Профилактика школьного буллинга среди подростков отдельных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: модель антибуллинговой компетентности и оценка ее эффективности
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-106-117
Аннотация
Масштаб распространения травли среди подростков приобретает глобальный характер. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями подвергаются эмоциональному, физическому и психическому давлению в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает необходимость разработки и внедрения антибуллинговой компетентностной модели профилактики. В исследовании приняли участие 26 подростков ОКОУ «Школа-интернат № 3» г. Курска в возрасте 14-16 лет. Сбор данных производился с помощью наблюдения и беседы с использованием стандартизированных методик диагностики социально-психологических детерминант буллинга. Реализация констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента предусматривала диагностику риска буллинга, социометрического статуса и степени распространенности травли в образовательной среде, а также оценку результатов с помощью статистических методов математического анализа («Statistica 11.0»). Разработанная в соответствии с компетентностной моделью профилактики школьного буллинга среди подростков программа направлена на снижение уровня травли через оптимизацию их внутригрупповых взаимоотношений. Оценка результатов ее внедрения засвидетельствовала изменения в степени распространенности буллинга и изменение статусно-ролевой структуры экспериментальной группы в сравнении с контрольной и с результатами первичной диагностики, а значит, и ее эффективность. Классный коллектив показал высокую степень сплоченности, дисциплинированности и организованности. Успешно выполнены мероприятия по информационному просвещению всех участников образовательного процесса, созданию благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе для всестороннего развития личности подростков с интеллектуальными нарушениями. Подростки продемонстрировали высокую активность не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время.
Об авторах
Л. Н. МолчановаРоссия
Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса, д. 3
Курск
Researcher ID: AAF-9625-2019
А. В. Фомина
Россия
Анастасия Викторовна Фомина, аспирант, ассистент
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса, д. 3
Курск
Список литературы
1. В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. URL: https://rg.ru/2022/10/12/v-gosdume-podgotovlen-zakonoproekt-o-borbe-s-travlej-detej-v-shkolah.html. (дата обращения:22. 12. 2022).
2. Противодействие насилию в школе, травле и кибербуллингу // ИИТО ЮНЕСКО. URL: https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/. (дата обращения:09. 01. 2023).
3. «Стоп, травля!»: эксперты ЮНЕСКО рассказали о принципах успешной борьбы с буллингом // ИИТО ЮНЕСКО. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/stop-travlya/. (дата обращения:09. 01. 2023).
4. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97-119.
5. Скавычева Е.Н. Буллинг в школьном коллективе умственно отсталых учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 202-205.
6. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.
7. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломова // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон [принят Гос. Думой 21. 12. 2012] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч.1) Ст. 7598.
9. Макарова Е.А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии // Вестник ТИУиЭ. 2018. № 1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-psihologicheskoe-yavlenie-izuchaemoe-v-ramkah-viktimologii?ysclid=lopszspgx3412150152 (дата обращения: 06. 02. 2023).
10. Молчанова Д.В. Современные подходы к диагностике социальной структуры подростковой группы // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности : сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции. Институт общественных наук РАНХиГС; НИУ ВШЭ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. М., 2020. С. 129-130.
11. Волкова Е.Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n3/Volkova, свободный (дата обращения: 09. 12. 2022).
12. Моисеева А. И. О международном опыте преодоления буллинга // Обзор. НЦПТИ. 2018. № 4 (15). С. 30-37.
13. Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 45-52. doi: 10.17759/jmfp.2019080305.
14. Bradshaw CP. Translating research to practice in bullying prevention // American Psychologist. 2015. 70(4), 322-332. doi: 10.1037/a0039114.
15. Cristina Salmivalli, Lydia Laninga-Wijnen, Sarah T. Malamut, Claire F. Garandeau. Bullying Prevention in Adolescence: Solutions and New Challenges from the Past Decade // JOURNAL OF RESEARCH ON ADOLESCENCE. 2021. 31(4), 1023–1046. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34820956/. doi: 10.1111/jora.12688.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова Л.Н., Фомина А.В. Профилактика школьного буллинга среди подростков отдельных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: модель антибуллинговой компетентности и оценка ее эффективности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):106-117. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-106-117
For citation:
Molchanova L.N., Fomina A.V. Prevention of School Bullying Among Adolescents of Individual Educational Organizations for Students with Disabilities: a Model of Antibulling Competence and Evaluation of its Efficiency. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):106-117. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-106-117