Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Специфика формирования социокультурной идентичности личности под влиянием информационной среды

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-83-95

Аннотация

Цель исследования. Современные социальные медиа создают принципиально новый формат формирования идентичности, который нуждается во всестороннем изучении. Целью данной работы стало теоретическое обоснование и эмпирическое исследование особенностей формирования социокультурной идентичности современной молодежи и анализ влияния масс-медиа среды на этот процесс.

Методы: сбор и анализ информации по данной теме, диагностический опрос, анкетирование. В экспериментальном исследовании были использованы: анкета «Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения»; «Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ)» Крупенко О.В., Фролова О.В., методика Дж. Винни «Гражданская идентичность» в модификации Шакуровой М.В.

Результаты. Формирование социокультурной идентичности личности в настоящее время осуществляется в контексте новой социокультурной реальности, которая формируется под влиянием постоянного развития цифровых технологий и масштабного информационного влияния масс-медиа на личность. Особая роль при этом отводится Интернет-площадкам, мессенджерам, системам поиска и передачи информации, которые прочно вошли в повседневную жизнь и влияют на социокультурную идентичность нового поколения. СМИ и цифровые технологии становятся основой для формирования нового типа культуры и коммуникации и опосредованно определяют специфику самоидентификации личности. Формирование социокультурной идентичности молодежи может быть как процессом осознанного выбора и адаптации к культурным ценностям и нормам, так и результатом воздействия внешних обстоятельств и стихийного влияния социокультурной среды. Молодежь формирует свою социокультурную идентичность под влиянием различных факторов, но наиболее значимыми для них являются Интернетресурсы, социальные сети, средства массовой информации. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что в настоящее время влияние СМИ на формирование идентичности личности крайне велико, поскольку современное общество все больше зависит от средств массовой информации, которые определяют ценности, убеждения и представления о мире, способствуют созданию социальных образов и стереотипов, определяющих во многом то, как люди видят, оценивают и представляют себя и других.

Заключение. В настоящее время существенным образом изменяется процесс самоидентификации личности. Существенную роль в этом играет массовая культура, развитие новых форм коммуникации и изменение культурных практик, включающих практики дистанционного и виртуального общения и взаимодействия. Массовая культура, медиа и цифровая культура разнопланово влияют на самоидентификацию современной молодежи. Современные масс-медиа позволяют молодым людям получать информацию о себе и окружающем мире намного быстрее, чем прежде и в максимально полном объеме. Социальные сети, блоги, видеохостинги и другие платформы позволяют молодежи создавать и продвигать свой образ, делиться своими идеями и убеждениями и строить свою собственную онлайн-идентичность. Однако возможны и негативные последствия влияния указанных факторов, например, формирование негативных стереотипов, создание искаженных или ложных форм для идентификации.

Об авторе

Н. Н. Ананьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Пузько В.И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации // Философия и общество. 2007. Вып. №4(48). С. 98-113.

2. Акимова И.А. Средства массовой информации как фактор формирования идентичности личности в современном обществе // Сервис plus. 2009. №1 (3). С.10 –14.

3. Чухин С.Г. Факторы и закономерности формирования идентичности личности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 114–131. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-114-131.

4. Голорова М.В. Проблема идентичности в современном социогуманитарном знании // Цивилизационный образ будущего России: пути и средства достижения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2020. С. 34–38.

5. Гордова Т.В. Философские и социально-психологические подходы к исследованию проблемы идентичности // Вестник Российского философского общества. 2020. № 1–2 (91–92). С. 121–130.

6. Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск; Изд-во НГПУ, 2000. 256 с.

7. Кузина Д.В. Идентичность как предмет психологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 122–126.

8. Кунц Г.Н. Основные компоненты личностной идентичности // Студенческий вестник. 2021. № 20–2 (165). С. 80–81.

9. Лебедева М.В. Идентичность как социально-психологический феномен // Интернаука. 2021. № 19–2 (195). С. 68–69.

10. Нечаев А.В. Где живет идентичность // Социальные явления. 2020. Т. 10, № 1. С. 3–6.

11. Поломошнов А.Ф. Современные концепции идентичности // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 4–2 (38). С. 18–25.

12. Поломошнов П.А. Проблема идентичности личности в контексте интегративного подхода // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5. С. 128–136.

13. Проскурина Е.А. Идентичность как категория в системе научного социальнополитического знания: экспликация понятия // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2020. № 2 (32). С. 146–152.

14. Смольянинова Т.С. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 56. С. 30–40.

15. Холодова А.А. Метафизическое пространство идентичности и идентичности личности, его границы в рамках цивилизационной парадигмы // Kant. 2021. № 1 (38). С. 179– 182.

16. Шакурова М.В. Определение критериев оценки социокультурного пространства в социальных практиках // Социальная педагогика. 2019. № 3. С. 68–72.

17. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

18. Крымчанинова М.В. Образы масс-медиа как фактор формирования социальной и политической идентичности российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 6. C. 13-32.

19. Проблемы конструирования идентичности россиян в дискурсе СМИ под влиянием концепта «информационная война» / О.И. Асташова, Э.В. Булатова, Л.В. Енина [и др.]; под ред. Э. В. Чепкиной. М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 196 с.

20. Асташова О.И. Национально-гражданская идентичность россиян в религиозном медиадискурсе // Известия Уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1 (159). С. 33–41.


Рецензия

Для цитирования:


Ананьева Н.Н. Специфика формирования социокультурной идентичности личности под влиянием информационной среды. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):83-95. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-83-95

For citation:


Ananyeva N.N. Specifics of the formation of a person’s sociocultural identity under the influence of mass media and the digital environment. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-83-95

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)