Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Трансформационные игры как инструмент развития навыка эффективной коммуникации студентов

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

Аннотация

   Цель исследования. Навык эффективной коммуникации является не только важнейшей составляющей в деятельности квалифицированного специалиста, но и делает повседневное общение более доверительным, менее агрессивным и зависимым. Это подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных ученых, программами бизнес-тренеров, практической работой специалистов по коучингу и консалтингу. Целью нашей работы является теоретико-экспериментальное исследование применения трансформационных игр как инструмента для развития навыка эффективной коммуникации студентов. В статье исследован навык эффективной коммуникации студентов по различным критериям. Показаны результаты применения программы развития навыка эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр.

   Методы. Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко призвана определить, в какой мере люди способны проявлять терпимость к другим людям в деловом и межличностном общении. Тест «Коммуникативные умения» Михельсона Л. в модификации Гильбуха Ю. З. мы использовали для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Для исследования умения проявлять эмпатию используется методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). В формирующей части нашей работы мы применяли трансформационные переговорные игры «Эффект красной розы. Лучшие техники убеждения» и «Сказать «НЕТ».

   Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что значительное число студентов имеют трудности в управлении эмоциями, которые негативно влияют на межличностное общение. Тестирование показало, что основная часть студентов имеют средний уровень общей коммуникативной толерантности. Студенты используют агрессивную (давящее поведение) и зависимую (неуверенное поведение) позиции в общении. Значительное количество студентов демонстрируют низкий уровень отклика чувствами, который затрудняет контакт с окружающими людьми.

   Заключение. Таким образом, необходима целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков студентов. Для этой цели нами разработана программа развития навыков эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр, эффективность которой была доказана на практике и статистически.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Витальевна Иванова, кандидат психологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Е. В. Алтунина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Елена Владимировна Алтунина, магистрант

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



О. А. Данько
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Ольга Александровна Данько, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков № 1

117997

Стремянный переулок, д. 36

Москва



Список литературы

1. Бахтин М.М. Антрополингвистика: избранные труды. М.: Лабиринт, 2010. 255 с.

2. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. СПб., 2010. 198 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.

5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. М.: Ленанд, 2014. 211 с.

6. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 94 с.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: истоки и перспективы / Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. СПб.: СПбГУП, 2010. 532 с.

8. Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2015. 671 с.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.

10. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. 96 с.

11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

12. Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии. Игрофикация помогающих практик. Сборник статей / отв. ред. Ковалёва М.А. М.: Профессиональная гильдия психологов-игропрактиков, 2019. 84 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Алтунина Е.В., Данько О.А. Трансформационные игры как инструмент развития навыка эффективной коммуникации студентов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):118-126. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

For citation:


Ivanova T.V., Altunina E.V., Danko O.A. Transformational Games as a Tool for Developing Students' Effective Communication Skills. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):118-126. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

Просмотров: 327


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)