Исследование особенностей развития надпрофессиональных компетенций (soft-skills) студентов вуза
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-121-131
Аннотация
В недавнем прошлом было принято считать, что квалифицированный специалист должен обладать набором профессиональных навыков, соответствующих его специализации. Однако процессы, происходящие в области модернизации и цифровизации современного общества, выдвигают принципиально другое требование: успешность специалиста определяется не только профессиональными компетенциями, но и, так называемыми, «надпрофессиональными компетенциями» (soft-skills). Спрос на мобильных и гибких работников, которые могут легко адаптироваться и осваиваться в рыночной системе, растет год от года. Однако многие молодые специалисты сталкиваются с проблемой отсутствия или недостаточной проработки гибких навыков, что затрудняет успешное продвижение по карьерной лестнице. В связи с этим, при реализации образовательного процесса в вузе особое внимание следует уделять развитию не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций, которые помогут выпускнику быстро адаптироваться к профессиональной среде. Востребованность надпрофессиональных навыков актуализирует поиск оптимальных и наиболее эффективных способов их развития для профессиональной деятельности.
Анализ результатов проведенного эмпирического исследования позволил определить актуальный уровень развития надпрофессиональных компетенций студентов для разработки рекомендаций по развитию надпрофессиональных компетенций (soft-skills). В качестве предмета исследования выступили такие надпрофессиональные компетенции, как коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Об авторах
Е. А. НикитинаРоссия
Никитина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
И. В. Будовская
Россия
Будовская Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Сидоров К.Р. Концепт «уровень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. 2014. Вып. 2. С. 40-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-uroven-prityazaniy-v-sovremennoy-psihologii?ysclid=lvgzv23rn9117517076
2. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Интерактивные формы обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения и рефлексивность: следствие или условие реализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. №1. С. 53-59.
3. Абашкина О.В. Soft skills: ключ к карьере // Справочник по управлению персоналом: научный журнал. 2008. № 9. С. 124-125.
4. Сорокопуд Е.Ю., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196.
5. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008. 190 с.
6. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. 312 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. 480 с.
8. Баурова Н.Н., Марченко А.А., Дьяконов И.Ф. Основные методы психологической диагностики в клинико-экспериментальных исследованиях. СПб.: СпецЛит, 2021. 335 с.
9. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68.
10. Никитина Е.А., Полякова Т.Н. Особенности учебной мотивации студентов // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 167-169.
11. Мягкие навыки (Soft Skills) – компетенции будущего / М.П. Лопушенко, Т.Ю. Якуба [и др.]. Хабаровск: ДВГНБ, 2023 36 c.
12. Романова Е.В. Причины и последствия неадекватной самооценки студентов // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-posledstviya-neadekvatnoy-samootsenki-studentov?ysclid=lvgzvqy86b524700956.
13. Шалова С.Ю. Экспериментальный подход к изучению самооценки знаний студентов // Науковедение: интернет-журнал. 2012. №4 (13). С. 1-8. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/26pvn412.pdf
14. Осин Е.Н. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала. URL: https://www.hse.ru/data/2012/08/28/1242770673/Осин%202011.pdf.
15. Никитина Е.А. Психологические особенности самооценки в студенческом возрасте // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-1 (44). С. 249251.
16. Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю., Микрюков Ю. В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 40-46.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Е.А., Будовская И.В. Исследование особенностей развития надпрофессиональных компетенций (soft-skills) студентов вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):121-131. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-121-131
For citation:
Nikitina E.A., Budovskay I.V. The empirical research of development features of students' soft-skills. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-121-131