Исследование изменений языковой способности на основе данных вербального ассоциативного эксперимента
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-70-79
Аннотация
Изменения языковой способности носителей языка под влиянием стремительного развития техно-логий и трансформации окружающего мира является одной из актуальных проблем современной психо-лингвистики. Материалом исследования послужили данные русского ассоциативного словаря (конец 80-х − начало 90-х гг. ХХ в.) и результаты свободного ассоциативного эксперимента, представленные в мультилингвальном ассоциативном тезаурусе вежливости (2020 г.). В рамках теории речевой деятельности пару стимул − реакция принято рассматривать как речевое действие. Согласно разработанной нами модели речевого действия, его существенными составляющими являются способы и средства предицирования. В работе показано, что в структуре ассоциативных полей «собака» разного времени фиксации произошли значительные изменения, акцентирующие динамику языковой способности носителей языка. Количество речевых действий полного цикла синтаксирования уменьшилось на 26 %, а доля синтаксических примитивов и топиккоммент структур увеличилась на 10 % и 16 % соответственно, что свидетельствует о снижении уровня потенциальной готовности к продуцированию и восприятию речевых действий полного цикла синтаксирования. Изменения средств предицирования речевого действия проявились в различной иерархии структурных компонентов анализируемого ассоциативного поля. Экспериментально выявленное сокращение доли операциональных ассоциатов (-14 %) и эмоционально-оценочных реакций (- 26 %) свидетельcтвует об уменьшении значимости эмотивных и языковых ориентиров при формировании ассоциативной связи, а также диагностирует снижение уровня языковой компетенции. Увеличение доли понятийных реакций (+12 %) и реакций-представлений (+28 %) акцентирует доминирование когнитивных ориентиров при продуцировании речевых действий.
Об авторе
Н. И. СтепыкинРоссия
Степыкин Николай Иванович, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики
305040
ул. 50 лет Октября, 94
Курск
Список литературы
1. Пищальникова В. А. Интеграция лингвистических дисциплин как объективная необходимость развития современного языковедения // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 6. Москва; Барнаул, 2003. С. 3−16.
2. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82. No 4. С. 61–74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74.
3. Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография / науч. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: Ин-т языкознания, ММА, 2021. 626 с. http://dx.doi.org/10.30982/978-5-6045633-7-3
4. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психо-лингвистики / В.А. Пищальникова, К.С. Карданова-Бирюкова, Н.С. Панарина, Н.И. Степыкин, А.И. Хлопова, С.Н. Шевченко; под ред. В.А. Пищальниковой. М.: Р. Валент, 2019. 200 с.
5. Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2011. 240 с.
6. De Deyne S., Storms G. Word associations: Network and semantic properties // Behavior Research Methods. 2008. Vol. 40. P. 213–231. http://dx.doi.org/10.3758/BRM.40.1.198
7. Fitzpatrick T. Word association patterns: unpacking the assumptions // International Journal of Applied Linguistics. 2007. Vol. 17 (3). P. 319–331. http://dx.doi.org/10.1111/j.1473-4192.2007.00172.x
8. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант-Омск, 2005. 260 с.
9. Nelson D. L., McEvoy C. L., Schreiber T. A. The University of South Florida free asso-ciation, rhyme, and word fragment norms // Behavior Research Methods, Instruments, & Com-puters, 2004. Vol. 36. P. 402–407. http://dx.doi.org/10.3758/BF03195588
10. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь: в 2 т. М.: Астрель: АСТ, 2002. 992 с.
11. Леонтьев A. A. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с. 12. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. No 3. С. 749–761.
12. РАС – Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. URL: http://tesaurus.ru/dict/
13. Степыкин Н. И., Миронова Д. М. Проект мультилингвального ассоциативного тезауруса вежливости. Курск, 2020. 205 с.
14. Степыкин Н. И. Речевое действие как психолингвистический механизм порожде-ния и актуализации смысла: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2021. 457 с.
15. Степыкин Н. И. Потенциал применения формализованных параметров для моделирования речевого действия // Научный диалог. 2021. № 8. С. 112–127. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-112-127
16. Степыкин Н. И. Динамика механизмов речевого действия (на материале ассоциативного поля "зло") // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 4 (820). С. 69–80.
17. Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. М.: Р. Валент, 2021. 488 с.
Рецензия
Для цитирования:
Степыкин Н.И. Исследование изменений языковой способности на основе данных вербального ассоциативного эксперимента. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):70-79. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-70-79
For citation:
Stepykin N.I. Study of Changes in Language Ability Based on Data from a Word Association Test. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-70-79