Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск
Том 13, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF
8-18 153
Аннотация

   Статья посвящена описанию результатов количественного анализа данных экспериментального исследования русских феминитивов.

   Актуальность выбранного объекта обусловлена наблюдающимся в настоящее время всплеском словотворчества в области именований лиц женского пола.

   Изучение процесса функционирования значений существительных, именующих женщин, с позиций психолингвистики представляется новым и перспективным направлением лингвистических исследований. В целях определения стратегий и механизмов идентификации значений феминитивов носителями языка было предпринято экспериментальное психолингвистическое исследование, в задачи которого входили детерминация субъективной оценки степени частотности и понятности предложенных слов-стимулов, изучение их актуализированности в сознании участников эксперимента. В данной статье описывается ход организации и проведения экспериментального психолингвистического исследования, приводятся результаты первого этапа обработки экспериментальных данных, а именно реакций, полученных в процессе распознавания испытуемыми слов-стимулов как знакомых / незнакомых, и оценивания ими степени понятности их значений. Полученные цифры для удобства анализа выражены в процентном соотношении и представлены в сводных таблицах. На основе их анализа формулируются некоторые выводы. В частности, установлено, что только 20 % списка слов-стимулов знакомо примерно половине молодых людей, принявших участие в исследовании. При этом количественные характеристики «непонятности» феминитивов существенно выше: максимально понятная номинация женщин распознана как таковая только 54,5 % испытуемых в то время, как наименее понятный феминитив оценён как таковой практически 90 % участников. Кроме того, вопреки ожиданиям приводимые данные не демонстрируют склонности молодых людей к лучшему восприятию и пониманию именований женщин, возникших в последнее время, по сравнению с феминитивами, вошедшими в более ранние лексикографические источники.

19-30 168
Аннотация

   Одним из актуальных направлений современной медиалингвистики выступает изучение языка радио. Такие компоненты радиотекста, как имя радиостанции, слоганы, рефрены, названия рубрик и программ, могут по-разному влиять на популярность медиа и в различной степени способствовать укреплению его репутации.

   Целью данного исследования является выявление ключевых элементов радиотекста, способствующих продвижению на лингвистическом уровне брендов «Авторадио», радио «Курс» и радио «Искатель».

   В работе применены методы наблюдения, сплошной выборки, количественного и семантического анализа, систематизации и сопоставления языкового материала. Установлено, что наиболее значимыми вербальными формами продвижения анализируемых медиа-брендов выступают имя радио и слоган. Наименование радио позволяет слушателю соотносить контент и порождаемые впечатления, вырабатывает устойчивые ассоциации с радиостанцией. Во всех трех случаях имя радио выступает сильной позицией бренда, отражая его идею; вне иных речевых формул наиболее часто оно звучит на «Авторадио». Слоганы служат раскрытию уникальной концепции каждой из радиостанций, подчеркивая их конкурентное преимущество; наиболее четко такая концепция раскрывается в имени и слоганах «Авторадио» и радио «Курс». Развитие внутреннего образа, находящего отражение в вербальном логотипе радиостанции, за счет использования языковой игры (в первую очередь, полисемии), использование лексических средств, подчеркивающих исключительное превосходство радио по определенному признаку, делают ключевые слоганы медиабрендов уникальными и эффективными. Помимо имени радио и слоганов, продвижению медиабрендов способствует использование в эфире рефренов и названий рубрик / программ, привязанных к имени радиостанции, однако такой потенциал брендинга используется в полном объеме не всеми аудиальными СМИ.

31-42 164
Аннотация

   Статья представляет собой комплексный анализ образа России, построенный на основе теоретических изысканий и результатов ассоциативного эксперимента, проведенного с двумя группами испытуемых: основной (17-25 лет) и контрольной (26-50 лет).

   Целью является исследование восприятия образа России в контексте современной глобализации и смены социокультурной парадигмы.

   Объектом изучения выступают представители современного поколения российской молодежи.

   Предметом изучения является образ России, формируемый в сознании современной молодежи под влиянием внешних и внутренних
факторов.

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения взаимоотношений в триаде человек-культура-глобализация, в которой активная молодежная прослойка занимает важное место, исполняя роль индикатора общественного настроения и детерминанта культурных ценностей.

