Влияние индивидуальных характеристик личности субъектов образовательного процесса на конфликтное взаимодействие в диаде педагог – обучающийся
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-150-165
Аннотация
Актуальность настоящего исследования определена тем, что, конфликты как социальное явление в образовательном учреждении являются довольно частым явлением. Школа выступает ведущим социальным институтом в процессе обучения и воспитания молодого поколения. В связи с этим обучающийся, даже не являясь прямым участником конфликта, может чувствовать его негативные последствия и тем самым усваивать отрицательные стереотипы поведения. Перед коллективом педагогов особенно остро стоит проблема нахождения конструктивных способов разрешения конфликтов, которые, в свою очередь, могут негативно отразиться не только на личности самих обучающихся, но и на образовательном процессе в целом.
Цель данной статьи заключается в изучение взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности субъектов образовательного процесса.
Благодаря проведенному психологическому эксперименту были даны определения понятий субъектов образовательного процесса (педагога и обучающегося); выделены и охарактеризованы особенности протекания конфликтов в диаде учитель начальных классов – обучающийся; рассмотрена роль индивидуальных свойств личности педагога в образовательном процессе; проведено эмпирическое исследование взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности педагога; проанализированы особенности индивидуальных свойств обучающихся через призму стиля поведения педагога; осуществлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи конфликтного поведения и индивидуальных свойств личности педагога и обучающегося.
В исследовании применялись следующие методики: методика «Опросник для определения стиля руководства коллективом» А.Л. Журавлёва; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва; опросник «Опросник враждебности Басса-Дарки, BDHI».
В представленном психологическом исследовании были использованы различные методы анализа полученной информации, включая качественные и количественные подходы, а также математические методы обработки данных.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ТарасоваРоссия
Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
2. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. 320 с.
3. Клименских М.В., Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе. Екатеринбург: Изд-во Урал. федерал. ун-та, 2015. 76 с.
4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 401 с.
5. Аллахвердова О.В. Центр разрешения конфликтов: рекомендации по организации. СПб.: Центр разрешения конфликтов, 2009. 40 с.
6. Самоукина, Н. И. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во: «ИНТОР», 1997. 192 с
7. Денисова Е.В., Наумова Т.В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №15. С. 569.
8. Опросник стиля руководства коллективом. URL: https://psytests.org/work/osrtkZ.html (дата обращения: 18.07.2024).
9. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». URL: https://nekrasovspb.ru/doc/18agressiv.pdf (дата обращения: 18.07.2024).
10. Опросник враждебности Басса-Дарки, BDHI. URL: https://psytests.org/confl/bdhi.html (дата обращения: 18.07.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В. Влияние индивидуальных характеристик личности субъектов образовательного процесса на конфликтное взаимодействие в диаде педагог – обучающийся. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):150-165. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-150-165
For citation:
Tarasova N.V. The influence of individual personality characteristics of subjects of the educational process on conflict interaction in the teacher-student dyad. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):150-165. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-150-165