Развитие социокультурной компетенции обучающихся на материале песен военной тематики
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-31-43
Аннотация
Статья посвящена раскрытию особенностей работы с материалом песен военной тематики в целях развития социокультурной компетенции при обучении иностранцев русскому языку.
Актуальность исследования определяется необходимостью рассмотрения вопросов использования песен военной тематики для развития социокультурной компетенции, что отвечает установкам современной методики обучения русскому языку как иностранному на овладение языком в условиях диалога культур, а также на формирование положительного образа России в сознании инофонов.
Цель работы – раскрыть дидактический потенциал песен военной тематики в лингвообразовательном процессе, доказать эффективность использования таких песен как дидактического средства для развития социокультурной компетенции иностранных обучающихся, рассмотреть организацию работы с применением указанного материала на занятиях по русскому языку как иностранному.
Интеграция материалов песен военной тематики с целью совершенствования социокультурной компетенции иностранцев проводилась на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в рамках обучения русскому языку как иностранному на предвузовском этапе. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, обобщение), опытное обучение, а также метод опроса и статистический метод. Материалом исследования являются тексты песен военной тематики, разработанная система заданий к ним, а также результаты опроса обучающихся, проведенного в рамках опытного обучения.
Использование песенного материала военной тематики в лингвообразовательном процессе с иностранными обучающимися представляется дидактически перспективным для развития их социокультурной компетенции. Продуманная работа с выбранным учебным средством в рамках трех последовательных этапов (подготовительного, основного и завершающего) и с опорой на диалог культур позволяет формировать и расширять знания инофонов о русских традициях, истории, менталитете русского народа, подкрепляя их интерес к стране, ее языку, народу и культуре, способствуя формированию положительного образа России в сознании иностранцев.
Об авторе
И. О. АмелинаРоссия
Амелина Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
Autor ID: 739989
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Степанова Н.С., Громенко М.В., Амелина И.О. Межкультурный диалог на занятиях по РКИ в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей III Международной научно-практической конференции (Курск, 27–28 мая 2021 г.). Курск: ЮЗГУ, 2021. С. 56-62.
2. Степанова Н.С. Использование адаптационного потенциала лингвокультурной информации в процессе изучения русского языка как иностранного // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 2(95). С. 305–309.
3. Амелина И.О., Ковалева Т.В. Лингвокультурологический комментарий как средство погружения инофонов в русскую ментальность при изучении локального текста (на примере работы с очерком Е. И. Носова «Дорога к дому») // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 3. С. 175188. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188.
4. Noospheric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students / N.N. Romanova, I.O. Amelina, T.P. Skorikova, G.M. Petrova // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. 10 (Special Issue). P. 158–171. https://doi.org/10.22055/rals.2019.14681
5. Use of Music and Songs as Pedagogical Tools in Teaching English as Foreign Language Contexts / Tribhuwan Kumar, Shamim Akhter, Mehrunnisa Yunus, Atefeh Shamsy // Education Research International. 2022. P. 1-9. https://doi.org/10.1155/2022/3384067.
6. Потапенко Т.А. «Этот день мы приближали как могли...». Песни о войне на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2010. № 2 (219). С. 4-26.
7. Рагулина Э.С., Арзамасцева Н.Ю. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. №4 (4). С. 18-22.
8. Богачева А.В. Работа с песней как способ создания искусственной языковой среды на занятиях РКИ // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 7-10.
9. Чекина А.А. «Музыкальная фонетика» как средство формирования социокультурной компетенции на продвинутом этапе обучения РКИ // Актуальные вопросы речевого взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой юбилею профессора Л. А. Месеняшиной (Челябинск, 24 октября 2019 г.). Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. С. 217-223.
10. Носова М.Б. Песни как источник дискурсивной информации на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 07 февраля 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. С. 421-427.
11. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2020. №2 (46). С. 62–74.
12. Рябчикова Е.Е. Принципы и приемы создания методического пособия «Праздники России» для работы с аутентичными текстами и песнями при обучении РКИ на уровне С1 // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира: материалы XII Международной студенческой научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 22 апреля 2021 г.). Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2021. С. 245-252.
13. Эрюн Ли., Юйкун Ли. Культуроведческий подход к преподаванию РКИ: использование песен «Дороги» и «Надежда» при обучении иностранцев вокального профиля // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2019. № 4 (24). С. 20-23.
14. Ануфриева В.Л. Песни в разговорном клубе как один из способов развития навыков речевой деятельности у иностранных военнослужащих // Инновационные технологии в педагогике высшей школы: материалы VII Международной межвузовской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 25 декабря 2020 г.). СПб., Петергоф: Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской федерации, 2021. С. 280-284.
15. Бурдун С.В., Епатко Т.А. Строевая песня в обучении русскому языку как иностранному на подготовительном курсе военного вуза // Русский язык в военном вузе. 2024. № 1 (13). С. 14-21.
16. Ильина С.А., Немцова Н.М. Роль праздничных мероприятий в адаптации иностранных студентов российских вузов (из опыта работы) // Primo Aspectu. 2023. № 4 (56). С. 87-92.
17. Потапенко Т.Г., Потапенко Т.А. Знакомство с историей России через народные песни о войне // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник научных трудов VI Международной научно-методической онлайнконференции, посвященной 86-летию Курского государственного медицинского университета (Курск, 13 мая 2021 г.). Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. С. 174-178.
18. Потапенко Т.Г., Потапенко Т.А. Год памяти и славы через военные и антивоенные песни ХХ века // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов VII Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 31 октября – 01 ноября 2019 г.). СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2019. С. 295-297.
19. Лешутина И. А., Лёвушкина А. М. Современный подход к понятию учебной мотивации в обучении РКИ: критерии формирования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. Т. 14, № 2. С. 115-126. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126.
Рецензия
Для цитирования:
Амелина И.О. Развитие социокультурной компетенции обучающихся на материале песен военной тематики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):31-43. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-31-43
For citation:
Amelina I.O. Development of students’ sociocultural competence with the use of war-themed songs. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):31-43. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-31-43