   Новизна исследования заключается в рассмотрении образа России через призму восприятия слов-стимулов «глобализация», «культура» по результатам проведенного ассоциативного эксперимента, осуществленного посредством двух методик – свободного ассоциативного эксперимента и направленного ассоциативного
эксперимента.

   Анализ полученных данных осуществляется в рамках междисциплинарного подхода: психолингвистического, лингвофилософского и социологического. Применяется методика герменевтического и сопоставительного анализа слов image и εἷδoς. Рассматривается вопрос: что доминирует в языковом сознании представителей современной молодежи относительно образа России: «имидж» как искусственный конструкт, насаждаемый извне, или конструируемый усилиями ума и духа «эйдос»? По итогам исследования был получен ряд ассоциативных реакций на слова-стимулы, показывающий, что образ России в представлениях основной возрастной группы формируется преимущественно под воздействием внешних факторов, обусловленных современным медиапространством (Интернет, социальные сети), а не в результате внутренних факторов (работа воли, духа и разума).

43-54 155
Аннотация

   Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью определить динамику характера использования прецедентных единиц как показателя уровня языковой компетенции в современной испанской публицистике.

   Цель работы: выявление факторов, влияющих на употребление прецедентных единиц, и некоторых тенденций в динамике их содержания в современной испанской публицистике.

   Объектом исследования выступают прецедентные единицы, предметом – их языковая реализация в современной испанской прессе.

   В задачи исследования входят анализ репрезентации прецедентных единиц в современной публицистике, определение их содержания и характера функционирования в данной области.

   В ходе исследования применялись методы наблюдения, дефиниционного, количественного, контекстуального, компонентного и дискурс-анализа. Работа проводилась с опорой на Diccionario de dichos y frases hechas / словарь поговорок и устойчивых выражений Альберто Буитраго, для отслеживания частотности употребления прецедентных единиц использовался Корпус испанского языка XXI века (CORPES XXI). В работе отмечена тенденция к изменению значений прецедентных единиц в современной испанской публицистике. При актуализации культурного содержания, представленного в совокупности прецедентных единиц испанской лингвокультуры, авторы статей используют их преимущественно в качестве элементов заголовков, привлекающих внимание читателей, при этом в самом тексте значение данной единицы, как правило, сопровождается пояснением, что говорит о начавшемся процессе деактуализации данного выражения. Любой, даже минимальный, сдвиг в ценностной парадигме приводит к изменению содержания прецедентной единицы, потере связи с ее изначальным содержанием и даже со временем к полной деактуализации значения.

55-62 259
Аннотация

   В статье проанализирована теоретико-методологическая база, лежащая в основе современной французской этнолингвистики, изучающей соотношение языка и культуры этноса. Каждый народ создает свою картину мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей в синхронии и диахронии. При этом язык, религия, антропологические признаки этноса могут повторяться у других народов с их обрядами, ритуалами, верованиями, представлениями, находящими свое выражение, это всегда отличает одну лингвокультуру от другой.

   Актуальность темы определяется необходимостью оценки развития современной французской этнолингвистики, соотнесения традиционной и французской лингвистической терминологии.

   Материалами исследования являются современные статьи по французской этнолингвистике и анализу дискурса.

   Целью исследования является установление и анализ особенностей теоретических работ по современной французской этнолингвистике.

   Для достижения данной цели нами были использованы общетеоретические методы сравнения, описания и собственно лингвистические методы логического сопоставления, структурный метод. Исследование отдельных семантических групп и полей лексики, взаимодействие этнолингвистики и французской школы анализа дискурса образуют особую методологическую основу современной французской этнолингвистики. Этнолингвистика выделяется как специфическая
междисциплинарная и самостоятельная область лингвистики, объединяющая исследование лингвистического, социального и культурного аспекта языка. В результате проведенного исследования было установлено, что специфика методологии французской этнолингвистики проявляется в ее связи со школой анализа дискурса, что позволяет включать в материал исследования изучение языкового существования малых социальных групп и разных форм реализации языка – устной и письменной.

63-72 189
Аннотация

   В статье рассматривается вопрос о системе именований персонажей в повести А. П. Гайдара «Судьба барабанщика». В работе уделяется внимание языку художественной прозы писателя как источнику для подробного лингвистического анализа.

   Новизна исследования видится в том, что в статье впервые дается систематический анализ именований героев в повести и проводится сопоставление с идеологической основой произведения.

