Сравнение интернет-зависимости и депрессии у студентов технического и гуманитарного направлений подготовок
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-110-120
Аннотация
.
На сегодняшний день к Всемирной сети Интернет подключены миллиарды пользователей со всего мира. Современный пользователь обладает практически неограниченным и свободным доступом к сети Интернет, который стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Даже при наличии положительных качеств интернета, он имеет «подводные камни», одним из которых является избыточная зависимость пребывания в данной сети. Такое явление получило название «интернет-зависимость» или
«интернет-аддикация». Чаще всего такое явление, как «интернет-зависимость» свойственно для подростков, а также представителей студенческой молодежи. Большая часть студентов подвержена оказаться в группе риска интернет-зависимости. К причинам возникновения данной зависимости можно отнести постоянное времяпрепровождение во Всемирной сети Интернет и не способность вовремя отключиться. Также учитываются и такие особенности личности, как возрастные, психологические, индивидуальные и социальные, которые, в свою очередь, тоже оказывают влияние на возникновение интернет-зависимости. Представителям, у которых ярко выражена интернет-аддикция, чаще всего приписывают недостаток или же вовсе отсутствие социальных контактов в обществе, недостаточно развитую коммуникацию с людьми, одиночество и различные психологические нарушения. Ряд проведенных психологических исследований в области изучения интернет-зависимости показывают, что людям, страдающим данной зависимостью, присуща, депрессия, другие показывают, что данная взаимосвязь незначительна. Чтобы доказать или опровергнуть данные высказывания нами было организовано предварительное эмпирическое исследование, в котором мы изучали степень проявления депрессивных состояний у студенческой молодежи, страдающей интернет-аддикцией.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что у студентов, которые страдают интернет-аддикцией, есть вероятность возникновения депрессивных состояний в отличие от тех студентов, у которых отсутствует данная зависимость. Для проведения эмпирического исследования нами были использованы такие методики для проведения психологической диагностики, как: 1. Шкала интернет-зависимости Чена (CIAS), которая была разработана китайским ученым С. Ченом в 2003 году; 2. Шкала депрессии Бека-II, разработанная американским психиатром и психологом Ароном Беком в 1961 году.
В данном исследовании приняли участие студенты, которые обучаются в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» г. Курск, групп ЮР-33б (гуманитарное направление подготовки) и КС-21б (техническое направление подготовки). Общая выборка составила 50 человек в возрасте от 18 лет до 21 года.
Об авторе
А. И. АбдуллинРоссия
Абдуллин Арслан Ильнурович, преподаватель кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
2. Косова В.А. Взаимосвязь акцентуации характера и проявления интернет-зависимости у подростков, увлекающихся интернет-блогингом // StudNet. 2021. Т.4, № 4.
3. Хентонен А.Г., Турчанинов С.В. Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов // Молодой ученый. 2017. №4 (138). С. 393–396.
4. Шабалин О.М. О необходимости исследования влияния Интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних // Вестник ПГГПУ. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2. С. 175–180.
5. Калачева И.В. Особенности самоактуализации лиц с разным уровнем интернет-зависимости // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сборник научных статей. Брест, 2020. С. 17-22.
6. Ласыгина Е.А. Проблема интернет-зависимости подростков в России // Столица науки. 2020. № 6(23). С. 443-447.
7. Гармаева Т.В., Бухольцева Т.И. Особенности межличностных отношений подростков с проявлениями склонности к интернет-зависимости // Наукосфера. 2021. № 1-1. С. 4753.
8. Сельская О.В., Стерлигова О.П. Интернет-зависимость в эпоху цифровой экономики и ее влияние на индивидуальные особенности личности // Человеческий капитал. 2021. № S5-3(149). С. 125-129.
9. Калмыкова О.Ю. Взаимосвязь интернет-зависимости и депрессивных расстройств // Интеллектуальные ресурсы региональному развитию. 2021. № 1. С. 155-158.
10. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
11. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции: вопросы типологии, диагностики и классификации // Вопросы наркологии. 2020. №4 (187). С. 7–23.
12. Хуторянская Т.В., Петрова Л.Г., Нургалиева А.М. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 3. С. 25.
13. Тайгибова З.А., Рабаданова А.И. Психофизиологические особенности лиц с интернет-аддикцией // Вестник психофизиологии. 2021. № 1. С. 67-75.
14. Куликова Т.И. Психологические проблемы молодых людей, прибегающих к Интернет-общению // Международный научный журнал Интернаука. 2018. Т. 1, № 11(51). С. 53-55.
15. Печенкина М.А. Взаимосвязь степени зависимости от интернета и возникновения депрессивного состояния у юношей и девушек // Молодежная наука: тенденции развития. 2019. № 3. С. 21-27.
16. Шейнов В.П., Девицын А.С. Зависимость от смартфона и ее взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, уверенностью в себе и поведением в конфликтах // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7, № 4(28). С. 55-77. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2022_28_4_03.
17. Собитов И.З. Интернет-зависимость как фактор возникновения депрессии // Forcipe. 2019. Т. 2, № S1. С. 1009.
18. Иванова Т.В. Психологические особенности подростков с интернет-зависимостью // Провинциальные научные записки. 2018. № 1(7). С. 39-44.
19. Пономарев П.А., Прудова Н.С., Бабаева А.Ш. Влияние Интернета на духовный мир студентов // Заметки ученого. 2018. № 9(34). С. 66-69.
20. Абраменко Е.В. Кибермоббинг как глобальная Интернет-проблема в молодежной среде // Primo Aspectu. 2024. № 2(58). С. 31-39. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2024-258-31-39.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллин А.И. Сравнение интернет-зависимости и депрессии у студентов технического и гуманитарного направлений подготовок. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):110-120. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-110-120
For citation:
Abdullin A.I. Comparison of Internet addiction and depression among students of technical and humanitarian fields of study. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-110-120