Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Проблемы современной французской этнолингвистики

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-55-62

Аннотация

   В статье проанализирована теоретико-методологическая база, лежащая в основе современной французской этнолингвистики, изучающей соотношение языка и культуры этноса. Каждый народ создает свою картину мира, определяет духовные и нравственные приоритеты, формирует этническое самосознание и систему жизненных ценностей в синхронии и диахронии. При этом язык, религия, антропологические признаки этноса могут повторяться у других народов с их обрядами, ритуалами, верованиями, представлениями, находящими свое выражение, это всегда отличает одну лингвокультуру от другой.

   Актуальность темы определяется необходимостью оценки развития современной французской этнолингвистики, соотнесения традиционной и французской лингвистической терминологии.

   Материалами исследования являются современные статьи по французской этнолингвистике и анализу дискурса.

   Целью исследования является установление и анализ особенностей теоретических работ по современной французской этнолингвистике.

   Для достижения данной цели нами были использованы общетеоретические методы сравнения, описания и собственно лингвистические методы логического сопоставления, структурный метод. Исследование отдельных семантических групп и полей лексики, взаимодействие этнолингвистики и французской школы анализа дискурса образуют особую методологическую основу современной французской этнолингвистики. Этнолингвистика выделяется как специфическая
междисциплинарная и самостоятельная область лингвистики, объединяющая исследование лингвистического, социального и культурного аспекта языка. В результате проведенного исследования было установлено, что специфика методологии французской этнолингвистики проявляется в ее связи со школой анализа дискурса, что позволяет включать в материал исследования изучение языкового существования малых социальных групп и разных форм реализации языка – устной и письменной.

Об авторе

Н. В. Верещагина
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Ника Васильевна Верещагина, аспирант

кафедра общего и сравнительного языкознания

119034

ул. Остоженка, д. 38

Москва



Список литературы

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. 4-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2005. 368 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 683 с.

3. Кабакова Г.И. Французская этнолингвистика: проблематика и методология. 1993. № 6. С. 100-113.

4. Martinet A.P. La linguistique: Guide alphabetique / ed. par. Martinet Α/Ρ.1969. 490 p.

5. Maingueneau D. Le tour ethnolinguistique de l'analyse du discours. In: Langages, 26ᵉ année, n°105, 1992. Ethnolinguistique de l'écrit. pp. 114-125.

6. Calame-Griaule G. Ethnologie et sciences du langage / Les sciences du langage en France au XX-ieme siecle / ed. par Pottier B. P., 1992. 593 p.

7. Calame-Griaule G. Maurice Leenhardt, pionnier de l'ethnolinguistique // Journal de la Société des océanistes. 1978. n°58-59, tome 34, pp. 43-44.

8. Métais P. L'œuvre ethnologique et sociologique de Maurice Leenhardt // Journal de la Société des océanistes, 1954, tome 10, pp. 51-69.

9. Pottier B. Le domaine de l’etholinguistique // Langages. 1970. № 18. pp. 3-11.

10. Paveau M.-A. Le langage des militaires. Éléments pour une ethnolinguistique de l'armée de terre française // L'Information Grammaticale, 1996. N. 69. Pp. 53-55.

11. Calame-Griaule G. Colloque « théorie et méthodes de l'ethnolinguistique » // Journal des africanistes, 1979, tome 49, fascicule 1, pp. 163-164.


Рецензия

Для цитирования:


Верещагина Н.В. Проблемы современной французской этнолингвистики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):55-62. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-55-62

For citation:


Vereshchagina N.V. Problems of Contemporary French Ethnolinguistics. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-55-62

Просмотров: 258


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)