   Актуальность исследования связана с необходимостью подробного изучения языка художественной прозы А. П. Гайдара, а анализ системы именований персонажей является одним из его аспектов.

   В статье рассматривается понятие синонимии имен собственных, говорится об ее условности. Для анализа было взято понятие антроподублетности, которое позволяет относить и имена нарицательные в систему именований персонажей повести. В статье доказано, что принципы именований показательны. Доказывается, что произведение строится на контрасте «свой – чужой», именно с этим делением связан принцип наделения героев именами. В статье авторы дают специальные формулы именований, демонстрирующие типичные модели именований персонажей повести. Авторы указывают на динамику номинации, которая зависит от восприятия человека. Многие имена в процессе развития сюжета заменяются на экспрессивные и непринужденные. Авторы останавливаются на особенностях детской речи, которые также играют особую роль в номинации героев и показывают неповторимость восприятия детьми окружающих их людей. В статье также рассматриваются безымянные герои и объясняется отсутствие их номинаций. Доказано, что такие герои являются воплощением какой-то определенной идеологии, которой писатель уделяет особое внимание.

73-81 167
Аннотация

   Важность данного исследования объясняется непосредственной связью рассматриваемой в нем проблематики с приоритетными направлениями развития современной антропоцентрически и функционально ориентированной лингвистики, обусловливающими научный интерес к изучению языка и проблематике речевого воздействия на сознание индивидов, в том числе к эксплицитной форме воздействия. В статье рассматриваются некоторые способы создания образа России в политическом дискурсе современной Грузии в условиях межгосударственного конфликта, активно применяемые в информационной войне и реализуемые путем использования тактики создания образа врага, что представляется наивысшей формой дискредитации имиджа России. В работе освещаются особенности функционирования языковых средств, используемые в технологии демонизации противника с учетом таких факторов, как ситуация общения, ее характеристики. Правильное использование способов речевого воздействия, их выразительных возможностей способствует достижению желаемого результата. Данное исследование актуально для специалистов, занимающихся изучением дискурса, национальных и лингвокультурных особенностей политического дискурса, а также для лиц, интересующихся способами создания негативных образов вероятного противника у массового адресата.

82-96 147
Аннотация

   Современный подход к подготовке кадров для сферы ресторанного бизнеса базируется, прежде всего, на высоких требованиях работодателей к персоналу. Данная отрасль сферы услуг в сопоставлении с иными сферам деятельности отличается повышенной динамикой появления новых предпочтений клиентуры. Эта особенность приводит к изменчивости подхода к организации образовательной деятельности. Вырабатываются новые методы обучения, учитывающие особенности внедряемых организациями общественного питания новых технологий и совершенствование стандартов обслуживания клиентов. Соответственно, проблема выбора способов и методов профессионального обучения приобретает все большую значимость и актуальность.

   Целью освоения учебной дисциплины «Деловая культура в ресторанном бизнесе» выступает формирование у студентов компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.03. Гостиничное дело (профиль «Ресторанная деятельность»).

   Для достижения поставленной цели решается ряд задач: изучить особенности дисциплины «Деловая культура в ресторанном бизнесе»; проанализировать современные подходы к освоению данной дисциплины; изучить особенности формирования профессиональных навыков для осуществления профессиональной деятельности; оценить эффективность использования современных цифровых методов в обучении.

   В процессе настоящего исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение публикаций теоретического и практического характера по вопросам применения интерактивных технологий в обучении.

   Произведена выборка публикаций, посвященных совершенствованию процесса обучения студентов. На основании теоретического обобщения был запланирован и проведен педагогический эксперимент. Сопоставление полученных данных по результатам проведенного педагогического эксперимента позволяет утверждать, что использование интерактивных технологий в учебном процессе, а именно при проведении практических занятий по учебному предмету «Деловая культура в ресторанном бизнесе», позволяет повысить уровень эффективности освоения учебных компетенций. Проведенное исследование показало, что интерактивным подходом можно с высокой степенью эффективности дополнить использование традиционных технологий в обучении студентов, повышая уровень индивидуализации профессионального обучения, придавая ему творческий характер.

97-105 140
Аннотация

   Все творчество великого русского педагога К. Д. Ушинского насквозь пронизано идеей создания национальной педагогической системы, основой которой является понятие «народность». По его мнению, «народность» возможно и нужно воспитывать в ребенке прежде всего средствами родного языка и родной литературы.

