Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение старшеклассников

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-166-178

Аннотация

.

В современной социокультурной среде актуальность проблемы воздействия индивидуальной оценки собственной личности на формирование профессиональной идентичности в период юношеского возраста приобретает важное значение. Это связано с тем, что именно в этот период происходит активное формирование самосознания, когда молодые люди начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, а также определять свои жизненные приоритеты и цели. Индивидуальная самооценка играет ключевую роль в этом процессе, так как она является способностью субъекта формировать концепцию собственного "Я", анализировать собственные поступки, а также оценивать свои умения, навыки и личностные качества. Высокий уровень самооценки может способствовать более уверенным шагам в выборе профессии, в то время как низкая самооценка может привести к неуверенности и затруднениям в профессиональном самоопределении.

Цель исследования состоит в выявлении связи уровня самооценки с профессиональным самоопределением среди старшеклассников.

В данной работе был проведен библиометрический анализ проблемы, а также выполнено эмпирическое исследование, которое дало возможность глубже понять связь между этими явлениями.

Для достижения целей данного исследования были задействованы разнообразные методологические подходы, среди которых выделяются системный, социально-психологический и аксиологический, при этом особое внимание уделялось гуманистическому принципу, который стал основой для анализа и интерпретации полученных данных. Эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование и психодиагностические методы, сыграли ключевую роль в сборе данных, что дало возможность получить комплексные и многогранные сведения о влиянии самооценки на формирование и развитие профессиональной идентичности. Таким образом, сочетание различных методов и подходов обеспечило более полное и глубокое понимание исследуемой проблемы.

Об авторе

Н. С. Тимофеев
Юго-Западный государственный университет
Россия

Тимофеев Никита Сергеевич, преподаватель кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Бедов А.Н. Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности // II-я Всероссийская научно-практическая конф. «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие: методологи и практики» (11-12 ноября 2008 г.): сб. материалов. М.: Издательство МЭСИ, 2008. С. 243-251.

2. Климов Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология: материалы Всес. семинара-совещания. Пермь, 10-14 апреля 1973 г. Пермь, 1974. С. 124-147.

3. Ильясов М. Профориентация в свете новых ценностей образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 5. С. 73-76.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб. : СПбГУП, 2003. 615 с.

5. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 210 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. Вопросы детской возрастной психологии. М.: Говорящая книга, 2020. 872 c.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; под ред. А.А. Бодалева. 3-е изд., стер. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. 431 с.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1968.

10. А.Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева). М.: Издательство МГУ, 2020. 290 c.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2012. 705 с.

12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

13. Захарова А.В. Современные психотехнологии в управлении, политике, бизнесе, образовании и искусстве. М., 2024. С. 256-264.

14. Бандура А. Самоэффективность: теоретические и практические аспекты. М.: Питер, 1997.

15. Тодорова И. Самооценка и ее влияние на личностное развитие // Психология и образование. 2015. №2(1). С. 45-58.

16. Шепель В. А. Психология межличностных отношений. М.: КНОРУС, 2018.

17. Громова Н. Психология самооценки: от теории к практике. М.: Речь, 2022.

18. Леви Л. Психология самооценки: как укрепить уверенность в себе. СПб.: Питер, 2002.

19. Меррилл К. Психология личности: теория и практика. М.: Эксмо, 2010.

20. Костюков В. Самооценка и ее роль в межличностных взаимодействиях // Современные исследования в психологии. 2019. №3(2). С. 112-120.

21. Громова Н. Психология самооценки: от теории к практике. М.: Речь, 2022.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеев Н.С. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение старшеклассников. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):166-178. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-166-178

For citation:


Timofeev N.S. The influence of self-esteem level on professional self-determination of high school students. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):166-178. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-166-178

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)