Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Образ России в сознании современной молодежи через восприятие слов-стимулов «глобализация» и «культура» (по материалам ассоциативного эксперимента)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-31-42

Аннотация

   Статья представляет собой комплексный анализ образа России, построенный на основе теоретических изысканий и результатов ассоциативного эксперимента, проведенного с двумя группами испытуемых: основной (17-25 лет) и контрольной (26-50 лет).

   Целью является исследование восприятия образа России в контексте современной глобализации и смены социокультурной парадигмы.

   Объектом изучения выступают представители современного поколения российской молодежи.

   Предметом изучения является образ России, формируемый в сознании современной молодежи под влиянием внешних и внутренних
факторов.

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения взаимоотношений в триаде человек-культура-глобализация, в которой активная молодежная прослойка занимает важное место, исполняя роль индикатора общественного настроения и детерминанта культурных ценностей.

   Новизна исследования заключается в рассмотрении образа России через призму восприятия слов-стимулов «глобализация», «культура» по результатам проведенного ассоциативного эксперимента, осуществленного посредством двух методик – свободного ассоциативного эксперимента и направленного ассоциативного
эксперимента.

   Анализ полученных данных осуществляется в рамках междисциплинарного подхода: психолингвистического, лингвофилософского и социологического. Применяется методика герменевтического и сопоставительного анализа слов image и εἷδoς. Рассматривается вопрос: что доминирует в языковом сознании представителей современной молодежи относительно образа России: «имидж» как искусственный конструкт, насаждаемый извне, или конструируемый усилиями ума и духа «эйдос»? По итогам исследования был получен ряд ассоциативных реакций на слова-стимулы, показывающий, что образ России в представлениях основной возрастной группы формируется преимущественно под воздействием внешних факторов, обусловленных современным медиапространством (Интернет, социальные сети), а не в результате внутренних факторов (работа воли, духа и разума).

Об авторах

Р. В. Попадинец
Юго-Западный государственный университет
Россия

Роман Васильевич Попадинец, кандидат филологических наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



О. А. Андреева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ольга Александровна Андреева, кандидат философских наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Андреева О. А. Левина Л. В. Детерминация образа России с древности до современности: лингвофилософский подход // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9(89). С. 33-38. doi: 10.24158/fik.2021.9.5.

2. Сюзюмов М. Я. К вопросу о происхождении слова «Ρώς», «Ρωσία», Россия // Вестник древней истории. 1940. Т. 2 (11). С. 121–123.

3. Назаренко А. В. Глава I. Имя «Русь» в древнейшей западноевропейской языковой

4. традиции (IX–XII века) // Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. С. 11–50.

5. Методология семиотико-герменевтического анализа мифологизированного образа России / С. А. Гончаров, О. М. Гончарова, Н. Н. Королева [и др.] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2009. № 10. С. 1359

6. Annenkova A. V. Some Results of Psycholinguistic Research of Polycode Advertising Texts: Gender Factor Influence // SHS Web of Conferences: The conference proceedings, Volgograd, 23–28 апреля 2019 года. Volgograd: EDP Sciences. 2019. P. 00004. doi: 10.1051/shsconf/20196900004.

7. Попадинец Р. В., Сороколетова А. В. Особенности трансформации образа России в сознании современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2021. № 10(164). С. 70-76. doi: 10.24158/tipor.2021.10.9.

8. Tanygina E. A. The Inner Image of Russian Color Term Черный (Black) (Experimental Study) // SHS Web of Conferences : The conference proceedings, Volgograd, 23–28 апреля 2019 года. Volgograd: EDP Sciences, 2019. P. 00117. doi: 10.1051/shsconf/20196900117.

9. Zubkova O. S. Annenkova A. V. Perception Peculiarities of Image Advertising Polycode Texts (Some Results of Experimental Research) // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. No 8. Pp. 189-202.

10. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант-Омск, 2005. 260 с.

11. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. Москва: Гнозис, 2005. 543 с.

12. Анненкова А. В., Таныгина Е. А. Образ России в современных СМИ (на примере материалов русскоязычных новостных онлайн-агрегаторов) // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9(98). С. 26-31. doi: 10.24158/pep.2021.9.4.

13. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. М.: Логос, 2004. С. 272.


Рецензия

Для цитирования:


Попадинец Р.В., Андреева О.А. Образ России в сознании современной молодежи через восприятие слов-стимулов «глобализация» и «культура» (по материалам ассоциативного эксперимента). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):31-42. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-31-42

For citation:


Popadinets R.V., Andreeva O.A. The image of Russia in the Minds of Modern Youth Through the Perception of the Stimulus Words "Globalization", "Culture" (Based on the Materials of an Associative Experiment). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):31-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-31-42

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)