   Актуальность представленной работы заключается в преломлении идеи народности к современному уроку литературы в профессиональной подготовке в образовательных организациях СПО.

   Авторы представили методические приемы, используемые при анализе художественных произведений, которые позволяют формировать не только предметно-образное мышление, но и эмпатию обучающегося, чувство сопереживания, приобщать его к национальным традициям.

   Целью статьи является соотнесение идеи народности образования и воспитания, сформулированной К. Д. Ушинским, с традиционными и новыми подходами к изучению литературы.

   В работе приведены конкретные приемы работы по анализу художественного текста, позволяющие достичь поставленной цели. Апробация методов и приемов работы проходила на уроках литературы в ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». В рамках данного исследования использовались следующие методы: для изучения педагогического наследия К. Д. Ушинского применен метод историко-педагогических исследований. Отбор и формулирование вопросов и заданий осуществлялся с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся. Выводы были сформулированы благодаря использованию метода наблюдения за учебным процессом и анализу творческих работ. Результатом работы авторы считают предложенную систему вопросов и заданий, которая может быть использована в качестве образца при анализе художественных произведений с целью преломления в современный урок литературы исторического наследия К. Д. Ушинского и его идеи «народности». Авторы считают необходимым продолжить соотнесение идеи народности с используемыми сегодня методами работы по анализу художественного текста.

106-117 179
Аннотация

   Масштаб распространения травли среди подростков приобретает глобальный характер. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями подвергаются эмоциональному, физическому и психическому давлению в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает необходимость разработки и внедрения антибуллинговой компетентностной модели профилактики. В исследовании приняли участие 26 подростков ОКОУ «Школа-интернат № 3» г. Курска в возрасте 14-16 лет. Сбор данных производился с помощью наблюдения и беседы с использованием стандартизированных методик диагностики социально-психологических детерминант буллинга. Реализация констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента предусматривала диагностику риска буллинга, социометрического статуса и степени распространенности травли в образовательной среде, а также оценку результатов с помощью статистических методов математического анализа («Statistica 11.0»). Разработанная в соответствии с компетентностной моделью профилактики школьного буллинга среди подростков программа направлена на снижение уровня травли через оптимизацию их внутригрупповых взаимоотношений. Оценка результатов ее внедрения засвидетельствовала изменения в степени распространенности буллинга и изменение статусно-ролевой структуры экспериментальной группы в сравнении с контрольной и с результатами первичной диагностики, а значит, и ее эффективность. Классный коллектив показал высокую степень сплоченности, дисциплинированности и организованности. Успешно выполнены мероприятия по информационному просвещению всех участников образовательного процесса, созданию благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе для всестороннего развития личности подростков с интеллектуальными нарушениями. Подростки продемонстрировали высокую активность не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время.

118-126 327
Аннотация

   Цель исследования. Навык эффективной коммуникации является не только важнейшей составляющей в деятельности квалифицированного специалиста, но и делает повседневное общение более доверительным, менее агрессивным и зависимым. Это подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных ученых, программами бизнес-тренеров, практической работой специалистов по коучингу и консалтингу. Целью нашей работы является теоретико-экспериментальное исследование применения трансформационных игр как инструмента для развития навыка эффективной коммуникации студентов. В статье исследован навык эффективной коммуникации студентов по различным критериям. Показаны результаты применения программы развития навыка эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр.

   Методы. Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко призвана определить, в какой мере люди способны проявлять терпимость к другим людям в деловом и межличностном общении. Тест «Коммуникативные умения» Михельсона Л. в модификации Гильбуха Ю. З. мы использовали для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Для исследования умения проявлять эмпатию используется методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). В формирующей части нашей работы мы применяли трансформационные переговорные игры «Эффект красной розы. Лучшие техники убеждения» и «Сказать «НЕТ».

   Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что значительное число студентов имеют трудности в управлении эмоциями, которые негативно влияют на межличностное общение. Тестирование показало, что основная часть студентов имеют средний уровень общей коммуникативной толерантности. Студенты используют агрессивную (давящее поведение) и зависимую (неуверенное поведение) позиции в общении. Значительное количество студентов демонстрируют низкий уровень отклика чувствами, который затрудняет контакт с окружающими людьми.

   Заключение. Таким образом, необходима целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков студентов. Для этой цели нами разработана программа развития навыков эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр, эффективность которой была доказана на практике и статистически.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)