Место VR-технологий в освоении дисциплины «Туристский потенциал Курской области»
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-44-61
Аннотация
Актуальность определяется востребованностью изучения возможностей VR-технологий в процессе преподавания учебного курса «Туристский потенциал Курской области». В условиях современного образования, где традиционные методы обучения нередко оказываются недостаточными для полного усвоения материала, внедрение VR-технологий становится особенно востребованным. Именно они способны создать иммерсивную среду, позволяющую студентам не только визуально, но и эмоционально погрузиться в изучаемый предмет, что значительно повышает интерес и мотивацию к обучению. В этом контексте статья имеет практическую и теоретическую значимость. Целью работы является показ места VR-технологий при освоении студентами направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело», профиль «Ресторанная деятельность», дисциплины «Туристский потенциал Курской области».
Задачи вытекают из темы исследования и состоят в том, чтобы: 1) продемонстрировать возможности и преимущества VR-технологий в образовательном процессе; 2) оценить эффект от применения VR-технологий для формирования практических умений у студентов направления подготовки 43.03.03
«Гостиничное дело», профиль «Ресторанная деятельность»; 3) сформулировать предложения по широкому использованию VR-технологий в образовательном процессе.
Методология исследования включает в себя методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, дополненные методами наблюдения, беседы и анкетирования.
Результатом исследования стало выявление перспективных направлений применения VR-технологий в образовательном процессе при изучении дисциплины «Туристский потенциал Курской области», что включает разработку методических рекомендаций и предложений по внедрению этих технологий в обучение. Таким образом, использование VR-технологий может существенно обогатить учебный процесс, сделав его более интерактивным и эффективным. При освоении студентами дисциплины «Туристский потенциал Курской области» место VR-технологий сложно переоценить. Именно они способны качественно продемонстрировать региональные туристские ресурсы благодаря интерактивности и визуализации.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. СмирноваРоссия
Смирнова Марина Алексеевна, преподаватель кафедры истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Н. Е. Горюшкина
Россия
;Горюшкина Наталья Евгеньевна, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. А. Петров
Россия
Петров Александр Александрович, преподаватель кафедры истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Каракозов С.Д. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и образование. 2020. № 10(319). С. 6-16. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-10-6-16.
2. Исмоилов Ш.М. Виртуальная реальность и дополненная реальность в образовательных дисциплинах // Инновационные решения для повышения конкурентоспособности отечественной науки: сборник статей международной научной конференции. СПб.: ООО "Международный институт перспективных исследований им. Ломоносова", 2024. С. 2931. https://doi.org/10.58351/240525.2024.58.95.003.
3. Столяров И.С. Применение виртуальной реальности в сфере образования // Диспетчеризация и управление в электроэнергетике: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Казань: КГЭУ, 2024. С. 640-642.
4. Сушкевич А.С. Образование будущего: дополненная и виртуальная реальность при изучении предметов профессионального цикла // Цифровая трансформация образования: Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции. Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 315-319.
5. Дмитриева В.А., Святец Ю.А. Реконструкция прошлого в познавательном пространстве «виртуальных реальностей» Step by step // Круг идей: модели и технологии исторической информатики: труды III конференции Ассоциации «История и компьютер». М.: МГУ, 1996. 345 с.
6. Виртуальная реальность // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/ virtual-naia-real-nost-ececdb (дата обращения: 10.10.2024).
7. Петров А.А. Виртуальная реальность как инновация в сфере туризма // Туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 04 апреля 2024 г.). Курск, 2024. С. 66-70.
8. Айвазова Ю.А. Виртуальная реальность в образовании реальность? // Студент и наука. 2019. № 4(11). С. 39-43.
9. ВШЭ сравнила долю выпускников IT-вузов в России и США ВШЭ: доля выпускников в IT в вузах России выше, чем в США // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64f61ca39a79470ef40f6ead (дата обращения: 10.10.2024).
10. Theoretical aspects of entrepreneurial education for hospitality industry / N. Goryushkina, N. Voinova, O. Voronkova, et al. // Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. Vol. 10, No. 4(36). P. 835-841. https://doi.org/10.14505/jemt.10.4(36).14.
11. Нечитайленко Р.А., Воробьев А.И. Перспективные цифровые технологии в сфере online-образования: искусственный интеллект, виртуальная реальность и блокчейн // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021. Т. 1. С. 203-206.
12. Горюшкина Н.Е., Ворошилова О.Л. Малые исторические города Курской области: туристско-экскурсионный потенциал // Краеведческие записки: сборник статей. Курск: ООО «Инвестсфера», 2016. Т. 4.С. 22-27.
13. Смирнова М.А., Крюкова Г. Н. Туристическая привлекательность Курской области и города Курска // Актуальные проблемы развития туристской индустрии: материалы международной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 239-246.
14. История Курского края: социокультурный экскурс / Е. Л. Алферова, Ю.В. Быкова, Н.Е. Горюшкина [и др.]. Курск: ЮЗГУ, 2015. 216 с.
15. Саидов Ж.А. У., Жулибекова Ф.А. К. Причины использования виртуальной реальности в образовательных и обучающих курсах, и модель, определяющая, когда использовать виртуальную реальность // Студенческие научные достижения: сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 30-35.
16. Абушенкова М.В. Использование средств информационных технологий при подготовке специалистов гостиничного дела // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции. Курск: ЮЗГУ, 2021. Т. 2. С. 126-131.
17. Мулеронко Р.А. Проблемы применения технологий виртуальной реальности в образовании // Электронный научный журнал. 2016. № 12-1(15). С. 169-176.
18. Музлова А.Д., Черемисин Д.Г., Мкртчян В.Р. Технологии расширенной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) в образовании и бизнесе // Символ науки: международный научный журнал. 2024. № 1-2. С. 43-44.
19. Ануров А.С., Зенин М.И. Иммерсивные технологии в образовательной среде // Цифровизация в глобальном научном пространстве: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 21 января 2024 г.). Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2024. С. 10-13.
20. Середа И.А., Ермаков И.В. Применение виртуальной и дополненной реальности в образовании // Студенческий. 2024. № 2-1(256). С. 41-43.
21. Рсалина Л.А. Иммерсивная виртуальная реальность как педагогический инструмент в образовании // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. С. 9-14.
22. Шрайнер Д.О., Выборнов О. А. Инновации в образовании и их влияние на обучение // Научный Лидер. 2024. № 3(153). С. 33-34.
23. Горюшкина Н.Е., Родионова Е.А. Экскурсия и ее роль при подготовке специалистов в области гостеприимства // Актуальные проблемы развития туристской индустрии / под ред. Н.Е. Горюшкиной, С.А. Никифорова. Курск: ЮЗГУ, 2019. С. 50-59.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова М.А., Горюшкина Н.Е., Петров А.А. Место VR-технологий в освоении дисциплины «Туристский потенциал Курской области». Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):44-61. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-44-61
For citation:
Smirnova, M.A., Goryushkina N.E., Petrov A.A. The place of VR technologies in the development of the discipline «The tourist potential of the Kursk region». Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):44-61. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-44-61