Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Реализация идеи народности в образовательном процессе СПО (к 200-летию К. Д. Ушинского)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-97-105

Аннотация

   Все творчество великого русского педагога К. Д. Ушинского насквозь пронизано идеей создания национальной педагогической системы, основой которой является понятие «народность». По его мнению, «народность» возможно и нужно воспитывать в ребенке прежде всего средствами родного языка и родной литературы.

   Актуальность представленной работы заключается в преломлении идеи народности к современному уроку литературы в профессиональной подготовке в образовательных организациях СПО.

   Авторы представили методические приемы, используемые при анализе художественных произведений, которые позволяют формировать не только предметно-образное мышление, но и эмпатию обучающегося, чувство сопереживания, приобщать его к национальным традициям.

   Целью статьи является соотнесение идеи народности образования и воспитания, сформулированной К. Д. Ушинским, с традиционными и новыми подходами к изучению литературы.

   В работе приведены конкретные приемы работы по анализу художественного текста, позволяющие достичь поставленной цели. Апробация методов и приемов работы проходила на уроках литературы в ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». В рамках данного исследования использовались следующие методы: для изучения педагогического наследия К. Д. Ушинского применен метод историко-педагогических исследований. Отбор и формулирование вопросов и заданий осуществлялся с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся. Выводы были сформулированы благодаря использованию метода наблюдения за учебным процессом и анализу творческих работ. Результатом работы авторы считают предложенную систему вопросов и заданий, которая может быть использована в качестве образца при анализе художественных произведений с целью преломления в современный урок литературы исторического наследия К. Д. Ушинского и его идеи «народности». Авторы считают необходимым продолжить соотнесение идеи народности с используемыми сегодня методами работы по анализу художественного текста.

Об авторах

Л. И. Коновалова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Людмила Ивановна Коновалова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

кафедра образовательных технологий в филологии

191186

Набережная реки Мойки, д. 48

Санкт-Петербург



Л. А. Семенова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Людмила Анатольевна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра экспертизы и управления недвижимостью, горного дела

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Российское образование: история и современность / под. ред. С. Ф. Егорова. М., 1994. С. 169.

2. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.1. СПб., 1890. С. 388.

3. Цимбаев Н.И. Московские споры либерального времени // Русское общество 40-50-х гг. XIX века. Ч.1: Записки А.И. Кошелева. М., 1991.

4. Белинский В.Г. Ответ «Москвитянину» // Избр. филос. соч. Т. 11. М., 1948. С. 334.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч.: в 6 т. М., 1988. Т. 1.

6. Ушинский К.Д. Родное слово // Пед. соч.: в 6 т. М., 1989. Т. 4. С. 108.

7. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. соч. : в 6 т. М., 1988. Т. 2.

8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

9. Скоробогатов В.А. Коновалова Л.И. Феномен воображения. СПб., 2002. 115 с.

10. Ушинский К.Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского // Пед. соч.: в 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 324.


Рецензия

Для цитирования:


Коновалова Л.И., Семенова Л.А. Реализация идеи народности в образовательном процессе СПО (к 200-летию К. Д. Ушинского). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):97-105. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-97-105

For citation:


Konovalova L.I., Semenova L.A. The Implementation of the Idea of Nationality in the Educational Process of SPO (to the 200th Anniversary of K. D. Ushinsky). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):97-105. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-97-105

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)