. Чемурзиева М.М., Погорова Р.И. Эмоциональная привязанность ребенка к матери // Кронос. 2019. Т. 2. С. 30-32.

8. Баранов А. А. Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т.1. С. 128-134.

9. Блюм А.И., Василенко Т.Д. Роль материнского отношения в формировании само-повреждающего поведения у ребенка // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т.10, №3 (38). С. 223–232.

10. Василенко Т.Д., Воробьёва М.Е. Качество взаимодействия матери и ребенка как фактор формирования здоровья // Педиатр. 2016. Т.7, №1. С. 151-155.


Рецензия

Для цитирования:


Василенко Т.Д., Блюм А.И., Богомазов А.Д. Особенности социальной ситуации развития ребенка при аллергическом заболевании. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):174-182. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-174-182

For citation:


Vasilenko T.D., Blum A.I., Bogomazov A.D. Features of the Social Situation of a Child's Development with an Allergic Disease. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):174-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-174-182

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)